Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 АЛЬБЕРТ



АЛЬБЕРТ


АЛЬБЕРТ
        (Albert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. (ФРГ) философ и социолог. Под влиянием Поппера примкнул к критическому рационализму, определяя его как: 1) принципиальный фаллибилизм, т. е. учение о погрешимости всякого знания и практич. решения; 2) методологич. рационализм, основанный на необходимости критич. проверки любого решения, и 3) критич. реализм, связанный с признанием возможности практич. реализации, а следовательно, и практич. роли познания (см. «Kritische Vernunft und menschliche Praxis», Stuttg., 1977, S. 27). А. критикует традиц. рационализм за ограничение рациональности сферой познания и «догматич.» признание обоснованности и достоверности науч. знания. Проблема обоснования науки решается им исходя из методологич. постулата о «волевой основе» (Willenshintergrund) принятия исходных принципов науки. С этой т. зр.«все достоверности в познании создаются самим познанием и не имеют значения для постижения действительности» («Traktat uber kritische Vernunft», 2 Aufl., Tub., 1969, S. 30, 19753). Утверждая чисто методологич. характер философии, А. сближается с позитивизмом, распространяя его принципы на сферу социологии, этики, политич. и экономич. решений.
        А. критикует иррационализм и религ. философию с позиций агностич. «критицизма» и методологич. и ми-ровоззренч. плюрализма. Социально-политич. взгляды А. отличаются консерватизмом, он выступает за тактику мелких реформ, деидеологизацию и «демифологизацию».
        Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie, Neuwied — B., 1969 (соавтор); Marktsoziologie und Entscheidungslogik, B., 1967; Pladoyer fur kritischen Rationalismus, Munch., 19712; Okonomische Ideologie und politische Theorie, Gott., І9722; Konstruktion und Kritik, Hamh., 1972; Theologische Holzwege, Tub., 1973; Aufklarung und Steuerung, Hamb., 1976; Traktat uber rationale Praxis, Tub., 1978.
        Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978, гл. 2; W е s s е l H., Philosophie des Stuckwerks. Eine Auseinandersetzung mit dem neupositivistischen «kritischen Rationalismus», B., 1971.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


АЛЬБЕРТ
(Albert), Франтишек (29 апр. 1856 – 22 июля 1923) – чешский общественный деятель. Врач по образованию. До 1917 А. участвовал в либерально-бурж. "Прогрессивной партии", руководимой Масариком. На дальнейшее развитие мировоззрения А. оказала влияние Великая Октябрьская социалистич. революция. А. писал, что революция есть не только перемещение власти из рук капитала в руки рабочих, но и полный переворот всех представлений о человеке и обществе. А. примыкал к левому крылу с.-д-тии, принимал участие в создании Коммунистич. партии Чехословакии (1921). В ряде статей выступал с пропагандой идей историч. материализма и коммунизма Работы А. изданы в кн. "Собрание сочинений. Жизнь, история, природа" ("Sebrane spisy. Zivotem, dejinami prirodou", Praha, 1924).
C. Штросс. Чехословакия.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


АЛЬБЕРТ
    АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (род. 8 февраля 1921, Кёльн)— немецкий философ, социолог, экономист, профессор университетов Мангейма (с 1963) и Гейдельберга.
    Он исходит из проблемы связи познания и деятельности, т. е. проблемы рациональности человеческой практики. Первоначально стоял на дуалистических позициях, трактуя познание как анализ вероятностей, представляющий собой рациональную сторону практик. Другую сторону составляет выбор, имеющий экзистенциальную природу, а потому принципиально не рационализируемый. Наука, стремящаяся рационально подойти к анализу ценностных проблем (социология, политология, политэкономия), рассматривается им как идеология. Под влиянием Поппера Альберт радикально пересматривает свою дуалистическую концепцию практики. Стремясь преодолеть дихотомию познания и выбора, он утверждает, что познание само по себе пронизано выбором, а выбор зиждется на рациональном основании. Поэтому проблема рациональности рассматривается им как “всеобщая проблема методической практики” и не может быть ограничена сферой познания. Т. о., открывается возможность рационального исследования и критики буквально всех сфер деятельности, любого рода норм, оценок, решений. Для этого необходима выработка “принципов перехода” (Uberbruckungsprinzipien) — методов преодоления “пропастей”, разделяющих нормативные системы, существующие в различных областях познания и деятельности. Средством такого преодоления является просвещение. Альберт сформулировал модель критики принципа достаточного основания (“трилемма Мюнхаузена”). Идея обоснования предполагает одну из трех равным образом неприемлемых логических стратегий: 1) бесконечный регресс обоснований, где каждая вновь обнаруженная ступень в свою очередь требует обоснования и так ad infinitum; 2) остановка процесса в некоем определенном пункте; такая стратегия не ведет к рациональному обоснованию, ибо выбор конечного пункта, где обрывается процесс рациональной аргументации, произволен, т. е. в конечном счете иррационален; 3) логический круг, который также не может вести к обнаружению автономного фундамента познания. Идея обоснования оказывается парадоксальной. Парадоксы обоснования, формулируемые таким образом, возникают в силу абсолютизации формальнологических моментов, следующих из трудности интерпретации принципа достаточного основания. Концепция Альберта представляет собой абсолютизацию попперовской логики исследования как универсальной методологии и распространение ее на широкий круг философских и социально-научных проблем.
    Соч.: Marktsoziologie und Entscheidungslogik. В., 1967; Konstruktion und Kritik. Hamb., 1972; Aufklarung und Steuerung. Tub., 1976; Traktat uber rationale Praxis., Tub., 1978; Wissenschaft und Fehlbarkeit der Vernunft. Tub., 1982.
    Лит.: Ebeling G. Kritischer Rationalismus? Zu Hans Alberts Traktat uber kritische Vernunft. Tub-, 1973; Keurth H. Realitat und Wahrheit. Zur Kritik des kritischen Rationalismus. Tub., 1982; Spinner H. Ist der kritische Rationalismus am Ende? Weinheim u. a;, 1982; Kuhlmann W. Reflexive Letzbegriindung. Untersuchungen zur Transzendentalpragmatik. Freiburg, 1985.
    Л. Г. Ионин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    имя


Просмотров: 857
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • АЛЬБЕРТ
  • АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
  • АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
  • АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
  • АЛЬБЕРТ САКСОНСКИЙ
  • АЛЬБЕРТ ФОН БОЛЬШТЕДТ
  • Альберт Аахенский
  • Альберт Великий
  • Альберт Иерусалимский
  • Альберт Кампенский
  • Альберт Рижский
  • Альберт Саксонский
  • Альберт Хмелёвский
  • Бандура Альберт / Bandura, Albert
  • Вайс Альберт
  • ДРЕВО ПОЗНАНИЯ
  • Плюрализм как модель познания
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Эллис Альберт / Ellis, Albert
  • вера в теории познания и философии науки
  • логика научного познания (логика науки)
  • лосось познания
  • теория познания
  • теория познания
  • условия познания
  • форма познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь