|
САМАРИНСАМАРИН САМАРИН Юрий Федорович (род. 1819 – ум. 1876) – рус. философ, историк, общественный деятель; называл себя «неисправимым славянофилом». Увлекшись философией Гегеля, стремился примирить ее с учением православной церкви. Воспринял и развил богословские взгляды Хомякова, суть которых сводилась а тому, что восприятие мира внешнего и мира внутреннего – неразложимый и непосредственный факт сознания, который служит основой того и др. Достоверность бытия связана с целым рядом психических процессов, напр. с сознанием личной свободы, на которой покоится нравственный мир. Внешний мир в его сущности непостижим, тем более непостижимо божество, но в сокровенных тайниках личной жизни каждый человек слышит голос этого существа и испытывает его непосредственное действие. Бытие Бога – непреложный факт внутренней жизни. Человек не имеет безусловного знания, но знание о безусловном у него есть. Самарин в полном согласии с Киреевским и Хомяковым утверждает, что «истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. и духу в его живой цельности». Особенно важно для характеристики Самарина его письмо к Герцену, в котором он настаивает на свободе человеческой воли и вскрывает внутреннее противоречие в мышлении Герцена. В письме он пишет: «...т. н. свобода воли, или предполагаемая в человеке возможность (а следовательно, и право) самоопределения, есть не что иное, как устарелое суеверие, как «X», условный знак искомого, и заявление нашей неспособности уловить связь причин и явлений. Из этого простой вывод: если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи ни о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую: сам человек не в силах выйти из-под гнета вещественной необходимости...» Если мечта о свободе не более как продукт того же гнета, то этим оправдывается «всякое принуждение извне, всякий деспотизм,, всякое торжество сильнейшего над слабейшим». Осн. произв.: «Окраины России», 1868-1876; «Иезуиты и их отношения к России», 1868; «Чем нам быть?», 1875; «Собр. соч.» в 10 тт., 18771896, изданные посмертно его братом. Философский энциклопедический словарь. 2010. САМАРИН Юрий Федорович (21 апр. 1819 – 19 марта 1876) – рус. философ-идеалист, обществ. деятель, историк и публицист славянофильского направления (см. Славянофилы). Из родовитых дворян. Окончил словесное отд. филос. фак-та Моск. ун-та (1838). В 1838–39 сблизился с К. Аксаковым, а через него с сотрудниками журн. "Моск. наблюдатель". В это время С. увлекался философией Гегеля. Под влиянием лекций Погодина и Шевырева, а также взглядов К. Аксакова у С. пробудился интерес к рус. истории и культуре. В письме (авг.–сент. 1840) к франц. политич. деятелю Могену (Maugin) С. развивал мысли "о трех периодах (исключительной национальности, подражания и разумной народности) и о двух началах нашей народности, православии и самодержавии" (Соч., т. 12, М., 1911, с. 19, 60–69, см. также447–57). В 1841–42 С. деятельно участвовал в обсуждении славянофилами вопроса о развитии христианства и христианских церквей (см. тамже, с. 82–95, 458–71). В 1843 С. написал большую (не опубл.) статью "О развитии начала личности в христианском мире по случаю книги Л. Штейна „Der Socialismus und Communismus des heutigen Frankreichs“", свидетельствующую о присутствии в славянофильстве 40-х гг. элементов христианского социализма. В 1844 С. защитил в Моск. ун-те магистерскую дисс. "Стефан Яворский и Феофан Прокопович", посвященную религ. и культурно-историч. проблемам конца 17 – нач. 18 вв. Конец 30-х – 1-я пол. 40-х гг. – время эволюции С. от Гегеля к философии Хомякова и Киреевского – гл. представителей славянофильства. Впоследствии С. много занимался крест. вопросом; составил в сер. 50-х гг. один из самых влият. проектов отмены крепостного права, участвовал в подготовке и проведении крест. реформы в России (1861), много писал о социально-экономич. и нац. проблемах в Прибалтике, работал в земских учреждениях. Из филос. работ С. важны "Предисловие к отрывку из записок А. С. Хомякова о всемирной истории" ("Рус. беседа", 1860, No 2); "По поводу мнения "Рус. вестника" о занятиях философией, о народных началах и об отношении их к цивилизации" ("День", 1863, No 36); "Иезуиты и их отношение к России" (М., 1866); "Разбор соч. К. Д. Кавелина „Задачи психологии“" ("Вест. Европы", 1875, No 5–7). Особенно отчетливое выражение филос. и обществ.-политич. воззрения С. 60-х гг. получили в полемике С. с Герценом, с к-рым он встречался в Лондоне в 1864 (см. А. И. Герцен, Письма к противнику, Собр. соч., т. 18, М., 1959; Переписка Ю. Ф. С. с А. И. Герценом, "Русь", 1883, No 1, 2). С. – воинствующий идеалист, филос. взгляды к-рого неотделимы от религ. представлений славянофилов о православии как истинном христианстве. В полемике с Кавелиным в 1875 сам С. указывал, что все положительное в его воззрениях "сводится окончательно к Христианскому Катехизису" (там же, т. 6, М., 1887, с. 444). Опыт, ум и науку как источники познания С., следуя за Хомяковым, противопоставлял целостному духу. "Полная и высшая истина, – писал он, – дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, то есть духу в его живой цельности" (там же, с. 561). На сознании личной свободы, на живом ощущении "Я" и "не-Я", т.е. мира внутреннего и мира внешнего покоится, по С., нравств. мир человека. Филос. материализм 19 в. С. трактовал как учение, находящееся в зависимости от системы Гегеля. По мнению С., "...возрождение материализма во второй половине XIX века..." объясняется тем, что "...по общему закону логического возмездия, материализм..." заступился за обиженный Гегелем "мир явлений" "...и, не выходя из круга понятий Гегелевской философии, нашел оправдание самосущности материи в том же законе необходимости, только не логической, а вещественной". "Сам же по себе, как учение, материализм вовсе не вытекает из естественных наук. Физиология, химия, физика говорят нам, каждая в ? своей области: вот, что мы высмотрели, взвесили, ощупали, измерили и разложили. А материализм прибавляет: и, кроме этого, ничего нет; все остальное... не существует вовсе. Очевидно, что естественные науки отнюдь не причастны в этом выводе" (там же, т. 1, М., 1877, с. 273, 272). Однако, идейно борясь с материалистич. взглядами, С. отвергал направленные против материализма насильств. меры, к-рые предлагали реакц. представители царских властей и православной церкви (см. "Письма о материализме", там же, т. 6, с. 540–54). Соч.: Соч., т. 1–10, 12, М., 1877–1911. Лит.: Кавелин К. Д., Ю. Ф. С. Некролог, "Вестн. Европы", 1876, апр.; Панов И., Славянофильство как филос. учение, "Журн. М-ва нар. просвещения", 1880, ч. 212, No 11; Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, "Вопр. философии и психологии", 1891, No 2; Колюпанов Н. П., Очерк филос. системы славянофилов, "Рус. обозрение", 1894, No 7–11; Введенский С. Н., Осн. черты филос. воззрений Ю. Ф. С., Каз., 1899; Радлов Э., Очерк истории рус. философии, 2 изд., П., 1920; Нольде Б. Э., Ю. С. и его время, Р., [1926]; Дмитриев С., Славянофилы и славянофильство, "Историк-марксист", 1941, No 1. С. С. Дмитриев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. САМАРИН САМАРИН Юрий Федорович [21 апреля (3 мая) 1819, Петербург— 19(31) марта 1876, Берлин] — русский философславянофил, историк, общественный деятель. Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1838). В 1844 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию “Стефан Яворский и Феофан Прокопович”. Молодой Самарин испытал сильное влияние гегелевской философии. Перемена в его мировоззрении произошла в результате сближения с ведущими славянофилами (в 1839 с К. С. Аксаковым, затем с А. С. Хомяковым и братьями Киреевскими). В 1846—54 находился на правительственной службе. В 1859 играл ведущую роль в работе Редакционных комиссий, готовивших программу реформ. В дальнейшем принимал активное участие в реформах: был одним из организаторов и лидеров земского движения в 1862—64, в 1864 участвовал в земельной реформе в Польше, с 1866 состоял гласным Московской городской думы и губернского земского собрания. В 1869 избран почетным членом Московского университета, в 1872 — Духовной академии. Отношение Самарина к крестьянскому вопросу было связано с его общим пониманием своеобразия русской истории. Считая крепостное право “страшной случайностью”, “побочным” итогом развития российской государственности, он был убежден, что крестьянская реформа отвечает национальным интересам, интересам всех слоев общества. Чтобы реформа действительно обрела национальный характер, она должна способствовать сохранению и укреплению крестьянской общины. В 1870-е гг. Самарин вступает в полемику с представителями дворянского конституционализма (Р. А. Фадеевым и др.), доказывая, что “игра” в парламентаризм в России может привести в конце концов к господству аристократической олигархии и еще более интенсивной эксплуатации народа. В своей философской антропологии Самарин в целом следовал принципам философии “соборности” Хомякова и учения о “цельном знании” И. В. Киреевского. Критикуя рационализм, Самарин утверждал, что последнему может противостоять только христианская философия, согласно которой полная и высшая истина дана не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, “духу в его живой цельности”. Соч.: Соч., т. 1-10,12. М„ 1877-1911; Избр. произв. М., 1996. Лит.: Введенский С. Н. Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Самарина. Казань, 1899; Нольде Б. Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1926; Hucke G. l. F. Samarin: Seine geistesgeschichiliche Position und politische Bedeutung. Munch., 1970. В. В. Сербиненко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|