|
КРАТИЛКРАТИЛ из Афин (2-япол. 5 в.—нач. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ. По преданию, последователь Гераклита и учитель Платона; гл. персонаж платоновского диалога «Кратил» (осн. источника о его жизни наряду с «Метафизикой» Аристотеля). Согласно Платону и Аристотелю, К. признавал всеобщую изменчивость вещей и высказывался о природе имени, но если, по Платону, он заявлял, что всякое имя обладает правильностью, обусловленной природой именуемой им вещи, то, по Аристотелю, К., ссылаясь на изменчивость («В одну и ту же реку нельзя вступить и единожды»,— говорил он, возражая Гераклиту), вообще отрицал к.-л. возможность правильно назвать вещь и предпочитал указывать на неё пальцем. Это противоречие, вероятно, отражает эволюцию во взглядах К. под влиянием (сократовской или платоновской) критики чувств. познания: иных вещей, кроме чувственных, К. не признавал. По Платону, К. также утверждал, что все законы правильны и что всякое высказывание истинно. Близкие этому идеи встречаются у Антисфена и некрых софистов. Фрагменты: DK II, S. 69—70. Kirk G. S., The problem of Cratylus, «American Journal ut Philology», 1951, v. 72, p. 225—53; Allan D. .!., The problem of Cratylus, там же, 1954, v. 75, p. 271—87; MondolfoR II problema di Cratilo e la interpretazione di Eraclito, «Rivista critica di storia della filosofia», 1954, anno 9, fasc. 9, p. 221—31 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КРАТИЛ КРАТИЛ (Kratylos) из Афин (род. 2-я пол. 5 в. – ум. нач. 4 в. до Р. X.) – древнегреч. философ, ученик Гераклита и учитель Платона. Опровергал допустимость каких-либо суждений, т. к. об абсолютно изменяемом нельзя сделать никакого определенного высказывания. Его именем названо также одно из соч. Платона, в котором содержится изложение философии языка Кратила (с полемикой против учения Гераклита). Философский энциклопедический словарь. 2010. КРАТИЛ (????????, конец 5 в. до н.э.) – др.-греч. философ, ученик Гераклита, сделавший из его материалистич. учения о всеобщей текучести вещей крайние релятивистские выводы. К. слушал Платон (65, 3, Diels9), вступивший, однако, впоследствии в полемику с К. Из теории всеобщей текучести вещей К. делал вывод об отсутствии у явлений к.-л. качеств. определенности, почему ни о чем текучем вообще ничего нельзя сказать или можно говорить что угодно. И если Гераклит учил о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, то К. учил, что в нее нельзя войти даже и один раз. Поэтому, вместо высказывания о вещах, он считал возможным только указывать на них. Эти сведения о К. имеются у Аристотеля (фр. 4), к-рый опровергал К. указанием на то, что во всяком становлении имеются еще и нестановящиеся моменты и что, следовательно, обо всем текучем вполне возможны нетекучие высказывания. В диалоге Платона "Кратил" К. приписаны доведенные до абсурда гераклитовские положения. Платон спорил с К., опираясь на свое учение об идеях, не отбрасывая, однако, гераклитовской текучести, но рассматривая ее как один из необходимых моментов бытия и познания (ср. фр. 1). Судя по этому же диалогу Платона, К. проповедовал прирожденность правильного названия каждой вещи (фр. 5), что он объединял со своим доведенным до полной иррациональности учением о текучести вещей. Ленин, комментируя книгу Лассаля о Гераклите, обращал внимание на то, что у К. диалектика Гераклита превращалась в софистику, в субъективизм (см. Соч., т. 38, с. 343, 350). Абсурдная абсолютизация становления у К. не имеет ничего общего ни с диалектикой, ни с материализмом. Фрагменты, рус. пер., в кн.: Маковельский ?., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, с. 188–89. Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940 (по именному указателю); Mоndоlfо R., Il problema di Cratilo e la interpretazione di Eraclito, "Riv. Critica Storia Filosofia", Roma–Milano, 1954, anno 9, fasc. 9, p. 221–31; Allan D. J., The problem of С., "Amer. J. Philology", Baltimore, 1954, v. 75, No 299, p. 271–87. А. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. КРАТИЛ КРАТИЛ (????????) из Афин (конец 5 в. до н. э.) — греческий философ, последователь Гераклита, у которого некоторое время учился Платон: согласно Аристотелю, до встречи с Сократом, согласно позднейшей традиции (Апулей, Диоген Лаэртий, Олимпиодор и анонимный автор “Пролегомен”), сразу после его казни. Наиболее известен благодаря одноименному диалогу Платона “Кратил”, откуда взяты два из пяти фрагментов Кратила в собрании Дильса, остальные — свидетельства Аристотеля. На основании этих текстов следует предположить, что Кратил до предела усилил учение Гераклита о текучести чувственного космоса. Он считал, что в непрерывно изменчивом мире невозможна речь (ср. рассуждения Платона в “Теэтете” 183 b), “a только шевелил пальцем и упрекал Гераклита за то, что он сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку; сам он считал, что нельзя и один раз” (Met. 1010a7). У Эсхина в одном из диалогов Кратил говорил “шипя и тряся руками” (Arist. Rhet. 1417Ы—2), что важно как независимое от Платона свидетельство о его эксцентричном учении. Свидетельства: DK II, 69—70: Лебедев. Фрагменты, с. 551—552. Лит.: Kirk G. S. The problem of Cratylus. — “American Journal of Philology”, 1951,72, p. 225-253; Allan D. J. The problem of Cratylus. - Там же, 1954, 75, p. 271-287. М. А. Солопова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|