|
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯАРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ см. Мусульманская философия. Философский энциклопедический словарь. 2010. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ философия, созданная в ее классич. форме арабами и нек-рыми др. народами Ближнего и Ср. Востока, к-рые пользовались араб. языком как орудием культуры и средством науч. общения. Осн. периоды истории А. ф.: 1) раннефеодальный (7–10 вв.), 2) развитых феод. отношений (11–19 вв.) и 3) нового времени (со 2-й пол. 19 в.) – период складывания в араб. странах капиталистич. отношений. В феод. А. ф., развивавшейся под влиянием античной философии, а также философии народов Индии, Ирана и Средней Азии и во взаимодействии с ними, проявились два противоположных течения: идеалистич. философия – служанка мусульм. богословия, и философия с сильно выраженными материалистич. тенденциями. Последняя, направленная в осн. против ортодоксального ислама – идеологии господств. феод. класса, – была тесно связана с развитием точных и естеств. наук. Внешне не отвергая догматов ислама, представители этого течения в то же время вели борьбу против мусульм. идеалистич. воззрений, отражая классовые противоречия феод. общества. Начальной формой раннефеод. периода А. ф. можно считать мусульм. богословскую метафизику (7–8 вв.), заложившую филос. основы ислама. В противовес этому направлению образовалось относительно прогрессивное филос. направление мутазилитов. Мутазилиты были первыми из мусульман, изучавших греч. античную философию. Они выступали против ортодоксального догмата предопределения и отрицали множественность атрибутов бога, а также были противниками антропоморфич. представлений о нем. Утверждая, что человек познает Вселенную и бога посредством разума, мутазилиты внесли рационалистич. струю в мусульманскую теологию. В борьбе с мутазилитами оформилась богословская школа мутакаллимов – последователей ортодоксального ислама. На дальнейшее развитие А. ф. оказало значит, влияние движение мистиков – суфиев (см. Суфизм). В основе этого течения, первоначально выражавшего пассивный протест трудящихся мусульман против феод. строя и мусульм. ортодоксального духовенства, лежали идеи аскетизма, созерцат. самоуглубления и отказа от активной обществ. жизни. В филос. принципах суфизма получил своеобразное преломление неоплатонизм. Поворотным пунктом в развитии А. ф. было освоение философии Аристотеля; ее материалистич. элементы были использованы наиболее прогрессивными представителями А. ф. эпохи феодализма, к-рые в той или иной мере находились в оппозиции к мусульм. ортодоксии. Родоначальником этого направления был аль-Кинди (9 в.). Приверженцы аристотелизма особо подчеркивали значение точных наук и естествознания, но они не освободились от религ. догматизма, стремились совместить свои филос. идеи с вероучением ислама, признавая возможным самостоят. существование религии и относительно независимой от нее философии, основанной на достижениях человеч. разума. Это были не только популяризаторы и комментаторы философии Аристотеля, крупнейшие из них были самостоятельными мыслителями, переработавшими приемлемые для них элементы аристотелизма и приспособившими их к условиям феод. общества. На А. ф. оказали благотворное влияние также самостоят. открытия и достижения, сделанные народами Ближнего и Среднего Востока в различных областях знания, в особенности в математике, астрономии и медицине. Араб. аристотелики много сделали для доказательства вечности материального мира, выступая с учением о том, что мир не создан богом из ничего, а так же вечен, как и бог. Ортодоксальное мусульманское духовенство понимало опасность такого учения, мутакаллимы вели ожесточенную борьбу с теориями аристотеликов. Среди прогрессивных мыслителей п е р и о д а развитых феод. отношений особо следует отметить сирийского поэта-философа Абу-ль-Ала аль-Маарри (973–1058), мировоззрение к-рого носило отчетливо антиклерикальный характер и выражало протест демократич. слоев против неравенства и жестокостей феод. строя. В 11 в., когда завершился процесс закрепощения основных производителей, в обстановке антифеод. движений, проходивших под лозунгами антиортодоксальных сектантских учений, феод. реакция в странах Ближнего Востока приняла весьма жестокие формы, научно-филос. мысль подавлялась. В то же время угнетенное положение трудящихся масс и подавление нар. сектантских восстаний войсками феодалов вызвали дальнейшее распространение мистич. суфийских настроений и учений. Виднейший представитель религ. реакции этого периода аль-Газали, ведя ожесточенную борьбу против философии и свободомыслия, включил суфизм в систему ортодоксального ислама, канонизировал эту оппозиционную идеологию, чтобы сделать ее средством воздействия духовенства па массы. Большую роль в разработке передовой арабоязычной науки и философии сыграли классики философии народов Ср. Азии – Ибн Сина и аль-Фараби. К 12 в. творч. центр А. ф. переместился с Востока на Запад, в мусульм. Испанию. Основоположником зап.-араб. философии считается сарагосский философ Ибн Баджа (12 в.). Он написал ряд комментариев к естеств.-науч. сочинениям Аристотеля, а в произведении "Образ жизни отшельника" утверждал значение разума и доказывал, что духовное восхождение совершается не через мистич. озарение, а путем интеллектуального совершенствования, посредством науч. знания. Мусульм. теологи считали Ибн Баджа атеистом. Продолжателем рационалистич. линии Ибн Баджа выступал Ибн Туфейль (12 в.), к-рый в своем филос. "Романе о Хайе, сыне Якзана", развивая учение о естеств. религии, дошел до утверждения деизма. Зап.-араб. философия достигла своей вершины в учении Ибн Рошда (Аверроэса) из Кордовы (12 в.). Он развил натуралистич. учение Аристотеля в духе материализма и проявил отчетливую антирелиг. тенденцию. Ибн Рошд вел борьбу с идеалистич. философией, выступая особенно резко против аль-Газали. Учение Ибн Рошда, особенно его положение о двойственной истине, оказало влияние на развитие филос. теорий Зап. Европы (см. Аверроизм). Исключительно большое значение имело учение западноараб. философов о едином всеобщем разуме человеч. рода. Согласно этому учению, индивид. разум не существует после смерти; бессмертие индивидуальной души, загробное воздаяние и воскресение – мифы; человек может достигнуть высших ступеней познания не путем аскетизма и мистич. экстаза, а лишь посредством научно-филос. познания. Достижением А. ф. явилась философия истории Ибн Хальдуна (14–15 вв.), выдвинувшего тезисы о влиянии природы на историю человеч. общества. Начиная с 13 в. мусульм. духовенству удалось сперва приостановить, а затем и подавить развитие прогрессивной А. ф., утвердить богословские учения мутакаллимов. Классич. А. ф. имела большое значение для развития филос. мысли Европы. По произведениям араб. философов (в лат. переводах) Европа не только ознакомилась с богатой филос. мыслью араб. народов, но и восприняла традиции аристотелизма прежде, чем ей стали известны греч. оригиналы Аристотеля. Особенно большую роль в этом процессе сыграли культурные связи европейцев с арабами на Пиренейском п-ове и в Сицилии, а отчасти крестовые походы. Укрепление ортодоксальной философии и богословия, обусловленное завершением развития (к концу 11 в.) феодализма в араб. халифате, последовавшие затем многовековые опустошит. войны (крестовые походы конца 11–13 вв., монг. нашествия 13 в. и, наконец, завоевание араб. стран турками, установившими в начале 16 в. свое господство), а потом и закабаление араб. народов колониальными державами – все эти факторы явились сильнейшим препятствием для развития араб. культуры, в т.ч. и философии. В 16–18 вв. А. ф. отождествлялась с богословием, т.к. религ. мировоззрение было всеобщим. А. Богоутдинов. Сталинабад. В новое время (со 2-й пол. 19 в.) в Сирии и Египте созрели условия для перехода на бурж. путь развития. Но развитию капиталистич. отношений мешали господство феод. институтов и превращение этих стран в полуколонии. Араб. бурж. идеология пробивала себе путь в условиях засилья религ. воззрений. В конце 19 в. араб. мыслители знакомятся со Спенсером, а с начала 20 в. – с филос. взглядами Канта, Ницше, Л. Толстого. Отдельные элементы систем европ. философов и социологов перерабатываются араб. писателями. Виднейшими представителями араб. просвещения были египтянин ат-Тахтави, ливанцы Насыф аль-Языджи и Бутрус аль-Бустани. Соц.-экономии. и культурная отсталость араб. стран, застой в науке, медленное проникновение совр. естеств.-науч. знаний определили вялость филос. мысли, сдерживали развитие материалистич. идей и атеизма, хотя араб. общественность проявляла большой интерес к науке. Араб. мысль нового времени имела в качестве источников рационалистич. тенденции араб. средневековой философии достижения европ. культуры (идеологию франц. просветителей 18 в. в частности), а также Коран. Философия еще не отмежевалась от религии. Почти все передовые идеологич. течения среди мусульман окрашивались в цвет мусульм. реформации, к-рую возглавил египтянин М. Абдо (1849–1905). На основе ислама пересматривались европ. обществ.-политич. теории и моральные нормы, делалась попытка приспособить ислам к требованиям бурж. развития араб. общества. Филос. взгляды мусульм. реформаторов были религ.-рационалистическими. Эти взгляды разделял и крупнейший идеолог араб. национализма аль-Кавакиби. Сохраняется традиц. этич. направленность араб. мысли. Вопросы морали разрешаются в соответствии с бурж. идеологией. В конце 19 – нач. 20 вв. подошел к материализму первый пропагандист дарвинизма среди арабов Шибли Шмайиль. Был близок к материализму прогрессивный пантеизм ар-Рейхани. Получила распространение эволюционная теория. В основе многих социологич. концепций лежала освященная именем Корана "органическая теория" с элементами социал-дарвинизма. Влияние идей Великой Окт. социалистич. революции в араб. странах способствовало подъему обществ.-политич. мысли, связанному с бурно нарастающим нац.-освободит. движением, развитием идей араб. национализма. Развивается революц.-демократич. направление, проникает в массы социалистич. идеология, усиливается пропаганда естеств.-науч. знаний и материализма. З. Левин. Москва. Лит.: Крымский А. Е., История арабов и арабской литературы светской и духовной, ч. 1–2, М., 1911–12; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 433–50; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 47–74, 120–34; История философии, т. 1, М., 1957, с. 222–36; Григорян С. Н., К вопросу о происхождении и философских основах Калама, "Вопр. философии", 1958, No 6 (имеется библиогр. новейшей литературы по истории араб. философии); ?енан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., Киев, [1903]; Аль-Фа-хури, Ханна, ад-Дарр аль-халил, Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1–2, Бейрут, 1957–58; Мехрин Мехрдад, Фал-сафэ-йе-шарг (Философия Востока), Тегеран, [1959] (на перс. яз.); Stockl ?. Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 1–3, Mainz, 1864–67; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1–3, 5, В.. 1924–28; Boer T. J. de, The history of philosophy in islam, transl. [from Dutch]. L., 1933; The legacy of Islam, ed. by T. Arnold and ? Guillaume, Oxf., 1931; ?unk S., Melanges de philosophie juive et arabe, nouv. ed., Р., 1955; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; Cruz Hernandez M., Filosofia hispano-musulmana, t. 1–2, Madrid, 1957. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|