|
ГОЛЬБАХГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723—1789) — фр. философ, естествоиспытатель, один из основателей школы фр. материализма и атеизма, соратник Д.Дидро и К.А. Гельвеция, автор большого числа статей в «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» (1751 — 1780). Главное произведение — «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770), в котором изложены филос. социально-политические и этические воззрения Г. Цель филос. исследований он видит в отыскании всеобщих начал, лежащих в основе всех явлений мира. Считает материю вечной и несотворенной, порождающей в процессе развития и изменения все многообразие реального мира; движение является способом существования материи. В теории познания — сенсуалист, исходит из первичности материи и вторичности сознания, считает сознание одним из свойств особо организованной материи и верит в возможность исчерпывающего познания. В понимании истории признает решающей силой общественного развития сознание, интерес и волю выдающихся личностей. Критик церкви и религии, признающий последнюю порождением невежества людей и сознательного обмана со стороны духовенства; враг религиозной нравственности, преодоление которой необходимо для придания человеку мужества и энергии в отстаивании своих прав. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723, Эдесхайм, Пфальц,— 21.6.1789, Париж), франц. философ, один из основателей школы франц. материализма и атеизма 18 в., идеолог революц. буржуазии. Был соратником Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии». В фи-лос. салоне Г. обсуждались вопросы экономич., со-циально-политич. и духовного обновления Франции, преодоления сословного неравенства и деспотич. формы правления. Разносторонние естеств.-науч. знания Г. способствовали обоснованию материалистич. философии и атеизма, систематич. критике идеализма и религии. В осн. филос. соч. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (т. 1—2, 1770, рус. пер. 1924) Г. утверждает вечность и несотворённость материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает всё многообразие реального мира. Вселенная, по Г., представляет собой движущуюся материю, движение является способом существования материи, необходимым образом вытекающим из её сущности. Однако, говоря о единстве материи и движения, Г. понимал движение механистически. Меха-нистич. ограниченность проявилась и в понимании им детерминизма, объективной закономерности, случайности и необходимости и др. Теория познания Г. опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания. Г. был противником агностицизма, отстаивая способность чело-веч. разума познавать мир и его законы. Вместе с тем теория отражения Г. несла на себе отпечаток созерцательности, свойственной домарксовскому материализму, поэтому Г. не раскрыл активной природы сознания и роли обществ. практики в познании. Материалистич. понимание природы сочеталось у Г. с историч. идеализмом, с признанием сознания и воли выдающихся личностей решающей силой обществ. развития. В понимании обществ. явлений у Г. имелись отд. материалистич. моменты: идеи о роли среды в формировании личности, о значении материальных интересов в обществ. развитии и др. Г. развил всестороннюю критику религии и церкви, вскрыл их социальное назначение, состоящее в дезориентации нар. масс, защите интересов короля и дворянства, борьбе против науки и культуры, однако с позиций идеалистич. понимания истории он не сумел вскрыть социальные корни религии, считая её порождением невежества и сознат. обмана со стороны духовенства. Г. уделил много внимания критич. оценке религ. нравственности и обоснованию утилитаристской этики. В «Естеств. политике...» («La politique naturelle...», v. 1—2, L., 1774) Г. показал реакц. сущность феод. политич. строя и обосновал неизбежность его падения. Отвергая феод. форму собственности, он отрицал перспективу обществ. собственности, обосновывал утверждение бурж. порядков, однако объективно мн. стороны учения Г. содействовали возникновению утопич. социализма 18 в. Systeme social..., v. i—3, L., 1773; Le bon sens, ou Idees naturelles opposees aux idees surnaturelles, L., 1786; La morale universelle..., v. 1—3, P., 1820; Textes choisis, v. l, P., 1957; в рус. пер.— Священная зараза.—Разоблаченное христианство, М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл, М., 1956; Карманное богословие, М., 1959; Избр. произв., т. 1—2, М., 1963. Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; и ? ж е, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., АнтиДюринг, там же, т. 20; его же, Людвиг Фейербах..., там же, т. 21; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, ПСС, т. 23; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. -15; Кочарян М. Т., Поль Г., М., 1978; Акулов П. В., М а л ю к О. П., Поль Г.— критик религ. догматов, М., 1975; N a v i 1 1 е Р., D'Holbach et la Philosophie scientifique au XVIII siede, nouv. ed., P., 1967; Skrzypek M., Holbach, Warsz., 1978. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри, барон (род. 1723, Гейдесгейм, Пфальц – ум. 21 июня 1789, Париж) – франц. философ; соратник Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании «Энциклопедии», автор «Systeme de la nature ou des lois du monde physique et du monde moral», 1770 (рус. пер. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», 1924) – главного произв. франц. материализма и атеизма; в нем дается систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма, утверждается вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГОЛЬБАХ (Holbach), Поль Анри (1723 – 21 июня 1789) – франц. философ-материалист и атеист, один из идеологов революц. франц. буржуазии 18 в. Род. в г. Эдесхейме в Пфальце, воспитывался и провел свою жизнь в Париже. Г. был деятельным сотрудником "Энциклопедии". В салоне Г., ставшем одним из центров филос. и атеистич. мысли предреволюц. Франции, часто встречались Дидро, Гельвеций, Д'Аламбер, Бюффон, Нежон и др.; одно время здесь бывал и Руссо. Во Франции 18 в. "философская революция служила введением к политическому перевороту" (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 5). Г. был одним из основных деятелей этой идейной подготовки революции. Он теоретически обосновывал необходимость замены феод. порядков новым, "естественным" и "разумным" обществ. строем, к-рый в действительности оказался бурж. обществом. Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеч. сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными, частицами являются неизменные и неделимые атомы, осн. свойства к-рых – протяженность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Все формы движения Г. сводил к механич. перемещению. Этот метафизич., механистич. характер материализма Г. и его единомышленников объясняется состоянием естествознания в 18 в., когда из наук были развиты гл. обр. механика и математика, и классовой ограниченностью бурж. идеологии. Материя и движение, по Г., нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, ее атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Г. отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь определ. образом организованным формам материи. Используя данные совр. ему естествознания, Г. создал свой главный труд – "Систему природы..." ("Systeme de la nature...", v. l–2, 1770), явившийся, по словам современников, "библией материализма". Г. писал: "Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, представляет нам повсюду лишь материю и движение; ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий;... идея природы заключает в себе необходимым образом идею движения. Но, спросят нас, откуда эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничто не может существовать. Мы скажем, что движение – это способ существования (facon d'etre), вытекающий необходимым образом из сущности материи; что материя движется благодаря собственной своей энергии" ("Система природы...", М., 1940, с. 12, 18). Г. признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинен ее законам. Свободу воли Г. отрицал, считая поведение людей причинно обусловленным. Отстаивая познаваемость материального мира, Г., исходя из материалистич. сенсуализма Дж. Локка и преодолевая непоследовательность его взглядов, считал ощущения единств. источником познания. Познание, по Г., является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистич. теория познания Г., разделяемая также другими франц. материалистами, была направлена против агностицизма, теологии, идеалистич. сенсуализма Дж. Беркли и учения Р. Декарта о врожденных идеях. Бурж. сущность мировоззрения Г. резко проявилась в его социально-политич. взглядах. Г. критиковал феод. собственность и феод. формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлеченное, абстрактное понятие человеч. природы, Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения обществ. явлений в законах природы и разделял идеалистич. договорную теорию происхождения общества (см. Общественный договор). Развитие человеч. общества, по мнению Г., есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т.д. Осуждая феод. строй как неразумный, Г. ожидал осуществления "царства разума" (бурж. строя) в результате появления просвещ. монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека Г. считал его интерес, пользу. "У Гольбаха вся деятельность индивидов в их взаимном общении, например речь, любовь и т.д., изображается в виде отношений полезности и использования". Эта "теория Гольбаха есть исторически правомерная философская иллюзия насчёт поднимавшейся тогда во Франции буржуазии, чью жажду эксплуатации ещё можно было изображать, как жажду полного развития индивидов в условиях общения, освобождённого от старых феодальных пут. Впрочем, освобождение, как его понимает буржуазия, – т.е. конкуренция, – являлось для XVIII века единственным возможным способом открыть перед индивидами новое поприще более свободного развития" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 409–11). Считая себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса наиболее существ. чертой человеч. природы, Г., однако, отвергал крайний эгоизм и защищал идею сочетания личного и обществ. интересов. В числе др. франц. материалистов Г. учил о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием Г. сыграл определ. роль в идейной подготовке утопич. социализма 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144–45). Г. принадлежат написанные в духе бурж. просветительства остроумные воинствующие атеистич. произведения, проникнутые едким сарказмом. Их высоко оценил Ленин (см. Соч., 4 изд., т. 33, с. 204). На основе учения о единстве материи и движения Г. опровергал не только традиционно-религ. представления о боге-творце, но и деистич. учение о "первом толчке". Опираясь на учение о единстве материи и сознания, отвергая субстанциальное существование последнего, Г. наносил сокрушительный удар по религ. вымыслам о бессмертии души. Ввиду преследований со стороны церковников произведения Г. выходили анонимно и, как правило, за пределами Франции. Совр. империалистич. реакция, к-рой ненавистны материалистич. прогрессивные традиции прошлого, враждебно относится к Г. и др. представителям франц. материализма 18 в. М. Цебенко. Москва. "Система природы" – главный труд Г. Издан впервые под именем – Ж. Б. Мирабо (J.-B. Mirabaud, член Французской академии, умерший в 1760). Местом издания числится Лондон, но книга вышла в Амстердаме в 1770. 13 авг. 1770 книга была предана публичному сожжению по приговору париж. парламента. Несмотря на это, она продолжала выходить новыми изданиями, причем с 1774 автор помещал в приложении речь гос. обвинителя и свой краткий ответ. В 1820 вышло издание в двух томах с примеч. Д. Дидро. В 1821 и 1822 книга издана в Париже под именем Г. Во Франции готовится новое критич. издание, оно должно войти во второй том гольбаховских "Textes choisis" (первый том вышел в 1957). Переводы на рус. языке – М., 1924, с библиографией, составленной И. К. Лупполом, и М., 1940, с предисловием издательства и послесловием П. С. Попова. В "Санктпетербургском журнале" И. Пнина (1798, ч. 1, с. 197–206) П. Яновский поместил искаженный перевод двух глав "Системы природы". Он опубликован также в приложении к Соч. И. Пнина, М., 1934. Рукоп. перевод "Системы природы" ходил в декабристских кругах, в частности имелся у члена юж. об-ва декабристов Н. Крюкова (см. "Избр. соц. политич. и филос. произв. декабристов", т. 2, 1951, с. 556). На нем. яз. издана в 1783 как книга Мирабо ("System der Natur...", aus dem Franz. von K. G. Schreiter, Tl 1–2, Frankfurt – Lpz., 1783), на англ. – L., 1797, Philadelphia, 1808; Boston, 1853 – включает заметки Дидро. В 1957 изданы двухтомный польский перевод с введением К. Шанявского (К. Szaniawski) в Кракове и однотомный румынский – в Бухаресте, выполненный известным румынским философом Д. Бэдэрэу и снабженный его же вводной статьей. "Разоблаченное христианство или исследование начал и выводов христианской религии" – одно из ранних произведений Г., направленное против религии. Первое изд. вышло с нарочито искаженными выпускными данными. На тит. листе автором числится Н. А. Буланже, место и год изд.: Londres, 1756, однако предисловие первого издания помечено 1758. Фактически книга издана в Нанси в 1761. Затем появилось издание в Голландии, 1766 (П. Шарбоннель считает его первым, дошедшим до широкой публики). При жизни автора книга издавалась девять раз, неоднократно выходила и после его смерти. В 1957 вышло новое критич. издание в кн.: P. Holbach, Textes choisis, v. 1, P., 1957, автор примечаний П. Шарбоннель. Перевод на рус. яз. – 1924 (с предисловием А. М. Деборина), в 1936 под ред. и с предисл. И. К. Луппола; на англ. – N. Y., 1795, L., 1814; на исп. – L., 1821. Л. Азарх. Москва. Соч.: La morale universelle, ou les devoirs de l'homme fondes sur la nature, v. 1–3, Amst., 1776; La politique naturelle, ou discours sur les vrais principes du gouvernement, 2 tt. en 1 v., L., 1773; Карманное богословие, M., 1959; Избранные антирелигиозные произведения, т. 1, M., 1934; Священная зараза. – Разоблаченное христианство, М., 1936; Здравый смысл. Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным, М., 1941; Письма к Евгении. Здравый смысл, М., 1956. Лит.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; их же, Немецкая идеология, там же, 2 изд., т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Соч., 4 изд., т. 19, М., 1948; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, М., 1951; Беркова К. Н., П. Гольбах, 2 изд., М., 1923; Альтер И. М., Философия Гольбаха, М., 1925; Васильев С. Ф., Механический материализм и Гольбах, в его кн.: Из истории научных мировоззрений. Сб. статей, М.–Л., 1935, с. 105–17; Коган Ю., Мегружан Ф., Атеистические памфлеты Гольбаха, "Фронт науки и техники", 1936, No 10; История философии, т. 2, [М.], 1941 (см. Указатель имен); Залманович А. В., Атеизм Гольбаха, "Уч. зап. Тульского гос. пед. ин-та", 1955, вып. 6; Волгин В. П., Социальные и политические идеи Гольбаха, "Новая и новейшая история", 1957, No l, с. 29–55; Кочарян М. Т., Атеизм Гольбаха, М., 1957 (Автореф. дисс.); История философии, т. 1, М., 1957, с. 559–65 и др. по указат.; Сushing M. P., Baron d'Holbach, N. Y., 1914; Hubert R., D'Holbach et ses amis, P., [1928]. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ГОЛЬБАХ ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723, Эдесхайм, Германия—21 июня 1789, Париж) — французский философ. Изучал химию в Лейденском университете. Переехав в Париж, принял активное участие в создании возглавлявшейся Дидро “Энциклопедии”, для которой написал 375 статей. Открытый Гольбахом салон приобрел известность как место регулярных философских дискуссий между энциклопедистами. В своем основном сочинении “Система природы” (1770) Гольбах выступил систематизатором материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения, в этой (по выражению современников) “Библии материализма” осуществлена попытка философского осмысления механики Ньютона. Онтология Гольбаха—это материалистический монизм. “Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение” (Избр. произв., т. 1. M., 1963, с. 66). Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя: “По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства” (там же, с. 84). Все существующее в природе образовано сочетанием мельчайших материальных частиц, которые Гольбах именует “молекулами” (иногда—атомами). Общие и первичные свойства материи — протяжение, делимость, тяжесть, твердость, подвижность, сила инерции. Движение — “это способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи”. Между телами действуют силы притяжения и отталкивания, инерция—особый вид сил противодействия, свидетельствующий о внутренней активности тел. Движение Гольбах понимал преимущественно как пространственное перемещение, признавая в то же время скрытое внутреннее движение в телах, обусловленное сочетанием, действием и противодействием молекул материи. В своем учении о причинности Гольбах развивал своеобразную “систему фатализма”: все происходящее в мире необходимо, подчинено постоянно действующим законам природы; случайных явлений нет. В гносеологии он придерживался сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания; врожденных идей нет. Умственные способности (размышление, память, воображение) происходят от способности чувствовать. Главным мотивом человеческих действий Гольбах считал интересы, важнейший среди них—стремление к счастью. Счастье состоит в соответствии желаний человека окружающей его обстановке, но он не может его достичь без помощи других людей, отсюда его заинтересованность в содействии счастью ближних; быть добродетельным означает приносить пользу людям. Подвергнув резкой критике деспотизм, Гольбах связывал улучшение общественных порядков гл. о. с деятельностью просвещенного монарха, допуская, однако, и возможность революции как средства упразднения деспотической формы правления. Справедливое государственное устройство должно основываться на общественном договоре, в соответствии с которым каждый гражданин обязуется служить общему благу, получая, взамен со стороны общества помощь и защиту. С атеистических позиций Гольбах рассматривал проблему происхождения религии. По его мнению, религию создали страх, невежество и обман. Бог не существует, и само представление о нем получено путем соединения взаимоисключающих атрибутов — метафизических (вечность, бесконечность и т. п., это—отрицания человеческих качеств) и моральных (ум, воля и т. д.). Прорыв в познании природы приведет к исчезновению представлений о богах, а упразднению религии должны содействовать также отделение церкви от государства и ликвидация привилегий священнослужителей. Идеи Гольбаха оказали влияние на последующее развитие материалистической философии. Соч.: Systиme social... ?. 1—3. L., 1773; Systeme de la nature, v. 1—2. L., 1781; La morale universelle, v. 1—3. P., 1820; Textes choisis, v. 1. P., 1957; в рус. пер.: Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956; Галерея святых. М., 1962; Избр. произв., т. 1—2. М., 1963. Лит.: Кочарян М. Т. Поль Гольбах. М., 1978; Hubert R. D'Holbach et ses amis. P., 1928; Naville P. D'Holbach et la philosophie scientifique au XVIII siecle. P., 1967; Lecomple D. Marx et le baron d'Holbach. Aux sources de Marx: le materialisme athee holbachique. P., 1983; Baupt M. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987. A. A. Кротов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|