ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ


ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ
        открытое вооруж. выступление к.-л. социальных групп или классов против существующей политич. власти. Наряду с В. в., которые носят массовый характер и преследуют революц. цели, имеют место и др. разновидности В. в.: бунт — стихийное, неорганизованное выступление масс, без чётко осознанной цели; путч — гл. обр. выступление офицерских групп с целью установления воен. диктатуры. В. в., преследующие реакционные цели, в сов. литературе обычно наз. мятежами (напр., Кронштадтский мятеж 1921).
        Марксистская теория особо выделяет такие В. в. против господств, классов, которые проходят с широким участием нар. масс (либо при их активной поддержке) и представляют собой один из способов революц. захвата политич. власти. В. в. возникают в ходе классовой борьбы. Они обычно являются ответом на насилие господств. эксплуататорских классов. В ряде случаев В. в. непосредственно не связаны с социальной революцией (напр., восстание Спартака). Но часто революция начинается с нар, восстания (взятие Бастилии, Октябрьское В. в. в Петрограде) или оно происходит в ходе революции (Декабрьские В. в. 1905 в России).
        Нет такого антагонистич. классового общества, которое не знало бы В. в. Главными их силами в докапиталистич. формациях были рабы.и крестьяне (крестьянские В. в. С. Т. Разина, Е. И. Пугачёва — в России, Жакерия — во Франции, Тайпинское восстание — в Китае). С выходом рабочего класса на историч. арену В. в. становится орудием его революц. борьбы против капитализма и одним из способов завоевания власти. Обобщая опыт пролет. В. в. 1848—49, основоположники марксизма создали теорию В. в., осн. принципы которой изложени Ф. Энгельсом в работе «Революция и контрреволюция в Германии».
        Дальнейшее развитие теория В. в. получила в трудах В. И. Ленина. В нач. 20 в. он считал В. в. наиболее вероятным средством завоевания власти рабочим классом. В. в., по Ленину, — важнейшее и самое энергичное, хотя и не во всех случаях обязательное, средство борьбы за социализм. Вопреки утверждениям рефор- мистов и ревизионистов, исключающих В. в. как способ завоевания власти, оно отнюдь не устарело в связи с развитием воен. техники. Несомненно, что это развитие поставило перед революционерами новые задачи, в частности работу с армией, привлечение её на свою сторону. Ленин детально разработал тактику, подчёркивающую необходимость смелого и решит. наступления с целью захвата власти в решающих центрах страны. Важное значение Ленин придавал вопросу подготовки, организации и руководства В. в.
        В проведении В. в. громадная роль принадлежит пролет. революц. партии, организац. деятельность крой позволяет довести его до победы. Ленин показал коренные отличия марксистской постановки вопроса от бланкистских и других левацких, авантюристич. взглядов, отождествляющих В. в. с революцией и считающих возможным проведение восстания в любое время, без учёта степени зрелости объективных и субъективных предпосылок революции. Классич. образцом проведения В. в. было Октябрьское В. в. в Петрограде 1917.
        Историч. опыт 20 в. свидетельствует, что В. в. остаётся важнейшим средством борьбы против реакц. режимов, за овладение политич. властью. Оно используется трудящимися против капитала (Гамбургское восстание1923, Астурийское восстание 1934 и др.), в борьбе за нац. освобождение, против фашизма (восстание 23 авг. 1944 в Румынии, восстание 9 сснт. 1944 в Болгарии, Пражское восстание 1945), является составной частью нац.-освободит. и демократич. революции (Египет-1952, Ирак — 1958, Португалия — 1974, Афганистан — 1978). В связи с существ. изменениями как во внутр. структуре капитализма, так и в соотношении сил между двумя мировыми системами, в совр. условиях значительно возросли возможности завоевания рабочим классом власти мирным путём, без В. в. и гражд. войны. Марксистские партии отвергают взгляды левацких теоретиков, по которым В. в. и гражд. война являются единств, средством революц. борьбы. Марксисты рассматривают В.в. как один из важнейших методов завоевания политич. власти в тех случаях, когда исключается возможность мирного завоевания власти и реакц. классы прибегают к насилию.
        Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8; его же, Введение к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», там же, т. 22; Ленин В. И., Две тактики, ПСС, т. 9; его да е, Революц. армия и революц. правительство, там же, т. 10; его же, Две тактики социал-демократии в демократич. революции, там же, т. 11; его же, Революция учит, там же; его же, Задачи отрядов революц. армии, там же; его же, Уроки моск. восстания, там же, т. 13; его ж е, Партизанская война, там же, т. 14; его же, К оценке рус. революции, там же, т. 17; е г о же, Марксизм и восстание, там же, т. 34; его же, Советы постороннего, там же; его же, Письмо к товарищам, там же; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Красин Ю. А., Ленин, революция, современность, М., 1967, с. 281—306.
        Р. Н. Блюм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ
открытое выступление нар. масс с оружием в руках против господств. классов; высшая степень выражения классовых антагонизмов; особый вид политич. борьбы, один из способов завоевания политич. власти. В. в. принципиально отличается от заговорщич., бланкистских способов "захвата" политич. власти. В. в. представляют собой выступления народных масс; они происходили в рабовладельч., феод. и капиталистич. эпохи. Историч. материализм рассматривает В. в. как закономерное явление в развитии антагонистич. формаций в эпоху революц. перехода от одной формации к другой.
Центральным вопросом всякой революции является вопрос о власти. Как правило, во всех прежних революциях этот вопрос решался открытым выступлением вооруж. нар. масс и сопровождался более или менее длительной гражданской войной. В период перехода от феодализма к капитализму буржуазия с готовностью пускала в ход оружие против своих классовых противников, пытавшихся преградить ей дорогу, и открыто провозглашала право масс на насилие в борьбе за утверждение новых, более прогрессивных общественных порядков. Марксизм-ленинизм учит, что В. в. – не единственная форма перехода власти в руки восходящего класса: политич. переворот, совершенный при переходе власти из рук одного класса в руки другого класса, может иметь как немирный, так и мирный характер. Ленин подчеркивал, что "рабочий класс предпочел бы, конечно, мирно взять в свои руки власть..." (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 4, с. 254).
Необходимость В. в. как крайнего средства завоевания политич. власти вызывается тем, что господств. классы не сходят добровольно с обществ. арены. Опираясь на весь аппарат гос-ва, они силой подавляют малейшие попытки лишить их классовых привилегий и тем самым навязывают нар. массам самые острые, насильств. формы и методы борьбы. В. в. становятся неизбежными в тех условиях, когда господств. классы достаточно сильны и организованы, чтобы применить оружие в борьбе против революц. выступлений нар. масс; к числу объективных предпосылок, обусловливающих неизбежность В. в., относятся соотношение классовых сил, степень организованности революц. класса и его противников, острота революц. ситуации. Следует особо подчеркнуть, что в совр. условиях, когда каждая бурж. страна вплетена в мировую систему капитализма, выбор форм и методов борьбы рабочего класса, в частности обращение к такому крайнему средству, как В. в., зависит также и от соотношения сил на междунар. арене.
Основы учения о В. в. разработали основоположники марксизма. Их точка зрения изложена в работе Энгельса "Революция и контрреволюция в Германии", в к-рой обобщен опыт европ. революций 1848–49: "Восстание есть искусство, точно так же как и война, как и другие виды искусства. Оно подчинено известным правилам, забвение которых ведет к гибели партии, оказавшейся виновной в их несоблюдении... Во-первых, никогда не следует играть с восстанием, если нет решимости идти до конца. Восстание есть уравнение с величинами в высшей степени неопределенными, ценность которых может изменяться каждый день. Боевые силы, против которых приходится действовать, имеют всецело на своей стороне преимущество организации, дисциплины и традиционного авторитета; если восставшие не могут собрать больших сил против своего противника, то их разобьют и уничтожат. Во-вторых, раз восстание начато, тогда надо действовать с величайшей решительностью и переходить в наступление. Оборона есть смерть всякого вооруженного восстания; при обороне оно гибнет, раньше еще чем померилось силами с неприятелем. Надо захватить противника врасплох, пока его войска еще разрознены; надо ежедневно добиваться новых, хотя бы и небольших, успехов; надо удерживать моральный перевес, который дало тебе первое успешное движение восстающих; надо привлекать к себе те колеблющиеся элементы, которые всегда идут за более сильным и всегда становятся на более надежную сторону; надо принудить неприятеля к отступлению, раньше чем он мог собрать свои войска против тебя; одним словом, действуй по словам величайшего из известных до сих пор мастера революционной тактики, Дантона: de l'audace, de l'audace, encore de l'audace!"1 (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 100–101).
Опыт Парижской Коммуны 1871 подтвердил положение о том, что оборонит. тактика гибельна для В. в. Рассматривая вопрос о В. в. во введении к работе Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", Энгельс отметил в 1895, что, несмотря на изменившиеся условия борьбы рабочего класса, В. в. остается одним из важнейших средств завоевания власти пролетариатом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. произв., т. 1, 1955, с. 102–106).
В новых историч. условиях учение о В. в. было развито В. И. Лениным. Подчеркивая, что В. в. "...есть лишь одно из важных, но вовсе не всегда обязательных средств завоевания свободного поля борьбы за социализм" (Соч., 4 изд., т. 9, с. 249), что для революц. партии коммунистов "восстание не абсолютный а конкретный лозунг" (там же, с. 247), Ленин разоблачил оппортунистов (Бернштейна и др.), искажавших марксистское учение о В. в. и утверждавших, что В. в. не является в силу изменения военной техники возможным средством борьбы пролетариата. Оппортунисты фальсифицировали точку зрения классиков марксизма-ленинизма на В. в. На историч. опыте первой рус. революции 1905–07 Ленин пришел к выводу, что В. в. может победить и при совр. условиях воен. организации и военной техники (см. Соч., 4 изд., т. 15, с. 45). Ленин разработал вопрос об условиях, необходимых для успешного проведения В. в., показал коренное отличие марксизма от бланкизма. "Восстание, чтобы быть успешным, должно опираться не на заговор, не на партию, а на передовой класс. Это во-первых. Восстание должно опираться на революционный подъем народа. Это во-вторых. Восстание должно опираться на такой переломный пункт в истории нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых половинчатых нерешительных друзей р е в о л ю ц и и. Это в-третьих. Вот этими тремя условиями постановки вопроса о восстании и отличается марксизм от бланкизма" (Соч., 4 изд., т. 26, с. 4–5). В. И. Ленин подчеркнул, что для победы восстания нужна материальная сила революц. армии, к-рая состоит: "1) в вооруженном пролетариате и крестьянстве, 2) в организованных передовых отрядах из представителей этих классов, 3) в готовых перейти на сторону народа частях войска" (там же, т. 9, с. 337). Ленин подчеркнул громадную роль пролет. партии как вождя и руководителя революц. армии народа. Отмечая серьезность лозунга о В. в., важность для пролет. партии самого трезвого учета хода революц. движения, Ленин в то же время указывал на необходимость величайшей решительности и смелости для партии рабочего класса в выборе момента восстания (см. В. И. Ленин, там же, т. 26, с. 204). Победа В. в. в Петрограде в окт. 1917 является классическим образцом практич. претворения марксистско-ленинского учения о В. в.
Рабочий класс в зависимости от конкретных условий каждой страны использует различные средства и формы борьбы за социализм.
XX съезд КПСС и Совещание представителей коммунистич. и рабочих партий в Москве в 1957 отметили, что в совр. условиях в ряде капиталистич. стран рабочий класс во главе со своим передовым отрядом имеет возможность объединить большинство народа и завоевать гос. власть без В. в. и гражданской войны. Мирный переход к социализму имеет большие преимущества: он позволяет проделать коренное преобразование обществ. жизни с наименьшими жертвами со стороны трудящихся, с минимальными разрушениями производит. сил общества и остановками в производственном процессе. Изменяющееся соотношение сил двух мировых систем в пользу социализма будет все больше увеличивать возможности мирного перехода к социализму. В то же время в условиях, когда эксплуататорские классы прибегают к насилию над народом, необходимо иметь в виду другую возможность – немирного перехода к социализму. Точка зрения реформистов, отвергающих В. в. как один из возможных путей завоевания власти рабочим классом, является изменой делу рабочего класса, делу социализма. Отрицание реформистами и ревизионистами В. в. является следствием их отхода от марксистско-ленинского учения о пролетарской революции и диктатуре пролетариата.
Марксистско-ленинское учение о В. в. является важным теоретич. оружием рабочего класса, коммунистических и рабочих партий в борьбе за социализм.
Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8, М., 1957; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, там же; Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5, с. 478, 481–82; его же, Революционная армия и революционное правительство, там же, т. 8; его же. Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 9, с. 51–56; его же, Революция учит, там же, с. 129–32; его же, Встреча друзей, там же, с. 235–36; его же, Задачи отрядов революционной армии, там же; его же, Последнее слово "искровской" тактики или потешные выборы, как новые побудительные мотивы для восстания, там же, с. 336–39; его же, Уроки московского восстания, там же, т. 11; его же, Марксизм и восстание, там же, т. 26; его же, Советы постороннего, там же; его же, Письмо к товарищам, там же, с. 166–84; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, К истории вопроса о диктатуре, там же, с. 314–15; Резолюция XX съезда Коммунистической партии Советского Союза по отчетному докладу Центрального Комитета КПСС, М., 1956; Документы совещаний представителей Коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; Константинов Ф., Момджян X., Диалектика и современность, "Коммунист", 1960, No 10.
Б. Морозов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1045
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • “ВОССТАНИЕ МАСС”
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • «КЛАССОВАЯ БОРЬБА BО ФРАНЦИИ с 1848 по 1850 г.»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ВОССТАНИЕ МАСС
  • Восстание, восставать
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • Идли (там.)
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОДИССЕЙ 26 ВОССТАНИЕ ГРАЖДАН И ПРИМИРЕНИЕ ИХ С ОДИССЕЕМ
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Переосмысление власти в социальной работе
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь