АЛЛЕГОРИЯ


АЛЛЕГОРИЯ
        (греч. — иносказание), условная форма высказывания, при крой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остаётся для него внешним, и оно однозначно закреплено за ним культурной традицией. Понятие А. близко к понятию символа, граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в том, что символ более многозначен и органичен, в то время как смысл А. существует в виде некоей рассудочной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем в акте дешифровки извлечь из образа. С этим же связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и мотиву, а об А.— применительно к цепи образов, объединённых в сюжет: напр., если путешествие — символ духовного «пути», то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь паломника» («The pilgrim's progress», pt. 1—2, 1678—84; в рус. пер. «Путешествие пилигрима», 1878), который идёт через «ярмарку Суеты», «холм Затруднения» в «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспорная А.
        Роль А. в истории философии связана с многочисл. попытками, начиная с эпохи эллинизма, истолковывать древние почитаемые тексты как последовательность аллегорий (у стоиков — Гомера, у Филона Александрийского и некоторых христ. богословов — Библию); в ср. века аллегорически истолковывается и мир природы как устроенный богом для человека в качестве нравоучит. наглядного пособия, материализованной басни с моралью.
        Formen und Funktionen der Allegorie. Symposion Wolfenbut-tel 1978, Stuttg., 1979.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


АЛЛЕГОРИЯ
(греч. allegoria – иносказание)
условная форма высказывания, носящая смысл уподобления в форме намеков или нравоучительного наглядного пособия. В истории философии аллегория применялась при истолковании древних почитаемых текстов (в эпоху эллинизма – Гомера, у христ. богословов – Библии).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


АЛЛЕГОРИЯ
(греч. ????????? – иносказание) – условное изображение абстрактных понятий в наглядных образах иск-ва. Гл. приемом аллегорич. изображений является олицетворение. Напр., в ср.-век. иск-ве понятия добродетели и порока, христианства и иудейства, наук и иск-в персонифицировались в наглядных образах людей или фантастич. существ.
А. основывается на несовпадении образа с выражаемым ею значением, являясь условным знаком изображаемого. Так, напр., изображение льва в А. имеет значение не само по себе, а лишь как иносказат. выражение чего-то иного – силы, могущества, власти. А. всегда дидактична, она является таким видом художеств. формы, в к-ром выражается заведомо нехудожеств. содержание: религ. догматы или моральные нормы, научные истины и абстрактные идеи, добытые путем рацион. познания. Поэтому восприятие А. не является непосредственным, оно требует работы абстрактного мышления. Впервые термин "А." встречается в трактатах об ораторском иск-ве Псевдо-Лонгина ("О высоком", СПБ, 1803, с. 178) и Цицерона ("Оратор" 27, 94). Ср.-век. эстетика рассматривала А. в качестве одного из четырех смыслов, к-рыми обладает произведение иск-ва: аллегорический смысл наряду с грамматическим (буквальным), моральным и анагогическим (воспитательным). В эпоху средневековья А. получает особенно широкое распространение; она проникает в лирику, в эпос ("Роман о Розе", "Роман о Лисе") и т.д. В позднем средневековье связь образа и значения А. становится условной: не просто роза является А. богородицы, но и красный цвет, цвет лепестков розы, символизируя страдание, в свою очередь, является А. богородицы.
А. широко используется иск-вом классицизма, к-рый в образах и сюжетах антич. мифологии иносказательно выражал абстрактные идеи добродетели, справедливости, добра и пр. Большое значение проблема А. получила в эстетике сер. 18 – нач. 19 вв., напр. у Винкельмана (см. Избр. произв. и письма, М.–Л., 1935. с. 128–33, 159–74). Гегель рассматривал А. как наиболее характерную форму символич. стадии развития иск-ва (см. "Лекции по эстетике", кн. 1, ч. 2, Соч., т. 12, М., 1938). В эстетике романтизма (Шеллинг, Зольгер) особое значение приобретает противопоставление А. и символа (Schelling, Philosophie der Kunst, см. "Werke", Bd. 3, Lpz., 1907, S. 54–61, Solger, Vorlesungen uber Aesthetik, S. 127–36). А. и символ трактуются здесь не просто как формальные художеств. приемы, а как всеобщие принципы, лежащие в основе историч. развития иск-ва.
В эстетике 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. проблема А. теряет свое значение и отодвигается на задний план, уступая место многочисл. исследованиям по проблеме символа.
Лит.: Амбодик [Максимович] H. M., Емвлемы и символы, [СПБ], 1788; Губе? ?. ?., Структура поэтического символа, в кн.: Труды Гос. Академии Художеств. наук, Филос. отделение, вып. 1, [М., 1927], с. 125–44; Eve G. W., Heraldry аs art, L.–N. Y., 1907; Allegorien, Ser. 1. Lfg, l–12, W., 1896–98; Baes E., Le symbole et l'allegorie, [Brux., 1900]; Mc Clennen J., On the meaning and function of allegory in the English Renaissance, [Ann Arbor], 1947; Mc Murphy S. J., Spenser's use of Ariosto for allegory, Seattle, [1924]; Fоx-Davies A. C., The art of heraldry. An encyclopaedia of armory, L.–N. Y., 1904; Ferguson G. W., Signs and symbols in Christian art, L., 1955.
В. Шестаков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    иноречие, иносказание, инословие, обиняки, околица, персонификация, проображение, эзопов язык, эзоповский язык


Просмотров: 861
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
  • СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь