|
ШАРРОНШАРРОН (Charron) Пьер (1541, Париж,— 16.11.1603, там же), франц. философскептик. В трактате «О мудрости» («De la sagesse», livre l—3, 1601), выступая против догматизма и схоластики, Ш. требовал «свободы ума», сопоставления разных т. зр. и принятия к.-л. из них «только по указанию разума» («De la sagesse», P., 1820, p. LVIII). Надо также покончить с книжным характером учёности, изучать не тексты, а вещи. По Ш., разум человека —гл. познават. сила. Касаясь роли ощущений, Ш. отвергал и тезис об их непогрешимости, и тезис об их ложности, считая, что хотя они сообщают лишь о внеш. форме вещей, но весьма полезны при первом знакомстве с вещами. Разум способен «через посредство чувств познавать все вещи, предстающие перед ним, и судить о них» (там же, р. 148). Однако в разуме от природы заложены «семена всех знаний», он может их развивать даже без содействия органов чувств. Сомнение не итог познания, а его исходный пункт: оно побуждает, не успокаиваясь на достигнутом, продолжать исследование, чтобы «мы сумели знать больше и лучше». Указывая, что все существующие религии — это суеверия, Ш. оговаривает, что это не касается христианства. Ш. считал себя защитником христианства, но его понимание христианства далеко от ортодоксальности. Он полагал, что разум приводит к выводу о существовании всемогущей первопричины всех вещей и что нет нужды в регламентированных формах поклонения этой первопричине. Для постижения догм христианства — откровения, бессмертия души, таинств — «нужно, чтобы человек был сдвинут, выбит из нормального состояния болезнью..., или безумием, экзальтацией» (там же, р. 294) и не мог пользоваться своим умом. Источник нравственности — не религия, а природа и разум. Религия лишь дает свою санкцию этич. принципам, соблюдения крых требуют природа и разум. Трактат Ш., многое заимствовавшего у своего учителя Монтеня, оказал большое влияние на франц. мысль 17 в., особенно на Гассенди, Паскаля, Бейля. Нападая на Ш., ортодоксыклерикалы не без основания видели в нём одного из вдохновителей рационализма, материализма и деизма нового времени. Toutes les Oeuvres, v. l, P., 1635. Popkin R. Н., The history of scepticism from Erasmus to Descartes, Assen, i960; Charron J. D., The «Wisdom» of P. Charron, Chapel Hill, [1961]. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ШАРРОН (Charron) Пьер (род. 1541, Париж – ум. 16 нояб. 1603, там же) франц. теолог и философ; друг Монтеня, скептицизм которого оказал на него сильное влияние. Считал, что ум в соединении с естественной нравственностью может привести к пониманию житейской мудрости, которая есть не что иное, как достигаемый благодаря усилиям воли результат «proud'homie», благоразумной осторожности, которая позволяет человеку жить по законам природы и разума и приводит его к такому состоянию, когда он может возвыситься над своей судьбой (атараксия). Осн. работа: «De la sagesse», 3 vol., 1601. Философский энциклопедический словарь. 2010. ШАРРОН (Charron), Пьер (1541 – 16 нояб. 1603) – франц. философ и теолог. Соч. Ш. "О мудрости" ("De la sagesse", Bourdeaux, 1601) вызвало яростные нападки клерикалов и приветствовалось вольнодумцами как тонкая защита атеизма. Возражая им, Ш. утверждал, что он стремился к упрочению религ. веры. Согласно Ш., человек наделен бессмертным духом, знания его имеют внечувств. природу, изначально присущи его душе, через самопознание человек восходит к богу. Апологетич. замыслу Ш. противоречило содержание его произведения, воспроизводившее идеи его друга Монтеня (о душе как телесном носителе сознания, о мозге – седалище разума, скептич. изложение аргументов в пользу бессмертия души, обнаружение противоречий между разумом и верой и др.). К резкому конфликту с ортодоксальным христианством привел Ш. тезис об изначальном присутствии в человеч. душе нравств. идей, проистекающих из требований человеч. природы и разума. Ш. заключал отсюда, что религия не создает морали, а лишь совершенствует существующую. Эта частичная секуляризация морали у Ш. привлекла к нему внимание прогрессивных мыслителей 17–18 вв. В 19–20 вв. отношение церкви к Ш. изменилось. Совр. клерикалов привлекает в Ш. то, что, несмотря на восприятие им идей скептицизма и рационализма, он сохранил искреннюю веру в бога. Для неотомизма мировоззрение Ш. – один из образцов искомой ими гармонии веры и разума. Соч.: Toutes les oeuvres, ?., 1635. Лит.: Богуславский В. М., У истоков франц. атеизма и материализма, ?., 1964, с. 201–04; Liebscher H., Charron und sein Werk: "De la sagesse", Lpz., 1890; Воnnefo ?., Montaigne et ses amis, v. 1–2, [?.], 1898; ?eipel ?., Zur Frage des Skeptizismus bei ?. Charron, Bonn, 1912; Sabrie J. B., De l'humanisme au rationalisme. ?. Charron (1541–1603), [?.], 1913; Busson ?., La pensee religieuse francaise de Charron a Pascal, [P.], 1935; его же, De Petrarque a Descartes, t. 1 – Le rationalisme dans la litterature francaise de la Renaissance (1533–1601), P., 1957, р. 479–81, 575–79; Villey ?., Montaigne devant la posterite, ?., [1936], p. 148–75; Charron J. D., The "Wisdom" of P. Charron, Chapel Hill, [1961]. В. Кузнецов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ШАРРОН ШАРРОН (Charron) Пьер (1541, Париж— 16 ноября 1603, Париж) — французский философ-скептик, ученик Монтеня. Окончил Парижский университет. В 1571 получил степень доктора права. Несколько лет работал адвокатом, затем обратился к углубленному изучению теологии и стал каноником. Основное сочинение — трактат “О мудрости” (De la sagesse, 1601). Самопознание, по Шаррону, лежит в основе человеческой мудрости. В душе изначально заложены семена всех знаний. Поэтому подлинный мудрец больше узнает из анализа своей души, чем из всех книг. Через самопознание человек поднимается к познанию Бога лучше и вернее, чем через знание о всем остальном мире. Важное условие мудрости — полная свобода разума, благодаря которой человек должен освободиться от власти предрассудков и рабского следования древним авторитетам. Шаррон говорил об ограниченности человеческого разума: наш разум не может достичь обладания истиной окончательной и полной, его удел — вечные поиски ее. Мудрец, по Шаррону, должен следовать четырем главным добродетелям: благоразумию, справедливости, мужеству, умеренности. Мнение Шаррона о том, что мораль выводится не из религии, а основана на разуме и человеческой природе, вызвало со стороны клерикалов обвинение в атеизме. Сам он, однако, был убежден в том, что его философия полностью согласуется с католицизмом: он считал, чтоложны все существующие религии, кроме христианства. Идеи Шаррона оказали влияние на Гассенди, Паскаля, Бейля. Соч.: Toutes les oeuvres. P., 1635; De la sagesse. P., 1986. Лит.: Беилъ П. Исторический и критический словарь, т. 2. M., 1968, с. 77—104; Богуславский В. M. Скептицизм в философии. М., 1990, с. 129—158; Sahne J. В. De l'humanisme au rationalisme. Pierre Charron. P., 1913; Charron J. D. The “Wisdom” of Pierre Charron. Chapel Hill, 1961; Batiista A. M. Alle origini del pensiero politico libertino, Montaigne e Charron. Mil., 1966; Kogel R. Pierre Charron. Gen., 1972; Adam M. Etudes sur Pierre Charron. Bordeaux, 1991. A. A. Кротов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|