ДЕМИУРГ


ДЕМИУРГ
(греч. demiurgos — мастер, ремесленник, от demos — народ, ergon, urgos — работа) — термин, встречающийся в греч. литературе начиная с Гомера. В гомеровских поэмах Д. одновременно и мастеровой, и герольд, предсказатель; позднее это слово означает скорее ремесленника — плотника или кузнеца. В истории философии оно приобретает особое значение в диалоге Платона «Тимей», где Д. предстает как «творец и родитель Вселенной», производящий и упорядочивающий физический мир в соответствии с идеальной моделью. Речь не идет о творении «из ничего», роль Д. сводится к тому, чтобы привести мир видимых вещей, пребывающих в «нестройном и беспорядочном движении», «из беспорядка в порядок», привести каждую вещь «к согласию с самой собой». Д. ведет все к благу, поскольку само благо, творение происходит благодаря уму; мир, «живое существо, наделенное душой и умом», родится «с помощью божественного провидения», по замыслу вечносущего бога.
Согласно Платону, Д. создает душу мира из трех частей — предела, беспредельного и их смеси. Затем мировая душа делится на две части, из которых образуются два круга — внешний (сфера неподвижных звезд) и внутренний (сфера планет). Вместе с небом возникает время как «движущееся подобие вечности». Мировая душа соединяется с мировым телом, после чего создаются четыре вида живых существ. Высший класс живых существ — «ставшие боги» совместно с Д. принимают участие в творении человека.
Платон называет космогонию, предложенную в диалоге «Тимей», «правдоподобным мифом», в связи с чем довольно трудно решить, считал ли он, что создание мира Д. было конкретным событием в конкретный момент времени в прошлом, или это выраженное в хронологической форме платоновское представление о соотносительной ценности различных элементов Вселенной, об онтологическом приоритете идеального. В Академии платоновской космогония «Тимея» была истолкована метафорически, рассказ о сотворении тела после души использовался для описания вторичности тела по отношению к душе. Аристотель употреблял слово «Д.» в традиционном значении — «ремесленник», «мастер».
Концепция Д. развивалась в неоплатонизме и у некоторых гностических авторов. Согласно Валентину, Д. располагается ниже эонов, ниже Софии, он устраивает мир феноменов, не имеющий отношения к невидимому Богу. Для Маркиона Д. тождествен Богу Ветхого Завета. Этот Д. зол и злы его творения, закон, который он предписывает, порождает грех и бессилие человека. Чтобы войти в царство благого Бога, человек должен освободиться от власти Д. и от связи с материей. Против гностического понимания Д. как источника зла в мире выступал Плотин в «Эннеадах».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ДЕМИУРГ
        (греч. , букв. — изготавливающий вещи для народа, отсюда — ремесленник, мастер, от — народ и — работа), термин др.-греч. философии для обозначения «творца» («мастера»), введённый в филос. лексикон Платоном в «Тимее» (ср. также «Государство» VII 530 а 7). Д. — «творец и отец этой Вселенной» (Тимей 28 с), создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеч. души, творит космос из со-вечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластич. массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообразпарадигму — эйдос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистич. религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от Д. не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-Д. (см. H ус) устроить всё «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистич. «необходимости» (ананке). Д. «Тимея», очевидно, тождествен с «причиной соединения» предела и беспредельного (формы и материи) — прообразом «действующей причины» Аристотеля в платоновском «Филебе» (27 Ь). Характерное замечание Платона о «правдоподобном мифе» (Тимей 29d) дало повод уже в Древней Академии истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорич. язык, применяемый в «дидактич. целях» для выражения вневременных он-тологич. структур (Ксенократ, фр. 54 Heinze). Аристотель подчёркнуто игнорировал Д. «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин «Д.» только в прямом значении «ремесленник, мастер»; единственное возможное исключение — ранний диалог «О философии» (фр. 8, 12 и 13 ROSS). Трансцендентное понимание высшего божеств. принципа в позднем платонизме приводит к перекладыванию функций Д. (непосредственно контактирующего с материей в акте творения) на вторичного бога-посредника, эманирующего из первопринципа (см. Эманация). Филон Александрийский отождествляет Д. с логосом (De eher. 35, 136—137, De spec. leg. 1, 81), Нумений — с умом (нусом), называя его «вторым богом» (Prod., In Tim., II 93; Euseb. Praep. ??. XIV 5; ср. также Corpns Hermeticum 1,9: «Ум породил другой ум — демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий материю абс. злом, завершается признанием некогда «благого» платоновского Д, источником мирового зла: у Валентина Д. помещается не только ниже плеромы эонов (см. Эон), но и ниже низшей Софии Ахамот, в «мсихич.» сфере, и творит мир, не зная эйдосов (Iren., Adv. haer. 1, 5, 3). Идея «злого Д.» была объектом полемики Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» II 9, 6; ср. II 3, 8). A m b с l a i n R., La notion gnostique du Demiurge dans les Ecritures et les traditions judeochretiennes, P., 1959; U o h e ?? у К. F., The Demiurge and the Good in Plato, «New Scholasticism», 1961, p. 510—24; Legido Lope/, M., El problema de Dios en Platon. La teologia del demiurgo, Salamanca, 1963.
        см. также лит. к статьям Платон, Гностицизм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ДЕМИУРГ
(греч. demiurgos – свободно занимающийся общественным ремеслом)
у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христ. Богу, который создает мир из ничего.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ДЕМИУРГ
(от греч. ?????????? – осн. значение – "творящий для народа", переносное – творец, создатель). В обычном смысле греч. слово "Д." – "мастер", "знаток", "созидатель" – употреблялось для обозначения ремесленников, мастеров, врачей, художников, либо высших должностных лиц. В антич. философии понятие "Д." стало идеалистич. категорией, выражающей творч. функцию идеальных сущностей при их переходе к материальному космосу. У Филолая (В 21) говорится о Д. как о том принципе, к-рый сохраняет сущность вещей, несмотря на их текучесть (ср. А 17). Софист Критий (В 19) приравнивает Д. к "уму", Платон в диалоге "Тимей" (28С – 29А, 41 AB) говорит о космич. деятельности Д. ума; у Аристотеля, кроме одного текста (фргм. 13, Rose), трактующего о Д. "прекраснейшего устройства космоса", слово "Д." употребляется в бытовом значении. У стоиков встречается глагол от слова "Д." – ??????????, к-рый употребляется в смысле "создавать", "творить" (Зенон фргм. 85, Клеанф фргм. 493, Arnim, SVF I). Из неоплатоников подробное и разработанное учение о Д. принадлежит Проклу, к-рый излагает его в комментарии на диалог Платона "Тимей". У гностиков (см. Гностицизм) Д. – творч. начало, к-рое производит материю, отягощенную грехом и злом. Ср.-век. богословы дали монотеистич. и спиритуалистич. истолкование понятию "Д.", к-рое было использовано нек-рыми религ. и идеалистич. учениями для обозначения идеального первоначала, творящего мир. "Для Гегеля, – писал Маркс, – процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 19). В атом значении слово "Д." употребляется в совр. филос. лит-ре.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ДЕМИУРГ
    ДЕМИУРГ (греч. ??????????, букв.—изготавливающий вещи для народа, отсюда—ремесленник, мастер, от ????? — народ и ????? — работа) — термин древнегреческой философии для обозначения “творца” (“мастера”), введенный в философский лексикон Платоном в *Тимее” (ср. также “Государство” VII 530а7). Демиург—творец и отец этой Вселенной (Tim. 28с), создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, творит космос из со-вечной ему материи (“кормилицы”, “восприемницы”, “пластической массы”), наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообразпарадигму—эйаос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистических религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от демиурга не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-демиурга (см. Нус) устроить все “как можно лучше” противостоит сопротивление материи в виде детерминистической “необходимости” (ананке). Демиург “Тимея”, очевидно, тождествен с “причиной соединения” предела и беспредельного (формы и материи) — прообразом “действующей причины” Аристотеля—в платоновском “Фчлебе” (27Ь). Характерное замечание Платона о “правдоподобном мифе” (Tim. 29d) дало повод уже в Древней Академии истолковать космогонию “Тимея” как условно-метафорический язык, применяемый в “дидактических целях” для выражения вневременных онтологических структур (Ксенократ, fr. 54 Heinze). Аристотель подчеркнуто игнорировал демиурга “Тимея” при изложении платоновского учения и употреблял термин “демиург” только в прямом значении “ремесленник, мастер”; единственное возможное исключение—ранний диалог “О философии” (fr. 8, 12 и 13 Ross). Трансцендентное понимание высшего божественного принципа в позднем платонизме приводит к перекладыванию функций демиурга (непосредственно контактирующего с материей в акте творения) на вторичного бога-посредника, эманирующего из первопринципа (см. Эманация). Филон Александрийский отождествляет демиург с логосам (De cher. 35,136—137, De spec. Leg. 1, 81), Нумений—с умом (нусом), называя его “вторым богом” (Proci. In Tim. II 93); Euseb. Pr. Eu. XIV 5; ср. также Corpus Hermeticum 1, 9: “Ум породил другой ум — демиурга”). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий материю абсолютным злом, завершается признанием некогда “благого” платоновского демиурга источником мирового зла: у Валентина демиург помешается не только ниже плеромы эонов (см. Эон). но и ниже низшей СофииАхамот, в “психической” сфере, и творит мир, не зная эйдосоп (!геп., Adv. Наег. 1, 5, 3). Идея “злого демиурга” была объектом полемики Плотина в его споре с гностиками (“Эннеады” !! 9, 6; ср. II 3, 8).
    Лит.: Amhelain R. La notion gnostique du Demiurge dans les Ecritures el les traditions judeochretiennes. P., 1959; Doherty K. F. The Demiurge and the Good in Plaio.—“New Scholasticism”, 1961, p. 510—524; Inf.ido Loper. M. El problema de Dios en Platon. La teolog'ia del demiorgo. Salamanca, 1963.
    A. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    абсолют, бог, логос, ремесленник, сатана, создатель, созидатель, творец, ульгень


Просмотров: 1729
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Город для колесниц
  • ДЕМИУРГ
  • Демиург
  • ДЕМИУРГ
  • ДЕМИУРГ
  • ДЕМИУРГ
  • ДЛЯ-МЕНЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Дорога для Рамы
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • жертвенник для курений
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Квота для женщин
  • Кондаков И.М. Методика Для Изучения
  • Кувшин Для Умывания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • Опросник Для Диагностики Устойчивых Форм
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь