|
ДАЙ ЧЖЭНЬДАЙ ЧЖЭНЬ Дай Дунъюань (19.1.1724, Сю-нин, пров. Аньхой,— 1.7.1777, Пекин), кит. философматериалист периода Цин (1644—1911). Крупный учёный, занимался астрономией, математикой, историей, географией, лингвистикой. Автор или редактор ок. 50 соч., 35 из которых опубликованы u дошли до нас. Как философ Д. Ч. возглавлял одну из двух группировок в течении, именуемом «Хань сюе» — букв, «учение периода Хань» (3в. до н. э.— 3 в. н. э.), или «Цянь— Цзя сюепай» — «филос. школа периода правлений Цяньлуна и Цзя-цина» (1736—1820). Течение это возникло в 17 в. и приобрело популярность в 18 в. Оно провозгласило возврат к изучению конфуцианских классиков в редакция периода Хань (отсюда назв.), однако с учётом не только текстологич., но и историч., аст-рономич., математич., географич. проблем, н было направлено против сунского неоконфуцианства с его отвлечёнными рассуждениями. Д. Ч., в частности, отвергал идеалистич. трактовку неоконфуцианцами ли-за-кона как высшего начала, ниспосланного небом и предшествующего вещам: ли, по Д. Ч.,— это естественный и необходимый закон, порядок всех вещей и явлений, существующий в них самих, в материальных частицах ци, познаваемый путём анализа их мельчайших деталей. Ли находится также в чувствах и желаниях, поэтому их нельзя отбрасывать, подавлять или считать чем-то негативным, как полагали неоконфуцианцы; источником зла в человеке является лишь извращение чувств — эгоизм, пристрастие, обман. Космологич. построения Д. Ч. базировались на понятиях ци и дао — движения и изменения ци, приводящих к беспрерывному возникновению жизни. Сущностью дао являются космич. силы инь и ян и пять движущих начал (у-син); дао это также ци, которое не обрело ещё формы и материального содержания. Ци, обладающее данными атрибутами,— это вещь. Д. Ч. был одним из составителей библиотеки «Сы Ку цюань шу» («Полное собрание книг по всем четырем разделам»). Юань шань. Мэн-цзы цзы- и шу-чжэн («Об изначальной доброте человеческой натуры. Пояснения с доказательствами значений знаков в тексте «Мон-цзы»), Пекин, 1956. Б у p о в В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976; Fang Chao-ying, Tai Chen, в сб.: Eminent Chinese ot the Ch'ing period (1644—1912), ед. A. W. Hummel, v. 2, Wash., 1944, p. 695—700; Wing-tsit Chan, A Source Book in Chinese Philosophy, Princeton, 1963, p. 709—22. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДАЙ ЧЖЭНЬ (род. 19 янв. 1724, Сюнин, пров. Аньхой – ум. 1 июля 1777, Пекин) кит. философ-материалист. Мир, в котором взаимодействуют два начала – идеальное Ли и материальное Ци, – по Дай Чжэню, находится в постоянном процессе развития, становления. Благодаря действию противоположных сил – положительного Ян и отрицательного Инь (см. Ян и Инь) – процесс движения в мире вечен и неотделим от природы, а явления подчинены естественной необходимости. Отрицал существование врожденного знания, которое предлагал подвергать опытной проверке. Философский энциклопедический словарь. 2010. ДАЙ ЧЖЭНЬ (Д а й Д у н - ю а н ь) (19янв. 1723 – 1 июля 1777) – кит. ученый и философ-материалист. Автор многочисл. трудов по астрономии, математике, лингвистике и истории. Филос. проблемам посвящены соч. "О природе добра" ("Юань шань"), "Комментарии на Мэн-цзы" ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн") и "Собрание сочинений Дай Дун-юаня" ("Дай Дун-юань цзи"). Д. Ч. дал материалистич. трактовку важнейшей категории дао, отмечая, что дао – это понятие, указывающее на реальные тела, а инь (отрицательное), ян (положительное) и пять первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь и земля) представляют собой реальные тела дао ("Комментарии на Мэн-цзы", цзюань 1). Являясь "сущностью" вещей, дао беспрестанно изменяется, за рождением следует смерть, за смертью – рождение; дао и есть то, благодаря чему образуются и изменяются небо и земля ("О природе добра", цзюань 1). Категорию ли Д. Ч. рассматривал как "порядок", доступный познанию, и выступал против идеалистич. концепции сунских философов Чэн И и Чжу Си, согласно к-рой ли является идеальной первоосновой мира. Рассматривая природу ("естественное"), Д. Ч. полагал, что ей присущ закон "необходимости". Правильно постигнутая природа (естественность) и является необходимостью. "Необходимость и естественность – это не две различные вещи. Полное и до конца постижение естественного, и притом без погрешностей – это и будет необходимость" ("Сюйянь", Вступление, цзюань 1). Согласно Д. Ч., "отличие человека от животного в том и состоит, что человек может познать необходимость, а все животные в состоянии лишь следовать своей природе (естественному)" ("Комментарии на Мэн-цзы", цзюань 1). Д. Ч. считал ощущения (цзюэ) и разум свойством телесного жизненного склада (нэн) человека. Когда способности ощущения нормальны и согласуются с качествами "вселенной", тогда разум достигает наивысшего совершенства (см. "Дай шии шу"– "Сочинения, оставленные Дай Чжэнем", раздел Вэньцзи, III, 10, 1). Сравнивая познание со светильником, освещающим вещи, Д. Ч. считал, что освещенность предметов зависит также и от них самих. Т. к. ошибки и заблуждения, по словам Д. Ч., происходят от человеч. темноты, то, чтобы избежать их, необходимо просвещение, к-рое восполнит недостатки разума и приведет к мудрости. Вопросы социальной жизни Д. Ч. решал как гуманист. Он полагал, что строгое разделение между "законом неба" ("природы") и "людскими желаниями" (голодом, тоской, дружбой, любовью), которое проводили Чэн И и Чжу Си, противоречит истине, так как в действительности закон природы (ли) содержится в человеческих желаниях; ли и есть человеческие чувства. Нет ничего, что не соответствовало бы человеческим чувствам и в то же время соответствовало ли ("Комментарии на Мэн-цзы", цзюань 1). Д. Ч. считал, что в понимании сунского конфуцианства ли (закон) служил орудием в руках господствующих классов, посредством к-рого они делили людей на знатных и подлых, старших и младших, высших и низших, устанавливали определенные порядки для подчинения угнетенных. "Поздние конфуцианцы посредством ли убивают людей" (там же). Своим протестом против феодального режима и борьбой против идеализма Д. Ч. оказал значительное влияние на прогрессивных мыслителей Китая 19 в. Лит.: Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956; Радуль-Затуловский Я. Б., Дай Чжэнь – выдающийся китайский просветитель, "Вопросы философии", 1954, No 4. Жун Чжао-цзу. Китай. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ДАЙ ЧЖЭНЬ ДАЙ ЧЖЭНЬ (Дай Дунъюань, Дай Шэньсю) (19 января 1723, Сюнин провинции Аньхой— 1 июля 1777, Пекин)— китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Ваиь пай) из двух главных направлений “ханьского учения” (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, линг вист, историк и географ). Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы “Сы ку цюань шу” (“Полное собрание всех книг по четырем разделам”). В 1775 за научные заслуги получил высшую ученую степень — цзиньши и звание академика академии Ханьлинь. Развивал методологию “[филологически] доказательного исследования” (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Собственные взгляды .Дай Чжэнь излагал в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их предшествовавшим комментариям, искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями. Главные философские сочинения Дай Чжэня—“Мэн-цзы цзы и шу чжэн” (“Значения слов “Мэн-цзы” в комментариях и свидетельствах”) и “Юань шань” (“Обращение к началу добра”). Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня — стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Основополагающее для неоконфуцианства противопоставление “надформенного” дао “подформенным” “орудиям” он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой “пневмы” (ци): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, “порождающей порождения” (шэн шэн) по законам сил шьян и “пяти элементов” (у син) и, с другой — уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэиь обосновывал включение “пяти элементов” в понятие дао. “Индивидуальная природа” каждой вещи, по Дай Чжэню, “естественна” и определяется “добром” (шань), которое порождается “гуманностью”, упорядочивается “благопристойностью” и стабилизируется “должной справедливостью”. Космологически “добро” проявляется в виде дао, “благодати” (“добродетели”— дз) и “принципов” (ли), а антропологически—в виде “предопределения” (мин), “индивидуальной природы” и “способностей” (цай). Выступая против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960—1279) противопоставления “принципов” “чувствам” и “желаниям”. Дай Чжэнь утверждал их неразделимость. “Принципе—то неизменное, что специфично для “индивидуальной природы” каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествующих неоконфуцианцев он считал, что “принципы” в явном виде не присутствуют в человеческой психике — “сердце” (синь), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирикоаналитического подхода как в познании, так и в практике. Его труды, малопопулярные в свое время, вызвали интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции. Соч.: Мэн-цзы цзы и шу чжэн (Значения слов “Мэн-цзы” в комментариях и свидетельствах). Пекин, 1956; Юань шань (Обращение к началу добра). Пекин, 1956. А. И. Кобзев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|