|
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙАПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (Apollonius Tyana) неопифагорейск. проповедник кон. 1 в. после Р.Х., о котором рассказывают, что он совершал такие же чудеса, как Иисус из Назарета; представитель родственного стоикам космополитизма. Признавал высочайшего безыменного Бога, который не требует жертв. Философский энциклопедический словарь. 2010. АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (?????????? ? ???????) (1 в.) – др.-греч. философ-идеалист. Представление о нем последующих поколений создано романом Филострата Младшего (3 в.), посвященным его жизнеописанию ("Flavii Philostrati opera auctora", ed. С. L. Kayser, v. 1–2, Lipsiae, 1870); в этом соч. (v. 1, p. 345–68) помещено также ок. 80 писем А. Т., подлинность к-рых сомнительна. А. Т. рисуется как пророк, маг и чудотворец, объездивший все известные тогда страны от Испании до Индии, прославивший и как бы воспроизводивший собою древнего мудреца Пифагора. А. Т. учил о едином боге, к-рого он противопоставлял множеству низших божеств. В то время как эти последние требуют себе обыкновенных жертв, первое и единое божество не допускает никаких жертв, бесконечно удалено от всего чувственного и даже не может быть наименовано никаким именем. Единств. путь восхождения к нему – это чистый ум. Взгляды А. Т. – одна из многочисл. форм стоич. платонизма и пифагореизма, промежуточных между ранним эллинизмом и неоплатонизмом. Обычно историки философии (Целлер, Ибервег и др.) считают А. Т. представителем неопифагореизма. Лит.: Каринский М., Аполлоний Тианский, "Ж. Мин-ва народного просвещения", 1876, ч. 188, с. 30–98; ?евилль Ж., Религия в Риме при Северах, пер. с франц., с. 206–57, М., 1898; Писарев Д. И., Аполлоний Тианский. Сочинения. Полное собр. в 6 томах, т. 2, 5 изд., СПБ, 1911. А. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ ('?????????? ? ???????) (1 в. н. э.)—легендарный философ-неопифагореец, живший во времена императоров Нерона и Домициана. Не дошедшее до наших дней “Жизнеописание Пифагора”, написанное Аполлонием, послужило для Порфирия одним из источников и образцом жизнеописания Пифагора, а для Ямвлиха— сочинения “О пифагорейской жизни”. Сохранилось 97 писем, авторство которых приписывается Аполлонию. Благодаря усилиям и литературному таланту Флавия Филострата Младшего (ок. 170—244/49), который по поручению императрицы Юлии Домны сочинил пространное жизнеописание Аполлония в 8 книгах, странствующий любомудр из Тианы обрел вторую—литературную—жизнь, был обожествлен и даже помещен среди императорских кумиров. В ряду источников Флавий называет записки некоего Дамида из Ниневии, личного секретаря Аполлония, труд Максима Эгийского, некое “Завещание Аполлония”, а также сочинение Мойрагена в 4 книгах, которому Флавий доверять не советует (Vita I 3). Сочинение Флавия было использовано впоследствии неоплатоником Гиероклом в целях полемики с христианством и заслужило ответный трактат Евсевия Кесарийского “Против сочинения Филострата об Аполлонии Тианском и по поводу проведенного Гиероклом сравнения между ним и Христом”, где отмечаются многие несообразности этого жизнеописания и его неисторичность. Из достаточно заурядного философа-пифагорейца, каковым он, вероятнее всего, был при жизни, Аполлонии превращается у Флавия в реформатора учения Пифагора, вершителя судеб Римской империи, неустанного борца с тиранией, противостоящего Нерону, вдохновляющего Веспасиана, победившего в открытом судебном прении неправедного Домициана и спасшего тем самым будущего императора Нерву от неминуемой гибели. Легендарное происхождение Аполлония от бога Протея дополняется не менее удивительной историей о его загадочном исчезновении и посмертных деяниях (Vita 29—30). Божественное происхождение Аполлония подтверждается у Флавия его многочисленными пророчествами и исцелениями. Мир, согласно его учению,—это временное пристанище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему лежит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низшим богам подобает обращаться только с одной молитвой: “Боги, воздайте каждому по заслугам” (Vita I 10; VI 40; V 28). Лит.: Флавий Фчлострат. Жизнь Аполлония Тианского (в т. ч. Письма Алоллония, приложения), изд. Е. Г. Рабинович. М., 1985; Philostratus, Life of Apollonius of Tyana, Greek text with an English transi, and notes by F. C. Conybeare, vol. 1, books I—V; vol. 2, books VI—V11I; Epistles of Apollonius, Treatise of Eusebius, 4 ed., Cambr. (Mass.), 1950. E. B. Афонасин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|