|
МЕЙЕРМЕЙЕР (Меуег) Ханс (род. 18 дек. 1884, Этценбах, Нижняя Бавария – ум. 30 апр. 1966, там же) – нем. философ и педагог; с 1922 – профессор в Вюрцбурге. Работал над Аристотелем, Платоном, стоиками, патристикой, Фомой Аквинским; выступил с «Geschichte der abendlдndlichen Weltanschauung» (5 Bde., 1946-1949), где он, по примеру Дильтея и Греция, с любовью и пониманием нарисовал картину развития философских проблем, попыток разрешения и влияния их на мировоззрение людей соответствующей эпохи (включая знание о космосе, оценки, переживаемый порядок ценностей и формирование жизни). Это соч. Мейера еще и по сей день является самым объемистым из всех произв. по истории философии, вышедших из-под пера одного автора. Кроме того, Мейер написал: «Systematische Philosophie», 1954-1957. Философский энциклопедический словарь. 2010. МЕЙЕР (Meier), Георг Фридрих (1718–77) – нем. эстетик и философ-идеалист, проф. философии в Галле. В отличие от многих своих предшественников, писавших по-латыни, М. составил на нем. языке по различным филос. дисциплинам учебники, к-рые стали офиц. пособиями в ун-тах Германии, особенно в Пруссии. Впоследствии Кант строил свои лекции по метафизике на основе труда М. "Извлечения из учения о разуме" ("Auszug aus der Vernunftlehre", 1752). На эстетич. взгляды M. оказали влияние Баумгартен, англ. философы-эмпирики и швейцарцы Бодмер и Брейтингер. М. выдвинул учение о роли интуиции в чувств. восприятии красоты и о значении гения в художеств. творчестве. По требованию Фридриха II M. читал лекции о философии Локка, подчеркивая практич. полезность опытных наук. Однако М. с идеалистич. позиций выступал против материализма ("Доказательство, что никакая материя не может мыслить"– "Beweis, dass keine Materie denken konne", 1743). С этих же позиций М. довел до крайности теорию преформизма. Защищал идею бессмертия души не только человека, но и животных" ("Попытка научного обоснования вопроса о душах животных" – "Versuch eines Lehrgebaudes von den Seelen der Tiere", 1749). Соч.: Theoretische Lehre von den Gemutsbewegungen uberhaupt, Halle, 1744; Gedanken von dem Zustande der Seele nach dem Tode, Halle, 1746; Anfangsgrunde aller schonen Kunste und Wissenschaften, Bd 1–3, Halle, 1748–50, 2 Aufl., 1754; Vernunftlehre, Halle, 1752; Metaphysik, Tl 1–4, Halle, 1755–59; Philosophische Sittenlehre, Halle, Tl 1–5, 1753–1761; neue Aufl., 1762–74; Recht der Natur, Halle, 1767. Лит.: Ланге ?. ?., История материализма..., т. 1, К.–X., 1899, с. 246; Hennings ?., Geschichte von den Seelen der Menschen und Tiere, Halle, 1774; Lange S. G., G. F. Meier, Halle, 1778; Bergmann E., Die Begrundung der deutschen Asthetik durch A. G. Baumgarten und G. F. Meier, Lpz., 1911; Schaffrath J., Die Philosophie des G. F. Meier, Freiburg, 1940; Nivelle A., Les theories esthetiques en Allemagne, de Baumgarten a Kant, P., 1955. M. Бур. ГДР. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. МЕЙЕР МЕЙЕР Александр Александрович [10(22) октября 1875, Одесса•— 19 июля 1939, Ленинград] — русский философ и историк культуры. Поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, но был в 1895 арестован и за организацию рабочих кружков сослан в Среднюю Азию. Сотрудничал в газете “Русский Туркестан”. Вернувшись из ссылки, участвовал в деятельности С.-Петербургского Философского общества. Переводчик работ Э. Маха, Ф. Йодля, П. Барта, Р. Штаммлера и др. Читал лекции по истории философии и религии в Обществе народных университетов. Участник Всероссийского Церковного Поместного Собора (август 1917). После революции профессор Высших научных курсов П. Ф. Лесгафта (1918—28). Осенью 1917 организует кружок петербургской интеллигенции “Воскресение”. В этот кружок входили (в разные годы) Г. П. Федотов, А. С. Аскольдов-Алексеев, А. В. Карташев, Л. Пумпянский, М. М. Бахтин, Н. П. Анциферов и др. Это была, как вспоминает Д. С. Лихачев, “одна из наиболее значительных философских и религиозных организаций в Петербурге” (“Об Александре Александровиче Мейере”. — “ВФ”, 1992, № 7, с. 92). В декабре 1928 за участие в деятельности “Воскресения” был арестован, а весной 1929 приговорен к расстрелу, который потом заменили десятью годами заключения на Соловках, а затем в Белбалтлаге. После освобождения живет в Калязине, где занимается переводческой деятельностью и философией. Мейер строит вариант диалогического персонализма, созвучный идеям М. Бубера и М. Бахтина и ориентированный на реальное действие. Именно этим объясняется значительность организационной деятельности в жизни Мейера. Идею личности он пытается обрести в новом религиозном сознании, которое определяло умонастроение его кружка. По мнению Мейера, идея может получить свое существование лишь в диалоге и благодаря ему. “Верховное Я” своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты. Поэтому возможен подлинный диалог между людьми. Создание подлинного диалога — главная цель “Воскресения”. Философия, развитая Мейером, является попыткой создания практической нравственной фи лософии, основанной на ряде христианских идей: личности” диалога, тайны. Встреча человека и Бога осуществляется благодаря жертве, символу и мифу, объединяемых в теоретической материи и в опыте “единомножественности” общины. Соч.: О смысле революции. — “Перевал”, 1907, № 8—9; Бакунин и Маркс, Факелы, кн. 2. СПб., 1907; Выступление на докладе С. А. Аскольдова. — В кн.: Записки С.-Петербургского Религиозно-философского общества, в. I. СПб., 1908; Новое религиозное сознание. — “Биржевые ведомости”, 1916, 28 октября, №15889; О праве на миф. — “Свободные голоса”, 1918, № 2; Философские сочинения. Париж, 1982; Религиозный смысл мессианизма. — “ВФ”, 1992, № 7. Ф. И. Гиренок, И. А. Дмитриева Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|