ЭЙКЕН


ЭЙКЕН
(Eucken)
Рудольф (род. 5 янв. 1846, Аурих, Восточная Фрисландия – ум. 15 сент. 1926, Йена) – нем. философ, профессор (с 1874). Проповедовал новый идеализм, идеалистический активизм, состоящий в «существенной согласованности общего творчества и жизни», призывал к нравственно-духовной деятельности, которая преодолеет вырождение современной цивилизации с ее «обезличившейся культурой» и снова возродит подлинную духовную жизнь. Идея Бога «означает для нас не что иное, как абсолютную духовную жизнь, которая возвышалась бы над всей ограниченностью людей и эмпирического мира, духовную жизнь, достигающую полного у-себя-бытия и в то же время охвата всей действительности» («Der Wahrheitsgehalt der Religion», 1901). Свой метод мышления Эйкен характеризовал как «ноологический». Осн. произв.: «Die Einheit des Geisteslebens in BewuЯtsein und Tat der Menschheit», 1888»; «Die Lebensanschauungen der groЯen Denker», 1890; «Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt», 1896; «Kцnnen wir noch Christen sein?», 1911; «Sinn und Wert des Lebens», 1908; «Mensch und Welt», 1918; «Lebenserinnerungen», 1920.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЭЙКЕН
(Eucken), Рудольф (5 янв. 1846 – 14 сент. 1926) – нем. философ, фихтеанец. Проф. философии в Базеле (с 1871), в Иене (с 1874), лауреат Нобелевской премии по лит-ре (1908). Э. выступал в 80-х гг. 19 в. как глава филос. движения за возрождение идеалистич. метафизики и как противник господствующего позитивистско-натуралистич. мировоззрения. Э. стремился создать – в традиции нем. классич. идеализма – концепцию метафизики духа, сочетая при этом фихтеанский активизм с религ.-христ. позицией и нек-рыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни.
Исходный пункт философии Э. – утверждение автономности, вечности и единства духовного мира, его абс. смысла и ценности. Но, согласно Э., этот высший мир духа, входящий в эмпирич. мир души, может быть обнаружен лишь через нравств. усилия, нравств. действия, под к-рыми Э. понимает всю духовную деятельность и культуру вообще. Свое понимание духовного мира не только как психологич. явления, но и как вечной ценности, к-рая должна стать высшей действительностью, Э., в отличие от психологического, назвал ноологическим (от греч. vo?? – разум, дух). Ноологич. метод включает каждое эмпирич. проявление духовной жизни в "целое" духовной жизни и тем самым выясняет и освещает ее. Однако Э. не отрицает и психологич. метод – но только как метод анализа реальной обусловленности духовной жизни, а не самого духа. Э. выступает с критикой мировоззрений, жизненных систем (синтагм), к-рые он считает наиболее распространенными: 1) натурализма, сводящего внутр. мир к внешнему; 2) интеллектуально-пантеистич. синтагмы с ее "бесконфликтным" отношением к миру. Э. считает, что необходима новая, религиозная жизненная система – "личностная система", в к-рой живым центром всех духовных явлений утверждается личностное существо, духовная жизнь здесь пронизана "субстанциальным" нравственным началом. Своеобразно развивая христ. идею преображения космоса и идею богочеловечества (характерную, кстати, для рус. религ. философии), Э. формулирует задачу участия человечества "в движении вселенной" и достижения "невидимой гармонии мировой жизни..." ("Смысл и ценность жизни", X., 1911, с. 113) через "существенную согласованность" в духовном творчестве, "самообновление" и "самовозвышение". Однако, обращаясь к религии как к абс. основе духовной жизни, Э. критикует ее историч. формы, отрицательно относится к церкви.
В нач. 20 в. Э. получает широкую известность. В Германии организуется "Эйкеновский союз" (Eucken-Bund). С учением Э. знакомятся в Англии, Скандинавии, США, Японии, но популярность его связана скорее с его проповедническим пафосом и борьбой против "обезличивающей культуры", чем с концепцией "метафизики духа".
Соч.: Prolegomena zu Forschungen uber Einheit des Geisteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit, Lpz., 1885; Die Einheit des Geisteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit, Lpz., 1888; Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt, Lpz., 1896; Der Wahrheitsgehalt der Religion, Lpz., 1901; Grundlinien einer neuen Lebensanschauung, Lpz., 1907; Einfuhrung in eine Philosophie des Geisteslebens, Lpz., 1908; Erkennen und Leben, Lpz., 1912; Mensch und Welt, Eine Philosophie des Lebens, Lpz., 1918; Der Sinn und Wert des Lebens, 9 Aufl., Lpz., 1921–22; Die Lebensanschauungen der grossen Denker, 18 Aufl., В., 1922; Geistigen Stromungen der Gegenwart, 6 Aufl., В., 1920.
Лит.: Беляев В. ?., Философия Р. Эйкена, СПБ, 1912; Блонский П. П., Совр. философия, ч. 1–2, М., 1918–22; Kappstein Th., R. Eucken, В., 1909; Hartоg A. H. de, R. Eucken, Haarlem, 1909; Boutroux E., R. Eucken's Kampf um einen neuen Idealismus, Lpz., 1911; Heufiner ?., Die philosophischen Weltanschauungen und ihre Hauptvertreten, Neue Folge, H. 2, Gott., 1921; Siebert O., R. Eucken's Welt und Lebensanschauung, 4 Aufl., Langensalza, 1926; Becher E., R. Eucken und seine Philosophie, Langensalza, 1927.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЭЙКЕН
    ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (5 января 1846, Аурих — 16 сентября 1926, Иена) — немецкий философ, фихтеанец. Профессор философии в Базеле (с 1871), в Иене (с 1874). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1908). Эйкен выступал в 1880-х гг. как глава философского движения за возрождение идеалистической метафизики и как противник господствующего позитивистско-натуралистического мировоззрения. Эйкен стремился создать — в традиции немецкого классического идеализма — концепцию метафизики духа, сочетая при этом фихтеанский активизм с религиозно-христианской позицией и некоторыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни.
    Исходный пункт философии Эйкена — утверждение автономности, вечности и единства духовного мира, его абсолютного смысла и ценности. Но, согласно Эйкену, этот высший мир духа, входящий в эмпирический мир души, может быть обнаружен лишь через нравственные усилия, нравственные действия, под которыми он понимает всю духовную деятельность и культуру вообще. Свое понимание духовного мира не только как психологического явления, но и как вечной ценности, которая должна стать высшей действительностью, Эйкен, в отличие от психологического, назвал ноологическим (от греч. ???? — разум, дух). Ноологический метод включает каждое эмпирическое проявление духовной жизни в “целое” духовной жизни и тем самым выясняет и освещает ее. Однако Эйкен не отрицает и психологический метод, но только как метод анализа реальной обусловленности духовной жизни, а не самого духа. Эйкен выступает с критикой мировоззрений, жизненных систем (синтагм), которые он считает наиболее распространенными: 1) натурализм, сводящий внутренний мир к внешнему; 2) интеллектуально-пантеистические синтагмы с их “бесконфликтным” отношением к миру. Он считает, что необходима новая, религиозная жизненная система — “личностная система”, в которой живым центром всех духовных явлений утверждается личностное существо, духовная жизнь здесь пронизана “субстанциальным” нравственным началом. Своеобразно развивая христианскую идею преображения космоса и идею богочеловечества (характерную и для русской религиозной философии), Эйкен формулирует задачу участия человечества “в движении вселенной” и достижения “невидимой гармонии мировой жизни...” (Эйкен Р. Смысл и ценность жизни. Харьков, 1911, с. 113) через “существенную согласованность” в духовном творчестве, “самообновление” и “самовозвышение”. Однако, обращаясь к религии как к абсолютной духовной жизни, Эйкен критикует ее исторические формы, отрицательно относится к церкви.
    В начале 20 в. Эйкен получает широкую известность. В Германии организуется “Эйкеновский союз” (Eucken-Bund). С учением Эйкена знакомятся в Англии, Скандинавии, США, Японии, но популярность его связана скорее с проповедническим пафосом и борьбой против “обезличивающей культуры”, чем с концепцией “метафизики духа”.
    Соч.: Prolegomen zu Forschungen uber Einheit des Geiteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz.,1885; Die Einheit des Geisteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz., 1888; Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt. Lpz., 1896; Der Wahrheitsgehalt der Religion. Lpz., 1901; Grundlinien einer neuen Lebensanschauung. Lpz., 1907; Erkennen und Leben. Lpz., 1912; Mensch und Ut. Eine Philosophie des Lebens. Lpz., 1918; Der Sinn und Vert des Lebens, 9 Aufl. Lpz., 1921—22; Die Lebensanschauungen dergrossen Denker, 18 Aufl. B., 1922; Geistige Stromungen der Gegenwart, 6 Aufl. B., 1922.
    Лит.: БеляевВ. А. Философия Р. ЭГжена. СПб., 1912; Блонский П. П. Современная философия, ч. 1—2. M., 1918—22; Kappstein Th. R. Eucken. В., 1909; HartogA. H. de. R. Eucken. Haarlem, 1909; BoutrouxE. R. Eucken's Kampf um einen neuen Idealismus. Lpz., 1911; YlussnerA. Die Philosophischen Weltanschauungen und ihre Hauptvertreter, Neue Folge, H. 2. Gott., 1921; SiebertO. R. Eucken's Welt und Lebensanschauung, 4 Fufl. Langensaiza, 1926; Becher E. R. Eucken und seine Philosophie. Langensaiza, 1927.
    А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 644
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Gemeinschaft und Gesellschaft
  • Jenseits von Gut und Bose
  • Klages L. Handschrift Und Charakter
  • List der Vernunft
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “СМЫСЛ ЖИЗНИ”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ДРЕВО ЖИЗНИ
  • ЖИЗНИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • метод анализа жизни
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ
  • Страницы Жизни И Творчества
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • формы жизни
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • Формы Жизни
  • формы жизни (lebensformen)
  • Элементарные формы религиозной жизни
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь