АВЕРРОИЗМ


АВЕРРОИЗМ
        направление западноевроп. ср.-век. философии, восходящее к воззрениям араб, философа 12 в. Ибн Рушда лат. традиции Аверроэс). А. явился натуралистич. переработкой учения Аристотеля, в форме комментария к произведениям которого и существовали осн. соч. Аверроэса и его последователей. А. развил учение о вечности материи и движения, отверг акт единовременного божеств, творения, принимая бытие бога лишь в качестве первопричины сущего. Богперводвигатель в А. противостоит богу-творцу религии откровения, бог как чистый разум — богу как волевому началу. Представители А. разрабатывали учение о зарождении форм в недрах материи (в чём проявилось воздействие на А. позднеантич. неоплатонизма). Утверждая всеобщую причинную связь природных явлений, аверроисты приходили к своеобразному космич. детерминизму, усматривая в закономерном движении небесных светил проявление естеств. необходимости, которой подчинено всё происходящее на земле, в том числе я круговорот обществ, жизни, смена государств и религий («законов»). Рассматривая душу как форму материи, представители А. отвергали сотворение и индивидуальное бессмертие души и разрабатывали учение о «единстве интеллекта»: разум, будучи множествен и индивидуален в своих проявлениях, представляет собой в своей основе единую нематериальную субстанцию.
        Идеи А. получили распространение в Европе в 13— 16 вв., во многом через посредство евр. философии (Альбалаг, 13 в., жил в Испании). В Парижском университете гл. его представителями в 13 в. были Сигер Брабант-ский и Боэций Дакийский, в 14 в.— Жан Жанден. В 14—16 вв. гл. центрами А. были Падуанский (см. Падуанская школа) и Болонский университеты (Пьетро д'Абано, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене); основанную на А. политич. теорию светского государства раввивал Марсилий Падуанский. А. подвергался преследованиям со стороны церк. властей и инквизиции. Своеобразной формой обоснования независимого от, откровения и теологии филос. знания явилось учение о двойственной истине, согласно которому неистинное с т. зр. богословия может быть истинным в философии. В 16 в. традиция А. прослеживается в творчестве П. Помпонацци, С. Порцио, Ч. Кремонини, воздействие идей А. обнаруживается в филос. воззрениях Пико делла Мирандолы, Бруно, Дж. Ч. Ванини. К нач. 17 в. А. окончательно изживает себя в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии.
        Р е н а н Э., Аверроэс и А., пер. с франц.. К., [1903); Ш е л к и н а Г. В., Сигер Брабантский и парижские аверронсты XIII в., 1972; Горфункель А. X., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


АВЕРРОИЗМ
философско-теологическое направление эпохи христ. средневековья и Возрождения, восходящее к воззрениям араб, философа 12 в. Аверроэса. Представители аверроизма, выступая с критикой церковного учения, использовали, в частности, ту его часть, в которой утверждается, что представления религии являются лишь аллегорически выраженными чистыми (философскими) истинами. Главными выразителями идей аверроизма в средние века были Сигер Брабантский и Иоанн Жандунский, в период Возрождения – Александр Ахиллини, Августин Ниф, Андреас Цезальпин, Яков Забарелла. В 13 в. аверроизму противостояли традиционное августинианство и христ. аристотелизм (Альберт Великий, Фома Аквинский).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


АВЕРРОИЗМ
направление в ср.-век. философии, основателем к-рого был арабский мыслитель Ибн Рошд (1126–98, латинизиров. Averroes). A. подверг дальнейшей разработке материалистич. тенденции аристотелизма Ибн Рошда: идею вечности (следовательно, несотворенности) мира, смертности души, теорию двойственной истины, отделяя и даже противопоставляя знание вере, философию – теологии. Тем самым в А. намечалась и антитеологич. тенденция – то самое "жизнерадостное свободомыслие", к-рое, по выражению Энгельса, перешло к романским народам от арабов и подготовило материализм 18 в. (см. "Диалектика природы", 1955, с. 4). Благодаря переводам произведений Ибн Рошда на лат. язык А. получил широкое распространение в странах Зап. Европы. А. проник в Парижский ун-т, где его крупнейшим представителем был Сигер Брабантский. Аверроизм Сигера был подвергнут критике Фомой Аквинским (в соч. "О единстве разума против аверроистов" – "De unitate intellectus contra Averroistas"). В 1270 парижский епископ Тампье предал анафеме 13 аверроистских тезисов, а в 1277 по приказанию папы Иоанна XXI Тампье и совет теологов осудили 219 тезисов, среди к-рых бoльшая часть носила аверроистский характер. Преследование А. католич. церковью не приостановило его влияния на развивавшуюся прогрессивную философию Зап. Европы. О том, что А. был распространен в 14 в., свидетельствует выступление Луллия против А. В Италии, в Падуанском ун-те, влияние А. не прекращалось с 12 в., когда А. был особенно распространен среди врачей, и сохранилось вплоть до эпохи Возрождения (Николетто Верния, Алессандро Акиллини, Агостино Нифо и др.). В 1513 А. вместе с аристотелизмом т.н. александристов был осужден Беневентским собором.
Лит.: Pенан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., Киев. 1903; История философии, т. 1, М., 1957 (см. Предметный указатель); Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, гл. 5; Mandonnet P., Sieger de Brabant et l'averroisme latin au XIII siecle, Loven, 1908–1911; O'Leary de Laсу В., Arabic thought and its place in history, L., 1939; Quadri G., La filosofia degli Arabi nel suo fiore, Firenze, 1939; Ley П., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, B., 1957
С. Григорьян. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


АВЕРРОИЗМ
    АВЕРРОИЗМ — направление в западноевропейской средневековой философии, развивавшее аристотелизм в его интерпретации арабо-испанским перипатетиком 12 в. Ибн Рушдом (лат. Аверроэс). Сторонники аверроизма отстаивали философию (воплощенную в энциклопедической системе Аристотеля, которая с наибольшей точностью была передана арабским комментатором) как наивысшую мудрость, не заботясь о ее согласовании с христианским вероучением. С этой целью они выдвинули концепцию “двойственной истины”, обосновывавшую независимость истин разума от истин Откровения, философии от религии (см. Двойственной истины теория). Но наиболее характерным для аверроизма стал т. н. монопсихизм — учение об общем для всех людей разуме, единственно вечном из всех частей индивидуальной души. С аверроизмом связывали также утверждение об извечности мира, ограничение оожественного знания (не охватывающего единичные предметы и явления), представления о детерминированности человеческой воли всеобщей космической необходимостью и о возможности дня человека достижения блаженства на земле. Помимо этого церковь приписывала аверроистам и другие крамольные тезисы, многие из которых являлись тенденциозными выводами из соответствующих аверроистских положений (отрицание первого человека — Адама; пренебрежительное отношение к христианской морали и культу; отвержение Судного дня и загробной жизни и т. п.). Формированию образа аверроизма как злостной ереси особенно способствовала легенда об Аверроэсе как о воинствующем критике всех богооткровенных религииислама, христианства, иудаизма (в частности, как об авторе знаменитого учения “о трех обманщиках”—Моисее, Иисусе и Мухаммаде).
    Аверроизм как философская школа сложился во Франции в 60—70-х гг. 13 в. благодаря деятельности магистров факультета искусств Парижского университета, главным образом Сигера Брабантского и Боэция Дакийского. В 1272—75 там существовал даже отдельный философский факультет, образованный сторонниками аверроизма. Публичное его осуждение церковью (декрет от 1270 парижского епископа Тампье насчитывал 13 крамольных тезисов, а его декрет от 1277—уже 219) хотяи нанесло сильный удар по парижскому аверроизму, однако не помешало дальнейшему его распространению в Европе. В 14 в. среди приверженцев его были Жан из Жандена (Париж), Вальтер Бёрли (Оксфорд), Мейстер Теодорих (Эрфурт). Центр аверроизма перемещается в Италию, сначала в Болонью, где его проповедниками становятся профессора факультета искусств Болонского университета Таддео Пармский и Анджело д'Ареццо, а затем в Падую — средоточие интеллектуальной жизни всей северо-восточной Италии, где традиции аверроизма сохранялись вплоть до 17 в. (см. Падуанская школа). Близок к аверроизму был П. Помпонации, хотя он и критиковал некоторые положения психологической концепции Аверроэса.
    Под влиянием философского аверроизма складывался т. н. “политический аверроизм”. Его представители (Марсилий Падуанский, Данте) трансформировали эпистемологический дуализм теории “двух истин” в институциональный, отстаивая разделение светской и духовной властей, государства и церкви; универсалистскую же тенденцию монопсихизма они развили в мондиализм— учение о “всемирной монархии”.
    Сторонники аверроизма подвергались преследованию церкви и инквизиции. Критику аверроизма разделяли не только теологи-августинианцы—.йояавенявд”д, Эгидий Римский, Р. Луллий, но и представители “умеренного”, лояльного церкви гужтотелизма—Альберт Великий я Фома Аквинскчч (хотя последние и ассимилировали некоторые идеи Аверроэса). Вместе с тем влияние таких аверроистских идей, как автономия философского дискурса и концепция единого разума, прослеживаются и в философии Нового времени, в частности в учении о едином человечестве, прогрессирующем в своем интеллектуальном и нравственном развитии (Гердер, Кант, Гегель).
    Лит.: Ренан Э. Аверроэс и аверроизм.—Собр. соч., т. 8. Киев, 1902; СагаевА. В. Ибн Руша. М., 1973; Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты 13 в. М., 1972; Multiple Averroes. P., 1978; Leaman 0, Averroes and his philosophy. Oxf., 1988.
    Н. В. Ефремова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2459
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АВЕРРОИЗМ
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • универсалии в западноевропейской философии
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь