|
ФОТИЙФОТИЙ (род. 891, Армения) визант. теолог, визант. патриарх (857-867 и 877-886). Благодаря своей борьбе против претензии папства на господство стал отцом ортодоксии (см. Европейская философия); ок. 870 Фотий основал в Византии Академию, в которой читал лекции о древнегреч. философии. Сделал ценные извлечения из произв. 280 древнегреч. писателей (позже эти произв. в большинстве своем были утеряны). Оставшиеся извлечения собраны в «Myriobiblion» (2 t., 1824). Др. произв. содержатся в книге Минье «Patrologia gracea» (t. 101 – 105). Философский энциклопедический словарь. 2010. ФОТИЙ (??????) (р. между 810 и 828 – ум. ок. 891/7) – патриарх константинопольский (858–867, 877–886), видный визант. ученый и богослов. Происходил из высшей знати, занимал важные посты при дворе. Активная внешняя политика Ф. привела позднее к схизме – разрыву с папством (в 1054). Ф. – один из образованнейших людей своего времени, преподавал логику, диалектику, математику и богословие в Константинопольском ун-те. Добивался ограничения императ. деспотизма и повышения политич. роли столичного чиновничества, содействовал возрождению интереса к антич. науке. В его "Библиотеке" содержится характеристика нескольких сот соч. древних и раннеср.-век. авторов, часть соч. к-рых ныне потеряна. Центр. место в учении Ф. занимала полемика с дуалистич. воззрениями павликиан. По его утверждению, вся природа сотворена богом и является благой по существу; в отличие от света, тьма является не самостоят. субстанцией, но лишь отсутствием света. Борьба между добром и злом, к-рая в изображении павликиан приобретает космич. характер, сводится Ф. к этич. противоречию в самом человеке – к борьбе двух душ в человеке: грешной и благой. Большое значение Ф. придавал свободному разуму и критич. отношению к традиции. Признавая свободу воли, Ф. отвергал учение о предопределении как независимой от поведения человека силе. Конкретные формы политич. организации определяются, по Ф., не божеств. волей, а человеч. опытом. Соч.: Migne, PG, v. 101–104; Bibliotheque, t. 1–4, P., 1958–65; Homilies, transl., introd. and commentary by С. A. Mango, Camb., 1958. Лит.: Россейкин Ф. M., Первое правление Ф., патриарха константинопольского, Сергиев Посад, 1915; Каждан А. П., Социальные и политич. взгляды Ф., в сб.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, [т.] 2, М.–Л., 1958, с. 107–36; Hergenrother J., Photius, Patriarch von Konstantinopel, Bd 1–2, Regensburg, 1867–68; Dvornik F., The patriarch Photius in the light of recent research, в кн.: Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten-Kongress, Munch., 1958; Ahrweiler H., Sur la carriere de Photius avant son patriarcat, "Byzantinische Zeitschrift", 1965, Bd 58, H. 2. А. Каждан. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ФОТИЙ ФОТИЙ (??????) (ок. 820, Константинополь— 6 февраля 891) — патриарх Константинопольский (858—867 и 877—886), писатель, ведущая фигура византийского ренессанса 9 в. Родился в знатной столичной семье. Получив блестящее образование, стал известным преподавателем. Вокруг него образовался кружок для регулярных чтений классической и христианской литературы, включая научные и медицинские трактаты. На основе записей, сделанных на этих чтениях, Фотий составил “Мириобиблион”, или “Библиотеку” (завершена после 867), — первый средневековый библиографическо-критический обзор, содержащий более чем 280 аннотаций произведений древнегреческих и византийских авторов. Ок. 855 стал императорским секретарем, а в 858 — патриархом, сменив смещенного с этого поста Игнатия, что вызвало негативную реакцию не только сторонников Игнатия, но и папы Николая I, который объявил избрание Фотия незаконным и отлучил его. В ответ Фотий написал окружное послание, в котором осуждал литургические и теологические новшества латинян, особенно учение о Filioque (об исхождении Св. Духа от Сына). На Константинопольском соборе 867 он осудил и отлучил Николая I, что явилось началом т. н. фотианской схизмы — первого разделения Восточной и Западной церквей. Новый император Василий I осенью 867 сместил Фотия, восстановив Игнатия на патриаршей кафедре. Фотий был возвращен ко двору в качестве воспитателя наследника престола, но после смерти Игнатия в 877 вновь стал патриархом. Был низложен в 886 императором Львом VI и умер в ссылке. Кроме “Мириобиблиона” Фотию принадлежат богословские сочинения: экзегетический сборник “Вопросы к Амфилохию”, полемический трактат против латинского учения о Filioque “О тайноводстве Св. Духа” и трактат против ереси павликиан “О манихейских отпрысках”, а также гомилии и более 260 писем, содержащих важные сведения о культурной и политической жизни Византии 9 в. Соч.: MPG, t. 101-104. Р., 1866; Bibliotheque, v. 1-8. P., 1959-77. Лит.: Успенский ?. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891; DvomikF. The Photian Schism: History and Legend. Cambr., 1970; Leinerle P. Le premier humanisme byzantin. P., 1971; Treadgold W. T. The nature of the BibliothecaofPhotius. N.Y., 1980. А. В. Иванченко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|