|
ЛИППСЛИППС • ЛИППС (Lipps) Теодор (род. 28 июля 1851, Валльхальбен, Пфальц – ум. 17 окт. 1914, Мюнхен) – нем. философ, психолог, эстетик; профессор с 1894. Анализирующую прошлое психологию сделал осн. наукой для логики, эстетики, этики (для нормативных, по Липпсу, наук) и вообще для всей философии. Известное значение имеет его эстетика воли к художественному созиданию, которая психологически экспериментально обоснована и где особая роль принадлежит эстетике пространственного и теории вчувствования. Осн. произв.: «Grundzьge der Logik», 1893; «Komik und Humor», 1898; «Vom Fьhlen, Wollen und Denken», 1902; «Leitfaden der Psychologie», 1903; «Дsthetik» 2 Bde., 1903. • ЛИППС (Lipps) Ханс (род. 22 нояб. 1889, Пирна – ум. 10 сент. 1941, Россия) – нем. философ, с 1936 – профессор во Франкфурте. Работал в области логики и антропологии. Как специалист в вопросах философии языка, он пытался, подобно Л.Лавеллю, отказываясь от логистических методов, проникнуть в реальные процессы протекания действительной речи, исходя из философии существования, признавая в качестве основы речи не логику языка, а то, что «полагают» за различными словами. Осн. произв.: «Hermeneutische Logik», 1938; «Die menschliche Natur», 1942; «Untersuchungen zur Phдnomenologie der Erkenntnis», 1928; «Die Verbindlichkeit der Sprache», 1944; «Die Wirklichkeit des Menschen», 1954. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЛИППС (Lipps), Теодор (28 июля 1851 – 17 окт. 1914) – нем. бурж. философ и психолог, субъективный идеалист. Приват-доцент и проф. в Бонне, проф. в Бреслау (с 1890), в Мюнхене (с 1894), основатель Мюнхенского психологич. ин-та. Л., наряду с Вундтом и Эббингаузом, наиболее крупный систематизатор нем. психологии конца 19 в. Работы Л., помимо общей теории психологии, охватывают широкий круг частных вопросов, связанных с психологией искусства. Л. придерживается схемы психофизич. параллелизма (см. "Основы психофизики", СПБ, 1903, с. 18). Выступая против материализма, Л. утверждает, что противоположность физического и психического не существует объективно, что это лишь два "аспекта", две фазы субъективного опыта, к-рые создаются и различаются самим субъектом, его мышлением (см. "Основы логики"– "Grundzuge der Logik", 1893, рус. пер. 1902). Для психологич. системы Л. в целом характерно частичное стирание основного для нем. идеалистич. психологии конца 19 в. деления между концепциями "содержания сознания" (Вундт) и "интенционального психического акта" (Брентано). У Л. понятия субъекта, акта и объекта выступают как подчиненные по отношению к спиритуалистически понимаемой активности сознания – "переживанию". Субъективный идеализм послужил Л. основой для крайнего психологизма в логике: само мышление трактуется им лишь как психологич., субъективный факт. Поэтому стирается грань между психологич. и логич. аспектами сознания, и логика объявляется частью психологии. Психология вообще выступала у Л. как всеобъемлющая "наука о духе", основа философии. Объявляя психологию наукой "экспериментальной", Л. считал основным психологич. экспериментом "созерцание" психологом своей собственной духовной жизни. Под влиянием критики Гуссерля и Мейнонга у Л. появилась тенденция к "абсолютному объективному идеализму", что выразилось в разработке им полуфихтеанской концепции реального "Я", некоего безличного мирового "Я" ("Философия природы" – "Naturphilosophie", в кн.: W. Windelband [ред. ], Die Philosophie im Beginn des zwanzigsten Jahrhunderts, 1907, рус. пер. 1914). Однако объективный идеализм у Л. переплетается с субъективным: об этом "трансцендентном субъекте", "психической реальности" мы знаем только через индивидуальное сознание. Философия истории, этика и эстетика Л. построены на субъективистской основе. Так, высшим нравственным правилом Л. считал пребывание "верным самому себе". При анализе "эстетических ценностей" Л. считает решающим фактором индивидуальную оценку. Соч.: Grundtatsachen des Seelenlebens, Bonn, 1883; Die ethischen Grundfragen, Hamb.–Lpz., 1899; Psychologie und Logik, Munch., 1905; Philosophie und Wirklichkeit, Hdlb., 1908; Psychologische Untersuchungen, Bd 1–2, Lpz., 1907–12; в рус. пер. – Самосознание, СПБ, 1903; Основные вопросы этики, СПБ, [1905 ]; Руководство к психологии, СПБ, 1907. Лит.: Klemm О., Geschichte der Psychologie, Lpz.–В., 1911, изд. на англ. яз. ?. ?., [1914 ]; Anschutz G., Т. Lipps [Некролог ], "Arch. Ges. Psychol.", 1915, Bd 34. H. Мотрошилова, М. Роговин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЛИППС ЛИППС (Lipps) Ханс (22 ноября 1889, Пирна-на-Эльбе ? 0 октября 1941, погиб во время войны в России) — немецкий философ. С 1911 — ученик Гуссерля в Гёттингене. Диссертация “О структурных изменениях растений в измененной среде” (1912). С 1913 изучал медицину, во время 1-й мировой войны — полковой врач. С 1920 вновь в Гёттингене. В центре внимания Липпса анализ языка как средства адекватного описания многообразия мира. Кроме “деловой” установки человека по отношению к миру, в которой связь с вещами опосредуется той или иной системой научного знания, существует “изначальное отношение”: в трудах “К феноменологии познания” (1927—28) и “К герменевтической логике” (1938) Липпс анализирует формы речевого и мыслящего поведения человека в повседневной жизни, в непосредственном обращении с вещами, создавая т. н. “герменевтическую” логику, рассматривающую связь логических форм с жизнью и выполняющую по отношению к ним функцию истолкования. Подход Липпса нарушает традиционную иерархию логических форм: основным становится умозаключение, возникающее в реальной жизни в тот момент, когда неопределенность ситуации требует незамедлительного решения, а вещи “недостаточно ясно говорят сами за себя”; слово перестает быть нейтральным выражением внутреннего движения мысли или положения вещей, оно активно взаимодействует с ситуацией, проясняя и тем самым изменяя ее. Вследствие изменения аспекта — вместо “истинности” анализируются “правильность” и “соответствие” (правильным является вообще всякое “целесообразное поведение”) —Липпс обращается к таким формам речи, которым традиционная логика, по его мнению, уделяла недостаточное внимание: просьба, вопрос, ответ, обещание. Co4:ferke, Bd. 1-5. Fr./M., 1976-78. Лит.: BolInowO.-Fr. Studien zur Hermeneutik, Bd. 2. Freiburg—Munch., 1983. „ . „ И. А. Михаилов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|