ГУА


ГУА
— графико-числовые символы восьми триграмм (ба гуа) и 64 гексаграмм (люшисы гуа) системы конфуцианского трактата «И цзин». Г. построены на основе двух типов черт: целой, или в числовом значении «нечетной» —, и прерванной, или «четной», — —. Триграммы состоят из трех, гексаграммы — из шести черт во всех возможных сочетаниях целой и прерванной типов черт. Г. символизируют три уровня, соответствующих космическим уровням Неба, Центра и Земли (в гексаграммах эти уровни удвоены; в отсчете снизу начальная и вторая — Земля, третья и четвертая — Центр, пятая и верхняя — Небо). Комментарии к трактату «И цзин» приписывают создание Г. Небу, мифическому первопредку Фуси и «совершенномудрым людям» (шэн жэнь) древности.
Триграммы служат генетической матрицей спирали 64 гексаграмм. Известны два плоскостных варианта расположения триграмм: вариант Фуси и вариант Вэнь-вана (основателя династии Чжоу (11—3 вв. до н.э.)). Однако, вероятнее всего, они имели объемное построение, изоморфное архетипу у син. Системы триграмм копируют порядок вселенских ритмов ян и инь (см. ИНЬ—ЯН ) и развертывают их в спираль 64 гексаграмм, задающую единый генетический код всему телесному, духовному и идеально-мыслительному составу Поднебесной. Г. имеют имена, кроме того, гексаграммы в целом и каждая черта в отдельности сопровождаются мантическими афоризмами. Над всем этим надстраиваются комментарии, которые дают начало различным филос. учениям.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ГУА
    ГУА (триграмма, гексаграмма)—одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм — ба гуа и 64 гексаграмм — люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов гадания на костях. Это значение гуа отражено в “Сюнь-цзы”, главе 9. Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой—на тысячелистнике, построенной на получении числовых комбинаций, что широко отражено в “Цзо чжуани” (4 в. до н. э.). В итоге гуа объединили идеи геометрической символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретическая нумерологическая методология (сян шу чжи сюэ). Китайская традиция выводит происхождение гуа из мифических истоков цивилизации—деятельности первого императора (культурного героя) Фуси, который якобы использовал чудесно явленные гуа как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразных законам природы.
    Целостная философская концепция гуа впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части “Чжоу н” (“Си цы чжуань”, “Шо гуа чжуань”). Согласно “Си цы чжуани”, “предел сокровенного в Поднебесной заключен в гуа”, которые, т. о., выступают воплощением основ миропорядка. Специфику категории гуа составляет материальная выраженность в двух количественно определенных наборах графических символов— восьми триграммах и 64 гексаграммах. Первые состоят из трех, вторые — из шести черт двух видов (целой — ян и прерванной — инь) во всех возможных комбинациях. Каждой гуа присущи индивидуальное имя (восемь триграмм и их удвоения—восемь гексаграмм— одноименны), образный и понятийный комплексы, стандартные формулы как абстрактного, так и конкретного содержания. Напр., двум
    парам главных гуа ' 11 соответствуют имена
    Цянь и Кунь, образы Неба и Земли, понятия “творчество” и “исполнение” и т. д. Триграммы, гексаграммы и их компоненты во всех комбинаторно возможных сочетаниях образуют всеобъемлющую иерархию классификационных схем. Она в наглядных символах “распределяет по родам свойства всей тьмы вещей”, т. е. охватывает любые аспекты действительности — части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные отношения и т. д., позволяя описывать всевозможные ситуации и процессы, фиксировать реальные или умозрительные соответствия между ними и т. п. Структурно и онтологически гуа представляются продуктами последовательного раздвоения (инь ян) “Единого” — “Великого предела” (тай цзи). Однако исторически гексаграммы могли возникнуть раньше триграмм. В статическом плане каждый из наборов—восемь триграмм и 64 гексаграммы—зафиксирован в двух пространственно ориентированных расположениях, приписываемых Фуси и Вэнь-вану, основателю династии Чжоу (11—Звв. до н. э.). Последнее реализовано в канонической части “Чжоу и”. Последовательная смена черт гуа в расположении Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, создатель которой Г. Лейбниц истолковал это подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех времен и народов. В 1973 в Мавандуе (КНР) был обнаружен текст “Чжоу и” (2 в. до н. э.) с третьим видом расположения гексаграмм, типологически более близким к расположению Фуси. Гуа располагаются в линию, квадратом (символ Земли) и кругообразно (символ Неба), соотносясь по окружности и через центр; делятся на “мужские” и “женские”; образуют пары по двум главным принципам: “обратности” (фань), т. е. перевернутости на 180°, и “супротивности” (дуй), т. е. противоположности черт в одинаковых позициях. Эти два вида противоположности в традиционной китайской логике и методологии охватывают все контрарные и контрадикторные (мао дунь) отношения. В динамическом плане взаимопревращения гуа путем трансформации черт в противоположные отражают все фазы циклического развития космоса в основополагающей для “Чжоу и” теории “кругообразных перемен” (чжоу и).
    Квадратное расположение 64 гексаграмм в порядке фуси
    Расположение восьми триграмм в порядке Фуси
    Расположение восьми триграмм в порядке Вэнь-вана
    В эпоху Хань (3 в. до н. э.—З в. н. э.) при посредстве мистико-натурфилософских построений иньян цзя, “школы новых текстов”, оракуло-апокрифической традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами — прежде всего “пятью элементами” (у сип), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами ХэтуиЛо шу. В сочинении “Лес перемен” (“И линь”) Цзяо Яньшоу (1 в. до н. э.) или Цуй Чжуаяя (1—2 вв.) система “Чжоу и” была усложнена до 4096 членовкорреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой другой. Ян Сюн (1 в. до н. э.— 1 в. н. э.) в “Каноне Великой тайны” (“Тай сюань цзин”) предложил альтернативную систему, в которой 64 гуа заменены 81 тетраграммой (шоу—буквально “голова”). Последние состоят из всех возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако система Ян Сюна, возможно, также восходящая к древней гадательной практике, не смогла конкурировать с системой гуа, развитие которой достигло апогея в эпоху Сун (10—13 вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы нумерологической философии—учения Шао Юна и Цай Шэня (12—13 вв.). Гуа вошли в фундамент не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), литературы и искусства, всей традиционной культуры Китая.
    Лит.; Карапетъячц А. М. “Ба гуа” как классификационная схема. ? сб.: 13-я научная конференция “Общество и государство в Китае”, ч. 1. M., 1982; Зинин С. В. К. проблеме построения гексаграмм “И цзина”.—Там же; Карапетьянц А. М. К проблеме структуры “И цзина”.—В сб.: 14-я научная конференция “Общество и государство в Китае”, ч. 1. М., 1983; Зинин С. В. Два принципа организации гексаграмм “И цзина”.—Там же; Он же. Отражение “И цзина” в “Цзо чжуани” и концепция перемен.—В сб.: 15-я научная конференция “Общество и государство в Китае”, ч. 1. М., 1984; Кобзев А. И. Учение о символах и числах в классической китайской философии. М., 1994; Щуцкии Ю. К. Китайская классическая “Книга перемен”. М., 1997; Sherril W. A.. Chu W. K. An Antology of Ching. L. etc., 1977.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 653
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЧЖОУ И”
  • “ЧЖОУ ЛИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БА ГУА
  • Ба-Гуа
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Голова всех голов
  • гуа
  • Дьявол (Черт)
  • Дьявол (Черт)
  • И-Цзин (Книга Перемен)
  • И-Цзин (Книга Перемен)
  • инь фу цзин
  • Наследуемость черт личности (heritability of personality)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Психология черт (trait psychology)
  • ТЕОРИЯ ДВУХ СОСТОЯНИЙ (или пороговая теория Люса)
  • Теория общих черт самоубийств
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • фуси
  • ФУСИ, ПАОСИ, БАОСИ
  • Черт
  • ЧЖОУ ДУНЬ-И
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • чжоу дуньи
  • чжоу и
  • чжоу ли
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • ЮЙ ЧЖОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь