ФРАНКЛИН


ФРАНКЛИН
        (Franklin) Бенджамин (17.1.1706, Бостон,—17.4.1790, Филадельфия), амер. мыслитель, представитель амер. Просвещения, учёный, экономист, публицист и политич. деятель. Один из авторов Декларации независимости (1776) и составителей Конституции США 1787.
        По политич. взглядам Ф.— бурж. демократ, выступавший за совершенствование существующего строя с помощью реформ. В своих памфлетах Ф. решительно осуждал рабовладение и работорговлю, выступая в защиту прав негров и индейцев. Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, У. Коллинза, Пристли. Признавая движение имманентным свойством материи и объективную закономерность в природе, Ф. вместе с тем не был последоват. материалистом. Его просветит. идеи основывались на деизме. Ещё в юности Ф. выступил с брошюрой, отвергающей не только догму предопределения, но и бессмертие души (которое он впоследствии признавал). В дальнейшем Ф. обрушивался на суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости и свободы совести. Церк. догме Ф. противопоставлял «естеств. религию», сводящую функцию бога к сотворению мира. В памфлете «О переработке Библии» («Proposed new version of the Bible», 1779) он подверг остроумной критике библейские мифы.
        Деистич. характер носили и этич. воззрения Ф. Осн. требования «естеств. религии» — добродетель и справедливость. Вместе с тем, согласно Ф., нравственность освобождается от религ. санкций, приобретая естеств., утилитарный характер.
        The writings, v. l —10, N. ?., 1905—07; The papers, v. 1—21, New Haven, 1960—78: в рус. пер.— Избр. произв., М., 1956; в сб.: Амер. просветители, т. 1, М., 1968.
        Владимиров В. Н., Ф., fM.], 1934; Хappингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 1, кн. 2, М., 1962, гл. 3; Радовский М. И., В. Ф. (1706— 1790), М.—Л., 1965; Гольдберг ?. ?., Свободомыслие и атеизм в США, М.—Л., 1965, гл. 1; В е с k е г С. L., В. Franklin, Ithaca (?. ?.), 1946; Crane V. W., B. Franklin and a rising people, N. ?., 1954; Кеуеs N. В., В. Franklin, Kingswood, [1956].

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ФРАНКЛИН
(Franklin)
Бенджамин (род. 17 янв. 1706, Бостон – ум. 17 апр. 1790, Филадельфия) – амер.. просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции (1787); кроме того – мыловар, печатник, электротехник, начальник почтового отделения, дипломат, трезвый и практичный человек, выдающийся представитель common sense – «здравого смысла» и философии Просвещения, первый американец, получивший международную известность. «В принципах Франклина речь везде идет о том, чтобы ввести здравый смысл, размышление, расчет, всеобщую справедливость и взаимный порядок в самые незначительные и самые важные дела людей, изгнать дух нетерпимости, жестокости, косности, привлечь внимание людей, к своему призванию, превратить их постепенно, мягко и без больших усилий в деловых, прилежных, предусмотрительных и деятельных, показывая, что каждый из этих навыков вознаградит за себя, а всякое пренебрежение ими отомстит за себя в большом и малом. Он заботился о бедных, но не иначе, как открывая им разумный путь прилежания... Его изложение так легко и естественно, его остроты и шутки так приятны и тонки, его характер так непосредствен и приветлив, что я назвал бы его благороднейшим народным писателем нашего века» (Иоганн Готтфрид Гердер. Письма для поощрения гуманности, 1793 – 1797).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ФРАНКЛИН
(Franklin), Бенджамин (17 янв. 1706 – 17 апр. 1790) – амер. ученый, экономист, публицист и деятель нац.-освободит. движения. Родился в Бостоне в семье ремесленника-мыловара, состоявшей из 17 детей. Работал печатником в Бостоне, Филадельфии, Лондоне. Лишь два года проучившись в начальной школе, Ф. путем самообразования приобрел впоследствии серьезные науч. познания, получил известность своими работами по теории электричества (к-рое рассматривал как один из видов материи), открытием электрич. природы молнии и изобретением в 1752 громоотвода (вызвавшим бешеные нападки церковников). Был избран членом неск. академий, в т.ч. Росс. акад. наук. Один из основателей "Америк. филос. общества" (1743) и Пенсильванского ун-та. В 1775 депутат Континентального конгресса, один из авторов Декларации независимости (1776), первый посол США во Франции (1776–85), член Конституционного конвента, один из составителей Конституции 1787.
Как экономист выступал против господствовавшей меркантилистской теории, отстаивая экономич. воззрения физиократов; сформулировал в 1729, за полвека до А. Смита, трудовую теорию стоимости, что было отмечено Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 42). Маркс обратил также внимание на определение Ф. человека как животного, делающего орудия (см. тамже, т. 23, с. 191). По своим политич. взглядам Ф. – бурж. демократ; он решительно осуждал рабовладение и работорговлю, выступал в защиту прав негров и индейцев.
Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, Коллинза, Пристли, а также франц. просветителей. Признавая движение имманентным свойством материи, объективную закономерность в природе, противопоставляя церк. догме "естественную религию", где роль бога сводится к сотворению мира, Ф. примыкал к деизму; выступал против кальвинизма, отвергая догму предопределения и бессмертие души ("Рассуждение о свободе и необходимости, наслаждении и страдании" – "A dissertation on liberty and necessity, pleasure and pain", L., 1725), к-рое впоследствии признал. Ф. критиковал суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости и свободы совести.
Деистич. характер имели также этич. воззрения Ф.: нравственность имеет естеств., утилитарный характер, она должна быть освобождена от религ. санкций. Ф. проповедовал строгую (хотя и лишенную пуританского ханжества) практич. нравственность, выделяя следующие тринадцать осн. моральных требований к поведению человека: умеренность, молчаливость, порядок, благонамеренность, простота, прилежание, искренность, справедливость, воздержанность, чистоплотность, спокойствие, непорочность, скромность.
Соч.: The works, v. 1–12, N. Y.–L., 1904; The writings, v. 1–10, N. Y., 1905–07; The papers, v. 1–11, New Haven, 1959–67; рус. пер. – Избр. произв., M., 1956; Опыты и наблюдения над электричеством, М., 1956; в кн.: Амер. просветители, т. 1, М., 1968.
Лит.: Владимиров В. Н., Франклин, [М.], 1934; История философии, т. 2, М., 1941 (по имен. указат.); ?аркадзе В. Д., В. Франклин, Тб., 1956 (на груз. яз.); ?адовский М. И., В. Франклин и его связи с Россией, М.–Л., 1958; его же, В. Франклин, М.–Л., 1965; Гольдберг ?. ?., Свободомыслие и атеизм в США (XVIII – XIX вв.), М.–Л., 1965; ?аrtоn J., Life and times of B. Franklin, v. 1–2, N. Y., 1864; Ford P. L., Franklin bibliography, N. Y., 1889; Morse J. Т., В. Franklin, Boston, 1889; Dudley E. L., B. Franklin, [N.Y.], 1915; Whipple ?., The story of young B. Franklin, Phil., 1916; Bruce W. C., B. Franklin, 2 ed., v. 1–2, N. Y.–L., 1923; Russell Ph., B. Franklin, N. Y., 1926; Seipp ?., B. Franklins Religion und Ethik, Darmstadt, 1932; Van Doren С. С., В. Franklin, 3 ed., N. Y., 1938; Becker C. L., В. Franklin, Itaca (? ?.), 1946; Crane V. W., В. Franklin and a rising people, Boston, 1954; Кeyes N. В., В. Franklin, Kingswood–L., [1956]; Aldridge ?. ?., Franklin and his French contemporaries, N. Y., 1957; его же, В. Franklin, philosopher and man, Phil.–? ?., [1965]; Ahrweiler I., Franklin, [P., 1965].
Б. Быковский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ФРАНКЛИН
    ФРАНКЛИН (Franklin) Бенджамин (17 января 1706, Бостон — 17 апреля 1790, Филадельфия) — американский просветитель, ученый, экономист, политический деятель. Сын бостонского ремесленника, ученик в типографии, проучился два года в школе, всю жизнь занимался самообразованием, достиг серьезных успехов в естествознании, философии, экономике, литературе. Член ряда академий, в г ч. Российской АН. Принимал участие в работе над Декларацией независимости (1776) и Конституцией США (1787). В сфере экономи
    ческих идей придерживался позиции физиократов, сформулировал свой вариант теории трудовой стоимости. Был сторонником республиканского правления, правового государства, основанного на равноправии каждого гражданина, стремлении личности к счастью и удовольствию, неприкосновенности частной собственности. Франклин выпускал газету, календари, журнал “Альманах”, писал памфлеты, разоблачающие рабовладение и работорговлю, суеверие и религиозное ханжество, критикующие библейские мифы. Основатель Филадельфийского колледжа. Американского философского общества, публичной библиотеки.
    Его философские взгляды формировались под влиянием английских и французских просветителей. Подобно европейским просветителям, Франклин стоял на позициях деизма, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в дальнейшем какого-либо участия, природа развивается по своим законам; признается естественная религия, или религия разума, общая для всех людей, отрицается религия откровения. Признание независимости законов природы лежит в основе научных поисков Франклина, в частности в создании теории электричества. Опытным путем он доказал, что свет и звук молнии и электрического разряда подобны друг другу и одновременны; они способны воспламенять предметы и убивать живые существа, вызывают механические нарушения, распространяются по одним и тем же проводникам, снимают намагниченность и меняют полюса магнита, способны расплавить металлы. Опыты, доказывающие электрическую природу гроз, навели Франклина на мысль об устройстве громоотвода (1750). На основе опытов Франклин предложил феноменологическую по характеру теорию в ньютонианском духе, по которой в природе существует особая “электрическая субстанция”, частицы которой взаимно отталкиваются и способны с легкостью проникать в обычную материю, притягиваясь к ней; они растекаются по поверхности и создают “электрическую атмосферу”. Эта теория в принципе допускала существование электрического тока и молчаливо предполагала закон сохранения количества электрической субстанции. Наиболее известное и крупное литературное произведение — “Автобиография”, вышедшая полностью посмертно (1791) как первый американский реалистический роман, в котором сам Франклин предстал типичным выразителем национального духа.
    Соч.: The Writings. N. Y, 1987; В. Franklin.: His Life as He Wrote it. Cambr., 1990; Опыты и наблюдения над электричеством. М., 1956; Избр. произв. М., 1956; Американские просветители, т. 1. М., 1968. Лит.: Радовский М. И. Вениамин Франклин (1706—1790). М.—Л., 1965; KeyesN. В. Franklin. An Afiectionale Portrait. Kingswood (Surrey), 1956.
    Л. А. Микешина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    единица


Просмотров: 1974
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • Лэдд-Франклин Кристин / Ladd-Franklin, Christine
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОДИН
  • Один
  • Один
  • один суть все
  • ОДИССЕЙ 20 ПРИХОДИТ ПОД ВИДОМ СТРАННИКА В СВОЙ ДВОРЕЦ
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь