сознания восемь видов


сознания восемь видов
БА ШИ (санскр. Астаявиджняна) - одно из важнейших понятий буд. школ йогачары и виджнянавады (см. Вэйши школа).
БА ШИ
Одна из пяти скандх (см. У юнь)- "сознание" (ши (1)) - в зависимости от источника знания подразделяется на восемь видов, представляющих дхармы (см. Фа (1), п. 2), относящиеся к сознанию. Пять первых видов сознания соотносятся с миром феноменов бытия: зрительное (кит. янь, санскр. капсур), слуховое (эр, шрота), обонятельное (би (1), гхрана), вкусовое (шэ, джихва), тактильное, или телесное (шэнь (2), ка). Эти виды сознания связаны с чувственным восприятием и образуют пары с видами отражений явлений внешн. мира: зрительное - "цвет" (сэ), слуховое - "звук" (шэн |3)), обонятельное- "запах" (сян (4)), вкусовое - "вкус" (вэй 151), тактильное - "осязание" (чу). Шестой вид сознания - рассудочное (и (3), мано) воспринимает дхармы и представляет собой комплексное ощущение, сформированное посредством пяти первых видов сознания. Вместе они образуют представление о чувственно познаваемых объектах (цзин (5), вишая). Седьмой вид (клистамана) есть активное обобщающее сознание, источник рассудочного и соотносится с категорией "мысленной оценки" (кит. и лянь). Клистамана, взятое отдельно от др. видов сознания, рассматривалось как причина эгоизма и индивидуализма, источник возникновения иллюзий из-за кажущегося постижения реальности. Поэтому седьмой вид сознания иногда наз. атана (санскр. адана), т.е. привязанность сознания к чему-либо. Восьмой вид сознания - алайя - является высшим видом сознания и психич. источником всего сущего, причиной возникновения, изменения и сохранения всех явлений, поэтому наз. "сознанием-сокровищницей". Существование алайи предусматривает три аспекта: 1. Причина всего сущего, "семя всех вещей". 2. Плод и результат всех изменений, на основе предыдущей кармы (е) дающий соответствующее воздаяние. Данный аспект алайи соотносится с категорией "и шу" (санскр. випака), означающей соответствие следствия причине или соответствующее воздаяние. 3. "Сознание-сокровищница" (чжи-цан), к-рое содержит не только все вещи и явления как психич., так и феноменального мира, но и саму алайю, т.о. заключая в себе причину и следствие одновременно. На стадии овладения сознанием-алайей преодолевается двойственное видение мира, к-рый предстает в нерасторжимом единстве внеш. и внутр., временного и пространственного.
Учение хинаяны предполагает, что первые шесть видов сознания не имеют самостоятельной сущности и находят единство лишь при постижении седьмого и восьмого видов. Положение о том, что "восемь видов сознания представляют собой единое тело" (ба ши ти и), противостояло доктрине их разделенности - "восемь видов сознания разделены" (ба ши ти бе). Учение о Б.ш. представляло собой гносеологич. концепцию хинаяны, а также конкретное указание пути вхождения в нирвану (см. Непань) посредством последовательного постижения мира от материальных объектов к психич. началу в человеке.
*Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; Вань Литянь. Фоцзяо чжэсюэ (Филос. учение буддизма). Пекин, 1986.
А.А. Мослов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1734
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ”
  • Гипотония сознания
  • НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ
  • Обнубиляция сознания
  • ПОРОГ СОЗНАНИЯ
  • Патология Сознания
  • Поле сознания
  • Помрачение сознания
  • Поток Сознания
  • Расщепление сознания
  • СОЗНАНИЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ
  • СОЗНАНИЯ ПАТОЛОГИЯ
  • СОЗНАНИЯ РАЗДВОЕНИЕ
  • Спутанность сознания
  • Спутанность сознания
  • Сужение сознания
  • УТРАТА НЕПРЕРЫВНОСТИ СОЗНАНИЯ Я
  • Экология Сознания
  • анализ сознания
  • другие сознания
  • континуум сознания
  • патология сознания
  • поле сознания
  • помрачение сознания сумеречное
  • поток сознания
  • сознания школа только
  • состояние сознания
  • философия сознания
  • философия сознания глазами ученых
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь