|
ДЖОБЕРТИДЖОБЕРТИ (Gioberti) Винченцо (род. 5 апр. 1801, Турин – ум. 26 окт. 1852, Париж) – итал. философ и государственный деятель. Представитель недогматической теологической онтологии («Teoria del sopranaturae», 1838, и «Introduzione allo studio della filosofia», 1839-1840), учил о божественном бытии как предмете духовного созерцания. Познание является откровением Бога. «L'Ente crea l'esistente», божественное бытие, творит сущее («Delia filosofia», 1857). Джоберти был первым, кто пролагал путь национальному объединению Италии («Die zivilisatorische Erneuerung Italiens», 1951), и первым приверженцем философии нем. идеализма в Италии. Философский энциклопедический словарь. 2010. ДЖОБЕРТИ (Gioberti), Винченцо (5 апр. 1801 – 26 окт. 1852) – итал. философ-идеалист, священник. Проф. теологии и философии в Туринском ун-те (1825–33). Примыкал в молодости к революц. республиканской орг-ции Мадзини, позже перешел к право-либеральному крылу нац.-освободит. движения. В своих соч. "Теория сверхъестественного" ("Теоrica del sovrannaturale", 1838), "Введение в изучение философии" ("Introduzione allo studio della filosofia", 1839–49), "О философских заблуждениях Антонио Розмини" ("Degli errori filosofici di Antonio Rosmini", t. 1–3, 1841), "Протология" ("Protologia", изд. 1857, посмертно) пытался синтезировать платоновский идеализм с гегелевской системой. Осн. категориями философии Д. являются "Сущее" (всеобщая идея, демиург, бог), обладающее волей к творению, и "существование", т.е. реализация идеи в отд. личностях, составляющих "человеческий род". Д. пытался показать диалектику единого ("бытия") и множественного ("существования"), но концепция противоречия у него метафизична, формальна; он подменял преодоление противоречий их примирением. Д. пытался философски обосновать реакц. учение католич. церкви "о равенстве всех людей во Христе", как единственно возможном пути к преодолению обществ. противоречий. Обществ. развитие Д. рассматривал как процесс духовного совершенствования человечества под руководством католич. церкви. Папство широко пропагандировало идеи Д. Влияние Д. сказалось в нек-рой степени на философии Джентиле и Кроче, но в особенности на одной из наиболее влиятельных разновидностей религ. философии совр. Италии – т.н. католическом спиритуализме (Шакка, Карлини, Гуццо и др.). Реакц. сущность философии Д. раскрыл А. Грамши в своих "Тюремных тетрадях" ("Избр. произв.", т. 3, М., 1959; см. Именной указатель). Соч.: Opere complete, Bd 1–35, Neapel, 1877. Лит.: История философии, т. 3, [М.], 1943, с.490–93; Эрн В., Философия Джоберти, М., 1916; Garzili ?., Saggio filosofico stille attinenze ontologiche della formola ideale coi piu rilevanti problemi della filosofia secondo Gioberti, Palermo, 1847; Spaventa В., La filosofia di Gioberti, Napoli, 1863; Macchi M., Le contraddizioni di V. Gioberti, Palermo, 1901; ?binden ?., Die politischen Ideen des V. Gioberti, Bern, 1920; Bruers ?., V. Gioberti (Guida Bibliografica), Roma, 1924; Saitta G., Il pensiero di Vincenzo Gioberti, 2 ed., Firenze, 1927; Stefanini L., Vincenzo Gioberti: vita e pensiero, Milano, 1947. З. Мелещенко. Ленинград. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|