значение


значение
— обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы З. сознанию субъекта предстает образ мира, других людей, самого себя. Индивидуальная система З., выступая в виде интериоризированных (см. интериоризация) эталонов, обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы З. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта. Носителями З. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «язык» искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т. д.). З. раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью обращения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) в З., субъект тем самым осознает его. З. в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А. Н. Леонтьев). Индивидуальная система З. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы З., предшествующие наиболее развитой его форме — понятию (Л. С. Выготский). В них обобщение осуществляется, например, на основе сходства эмоционального тона объектов (см. эмоции); к ним относятся также «житейские понятия», являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с другими понятиями. Обобщения, используемые в формах З. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных З. с социально принятыми формами. В функциональном плане З. слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. З. — сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых «семами», «семантическими признаками», «атомами смысла» и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т. е. смысловой, семантический анализ З., — задача экспериментальной психосемантики.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


значение
— обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в ходе деятельности совместной и общения; существует в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, ролях социальных, нормах и ценностях. Посредством системы значений сознанию субъекта предстает образ мира, других людей и самого себя. Индивидуальная система значений, выступая в виде интериоризованных эталонов (см. интериоризация), обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и пр.) и акты поведения социального. Ее посредством производится управление процессами индивидуальной деятельности субъекта. Носителями значений, наряду со структурами языка естественного, выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «языки» искусства, и пр. Значение раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая в значении индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и пр.) с целью общения, субъект тем самым осознает его. Значение в единстве со смыслом личностным и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания. Индивидуальная система значений развивается в ходе онтогенеза. Выделяются генетически ранние формы значения, предшествующие самой развитой его форме — понятию; в них обобщение реализуется, например, на основе сходства эмоционального тона объектов (см. эмоция); к ним относятся также «житейские понятия» — обобщения индивидуального опыта, не входящие в системные связи с другими понятиями. Обобщения, используемые в формах значения у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение формирующихся индивидуальных значений с социально-принятыми формами. В функциональном плане значение слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. Значение — сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонент, иногда называемых семами, семантическими признаками, атомами смысла и пр. Их выделение и выяснение отношений между ними — смысловой, семантический анализ значения — задача психосемантики экспериментальной.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


значение
Категория. Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта.
Специфика. Запечатлено в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности.

Психологический словарь. . 2000.


ЗНАЧЕНИЕ
(англ. meaning) — обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы З. сознанию субъекта предстает образ мира, др. людей, самого себя. Индивидуальная система З., выступая в виде интериоризованных эталонов, обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы З. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта в рамках социально-распределенной совокупной, или совместной, деятельности.
Носителями З. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «язык» искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т. д.). З. раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) в З., субъект тем самым осознает его. З. в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А. Н. Леонтьев).
Индивидуальная система З. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы З., предшествующие наиболее развитой его форме — понятию (Л. С. Выготский). В них обобщение осуществляется, напр., на основе сходства эмоционального тона объектов; к ним относятся также «житейские понятия», являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с др. понятиями. Обобщения, используемые в формах З. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных З. с социально-принятыми формами. В функциональном плане З. слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. З. — сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых «семами», «семантическими признаками», «атомами смысла» и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т. е. смысловой, семантический анализ З., — задача психосемантики. См. Идеальное, Субъективное семантическое пространство. (В. Ф. Петренко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Синонимы:
    большой удельный вес, важность, великость, величина, вес, весомость, звучание, знаменование, значимость, значительность, значительный удельный вес, интерес, концепт, масштаб, многознаменательность, многозначительность, огромность, подтекст, роль, семантика, серьезность, смысл, содержание, существенность, функция, цена, ценность


Просмотров: 1465
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • анализ особенностей общения речевого
  • ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА
  • Давление системы
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
  • Дистанция социального общения
  • Индивидуальный Стиль Деятельности
  • индивидуальный стиль деятельности
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в труде, учении, спорте)
  • КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
  • климат социально-психологический
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Корсакова–Павлова двухзональная концепция индивидуального сознания
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • представление как репрезентация
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • сигнальные системы
  • Сигнальные Системы
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • Социально ориентированное значение слова
  • Социально-коммуникативная система
  • СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ИДЕЙНОЕ ЕДИНСТВО
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
  • стиль деятельности индивидуальный
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ
  • экспертные системы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь