|
АБЕЛЯРАБЕЛЯР (Abelard, Abailard) Пьер (1079, Падле,— 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), франц. философ, теолог и поэт. Учился у Рос-целина и Гильома из Шамио. В 1113 открыл собств. школу, привлекшую множество учеников. Трагич. история любви А. к Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119). Выступая против крайнего реализма Гильома из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина — с другой, А. сформулировал собств. учение, воспроизводящее некоторые черты аристотелевой концепции и получившее назв. концептуализма: универсалии не обладают самостоят, реальностью, реально существуют лишь отд. вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей деятельности ума, обособления им отд. свойств вещей; В основе знания лежит чувств, восприятие; в акте чувств, созерцания человеку дано только единичное. Идеи существуют только в божеств, уме, способном в акте созерцания ясно и отчётливо схватывать любое множество. Чтобы обосновать логич. законность общих понятий, А. должен был предположить возможность для человека хотя бы смутно и неотчётливо воспринимать множество вещей некоторого вида, а также схватывать форму вещи отдельно от материи (т. е. способность абстрагирования). В отличие от Ансельма Кентерберийского, требовавшего, чтобы разум формировался на основе веры («верую, чтобы понимать»), у А. разум частично обособляется от веры и становится её предварит, условием («понимаю, чтобы верить»). Правда, Священное писание, равно как и церк. таинства, не подлежат предварит, разумному осмыслению, однако авторитет церк. предания и догматики должен быть удостоверен разумом. Логич. анализ догматич. положений в соч. А. в ряде случаев расходился с принятым толкованием. Теологич. соч. А. дважды осуждались католич. церковью — на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140). В центре этики А.— вопрос о сущности греха, который он определяет как согласие на недолжное, на зло, намерение действовать против божеств, воли. Зло самого поступка ничего не добавляет к злу намерения, что относится у А. также и к добрым делам и намерениям. Это предполагает, что должное" и недолжное предстоят выбору, а потому доступны разумному осмыслению и оценке. Закон должен предшествовать принятию волевого решения, в противном случае преступивший его не несёт вины: не знакомые с Евангелием, содержащим нравств. закон религ. жизни, свободны от вины. Однако в вопросе о спасении, полностью лежащем в сфере божеств, ведения, А. выступает сторонником жёсткого учения о предопределении: проблема нравств. вины относится им только к сфере человеч. деятельности и знания. А.— один из основателей схоластич. метода [соч. «Да и нет» («Sie et поп»)], намеченного им как логический анализ противоположных суждений по к.-л. вопросу. Opera omnia, P., 1855 (Migne, PL, t. 178); Ouvragcs infidits, ed. par V. Co.usin, v. 1—2, P., 1836—59; Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Geyer, H. 1—4, Munster, 1919—33; в рус. пер.— История моих бедствий, М., 1959. Гаусpат А., Ср.-век. реформаторы, т. 1, СПБ, 1900; Федотов Г. П., А., П., 1924; RemusatCh. de, Abelard, sa vie, sa Philosophie et sa theologie, nouy. ed., v. 1—2, P., 1855; O t t a v i a n o C., Pietro Abelardo; la vita, le opere, il pensiero, Roma, 1930; Sikes J. G., P. Abailard, Camb., 1932; Gil-son E., Helo'ise et Abelard, P., 1938; Beonio-Brocchieri F u m a g a l l i M. T., Introduzione a Abelardo, Roma, 1974. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АБЕЛЯР АБЕЛЯР (Abelard) Пьер-(род. 1079, Пале – ум. 21 апр. 1142, монастырь св. Марселя в Шалоне) – франц. теолог-схоласт и философ. Основатель и главный защитник схоластического метода, о чем свидетельствует в первую очередь его работа по диалектике «Да и нет». В споре универсалистов Абеляр придерживался концептуализма, отходя, т. о., от крайнего универсализма во взглядах его учителя Росцелина. В теологии сделал попытку примирить веру и знание. В своем этическом учении высказывал точку зрения, что главное – это не дела, а убеждения. Известны его несчастная любовь и супружество с Элоизой, племянницей каноника Фульберта в Париже, который из мести велел его кастрировать. Переписка с Элоизой, вероятно, является литературным вымыслом. Философский энциклопедический словарь. 2010. АБЕЛЯР (Abelard, Abailard), Пьер (1079 – 21 апр. 1142) – франц. богослов и философ. Учился в Париже, в кафедральной школе у Гильома из Шампо, с которым вскоре порвал. Был монахом. А. с уважением относился к античной культуре; был знаком с сочинениями Платона ("Тимей"), Аристотеля (два логич. трактата), Цицерона; антич. религию, называемую им "естественной", он считал предшественницей христианства. В споре о природе универсалий А. отстаивал учение, которое позже было названо концептуализмом. А. разрабатывал схоластич. логику, которая в то время еще вызывала протест значительной части церковников, поскольку делала упор не на слепую веру, а на ее рассудочное обоснование. Эта схоластическая "диалектика" заключалась в выявлении аргументов "за" и "против". В соч. "Да и нет" ("Sic et non") A. изложил взгляды "отцов церкви", приводя цитаты из их соч., имеющие прямо противоположный смысл, благодаря чему вскрывалась противоречивость их мысли. Эти противоречия разрешались путем логич. обработки понятий, в результате чего абс. противоположность превращалась в относительную. Применяя этот схоластич. метод к рассмотрению церк. догматов, А. утверждал права свободной мысли, ибо нормой истины объявлялось мышление, к-рое не только делает понятным для разума содержание веры, но в сомнительных случаях приходит к самостоят, решению. Энгельс высоко оценил эту сторону деятельности А.: "У Абеляра главное – не сама теория, а сопротивление авторитету церкви. Н е "верить, чтобы понимать", как у Ансельма Кентерберийского, а "п о н и м а т ь, ч т о б ы в е р и т ь"; вечно возобновляющаяся борьба против слепой веры" (Архив Маркса и Энгельса, т. 10, 1948, с. 300). В соч. "Познай самого себя" ("Scito te ipsum") A. отстаивал права личности как этич. принцип. Критерий нравственности он видел в ее согласии с совестью, к-рая, в свою очередь, есть естеств. нравств. закон, присущий всем людям и всеми познаваемый, хотя и не в одинаковой степени; поступок, к-рый совершается в согласии с совестью, не может быть признан греховным. Такое понимание нравственности находилось в резком противоречии со ср.-век. миросозерцанием, где этика была целиком подчинена религии. В этом соч., как отмечал Энгельс, А. нападал на торговлю индульгенциями (см. тамже). Учение А., хотя и развивалось в религ. формах, вызвало ненависть религ. ортодоксов (напр., Бернара Клервоского) и было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами, а также папой Иннокентием II. Соч.: Opera omnia. P., 1855 (Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur. J.-P. Migne, t. 178); Ouvrages inedits, P., 1836; Philosophische Schriften, hrsg. von B. Geyer, H. 1–4, Munster, 1919–33 (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters. Bd 21). Соч. в рус. пер – История моих бедствий. M., 1959 [Доп.: Первое письмо Абеляра Элоизе; Возражения некоему невежде в области диалектики...; Диалог между философом, иудеем и христианином (два отрывка из трактата); "Пролог" к "Да и нет"; Первое и второе письма Элоизы Абеляру; Письма современников и участников Сансского собора; "Апология" схоластика Беренгария и статья Н. А. Сидоровой, "Петр Абеляр – представитель средневекового свободомыслия"] Лит.: Гаусрат ?., Средневековые реформаторы, т. 1, СПБ, 1900; Федотов Г. П., Абеляр, П., 1924; История философии, т. 1, М., 1940 (см. Указатель имен); Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 282–83; Remusat Gh., Abelard, P., 1845; Ottaviano G., Pietro Abelardo, [Roma, 1930]; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Указатель имен). А. Рубин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. АБЕЛЯР АБЕЛЯР Петр (Petrus Abailardus, Abaelardus) (1079 в Пале, близ Нанта—21 апреля 1142, Шалон)—философ, теолог, поэт; основоположник концептуализма. Абеляра называли “трубадуром философии”, “рыцарем диалектики”. Родился в Бретани в рыцарской семье. Отказался от права майората, стал школяром-клириком. До 1098 посещал в Вансе школу Росцелина, номиналистическую доктрину которого позже расценил как “безумную”. Математике учился у Теодорика (Тьерри) Шартрского. В Париже изучал диалектику и риторику у Гильома из Шампо. Сам держал школы в Мелене, Корбейле, Париже, где в основном занимался диалектикой. После 1113 учился в Ланской школе у Аисельма Ланского, где начал преподавать теологию на рациональных основаниях и без церковного разрешения, что вызвало протест Ансельма и его сподвижников. В 1113 написал “Введение в теологию”, в 1114—“Логику для начинающих”. После Лана преподавал теологию в Париже, где занял место магистра в соборной школе; получил звание каноника. К 1118—19 относится его роман с Элоизой, племянницей каноника Фульберта. В это время были созданы лирические стихи, а впоследствии замечательная переписка, автобиографическая проза “История моих бедствий” и “Problemata” (ответы на вопросы Элоизы относительно противоречий в Библии и др.). Женившись на Элоизе уже после рождения сына Астролябия, Абеляр предпочел не оповещать широко о браке, чтобы не повредить магистерской карьере. Этому противостоял Фульберт. Тогда Петр перевез Элоизу в монастырь, устроив фиктивный постриг. Фульберт, решив, что Абеляр таким образом избавился от его племянницы, нанял слугу, который оскопил Абеляра. После этого и Абеляр, и Элоиза затворились в монастыре. К 1119 были написаны трактаты “О единстве и троичности Бога” (De unitate et trinitate Dei), “Введение в теологию” (Introductio ad theologiam), “Теология Высшего блага” (Theologia Summi boni). В 1121 состоялся поместный собор в Суассоне, где Абеляра обвинили в нарушениях монашеского обета, выразившихся в том, что он вел занятия в мирской школе и преподавал теологию без церковной лицензии. Однако фактически предметом разбирательства стал трактат “О единстве и троичности Бога”, направленный против номинализма Росцелина и реализма Гильома из Шампо. По иронии судьбы Абеляра обвиняли именно за номинализм: в трактате якобы отстаивалась идея троебожия, в чем Абеляр обвинял Росцелина; трактат был сожжен самим Абеляром. После осуждения Суассонским собором он несколько раз был вынужден менять монастыри, а в 1136 вновь открыл школу на холме св. Женевьевы. За это время он написал несколько вариантов “Христианской теологии” (Theologia Christiana), “Да и Нет” (Sic et non), “Диалектику” (Dialectica), комментарий к “Посланию к римлянам”, “Этику, или Познай самого себя” (Ethica, seu Scito te ipsum) и др. Созванный Бернардом Клервоским в 1141 собор в Сансе обвинил Абеляра в арианской, пелагианской и несторианской ересях. Он отправился в Рим с апелляцией, по дороге заболел и последние месяцы провел в монастыре Клюни, где писал “Диалог между Философом, Иудеем и Христианином” (Dialogus inter Philosophum, ludaeum et Christianum), оставшийся незаконченным. Папа Иннокентий III утвердил приговор собора, обрекая Абеляра на вечное молчание; его трактаты были сожжены в соборе св. Петра в Риме. За Абеляра ходатайствовал клюнийский аббат Петр Достопочтенный. Абеляр умер в монастыре св. Марцелла близ Шалона. С именем Абеляра связано оформление схоластического антитетического метода, основанного на идее эквивокации (термин введен Боэцием), илидвуосмысленности. Идея эквивокации, наглядно представленная в “Да и Нет”, где через метод цитатного сопоставления были собраны противоречивые высказывания отцов Церкви по поводу одной и той же проблемы, выражена в трех аспектах: 1) один и тот же термин, находящийся по разные стороны противоречия, передает разные смыслы; 2) разные смыслы одного и того же термина есть следствие фигуративности языка и 3) следствие переноса (трансляции) термина из одного вида знания в другое (выражение “человек есть”, справедливое для естественного знания, несправедливо для знания теологического, где глагол “есть” может быть применен только к Богу как полноте бытия). Утверждение и отрицание оказываются в одном случае (в теологии) противоречиями, в другом (в естествознании) образуют разные формы связи слова и вещи. Одним и тем же словом могут быть выражены не только разные вещи, имеющие разные определения, как это было у Аристотеля, но в одной и той же вещи могут быть предположены разные определения в силу ее одновременного сакрально-профанного существования. В “Теологии Высшего блага” на основании идеи эквивокации Абеляр выделяет 4 значения термина “персона”: теологическое (бытие Бога в трех Лицах), риторическое (юридическое лицо), поэтическое (драматический персонаж, “передающий нам события и речи”) и грамматическое (три лица речи). Абеляр положил начало дисциплинарности знания, обозначив для каждой дисциплины разные способы верификации и устанавливая'основные критерии того, что с этого времени вместо ars-искусства начинает называться scientia и в будущем разовьется в понятие науки. Основные установки Теологии как дисциплины (в таком качестве этот термин начинает входить в обиход именно с Абеляра, заместив собою термин “священная доктрина”) — это прежде всего непримиримость к противоречиям и вера в разрешимость проблемы (связанной, например, с неясными местами догматики) с помощью переноса термина. Этика представлена у Абеляра как дисциплина, предмет которой предполагает оценку деятельности и человечества в целом, и конкретного поколения людей. С возникновением в 11 в. светского интеллектуального запроса о нравственной ориентированности в мире одним из центральных пунктов моральной философии Абеляра стало определение этических понятий (прежде всего понятия греха) в их отношении к праву. Это породило проблему соотношения двух форм права: естественного и позитивного. Естественное право определяло понятия греха и добродетели применительно к Высшему благу (Богу), позитивное — к праву общему, человеческому, принципы которого были разработаны еще в античной философии; проблема же того, как возможно достижение блага собственным усилием или предначертаниями закона, заставила обратиться к иудейской религии. В трактате “Этика, или Познай самого себя” Абеляр вводит понятие интенции— осознанного умысла поступка; не считая волю инициатором поступка (воля, обузданная добродетелью воздержания, перестает быть основанием для греха), он переносит внимание с поступка на оценку состояния души, которое позволяет выявить при внешне одинаковых поступках различные намерения (“двое вешают некоего преступника. Один движим ревностью к справедливости, а другой—застарелой вражеской ненавистью, и хотя совершают одно и то же деяние... из-за разницы в намерении одно и то же делается разно: одним — со злом, другим с добром” (“Тео-логические трактаты”. М., 1995, с. 261). В силу того, что грех, определяемый через интенцию, искупается благодаря осознанному раскаянию, что предполагает внутреннее вопрошание души, то оказывается, что 1) грешнику не нужен посредник (священник) в общении с Богом; 2) грешниками не являются люди, совершившие грех по неведению или в силу неприятия евангельской проповеди (напр., палачи Христа); 3) человек наследует не первородный грех, а наказание за этот грех. Если этика, по Абеляру, — путь постижения Бога, то логика есть рациональный способ созерцания Бога. Этика и логика предстают как моменты единой теологической системы. В силу соединения в одном понятии двух разнонаправленных значений (мирского и сакрального), такое философствование можно назвать медитативной диалектикой. Поскольку всеобвденеобходимое знание принадлежит только Богу, то перед его Лицом любое определение приобретает модальный характер. Попытка определить вещь с помощью множества видообразующих признаков обнаруживает ее неопределимость. Определение замещается описанием, которое есть иносказание вещи (метафора, метонимия, синекдоха, ирония и др.), т. е. троп. Троп оказывается матрицей мышления. Тропы, концепт, перенос (трансляция), интенция, субъектсубстанция — основные понятия философии Абеляра, обусловившие его подход к проблеме универсалий. Его логика представляет собой теорию речи, поскольку в ее обосновании лежит идея высказывания, осмысленного как концепт. Концепт—связь вещи и речи о вещи—есть, по Абеляру, универсалия, поскольку именно речь “схватывает” (конципирует) все возможные смыслы, отбирая необходимое для конкретного представления вещи. В отличие от понятия концепт неразрывно связан с общением. Он 1) формируется речью, 2) освященной, по средневековым представлениям, Св. Духом и 3) потому осуществляющейся “по ту сторону грамматики или языка”—в пространстве души с ее ритмами, энергией, интонацией; 4) он предельно выражает субъекта. 5) Изменяя душу размышляющего индивида, он при формировании высказывания предполагает другого субъекта, слушателя или читателя и 6) в ответах на их вопросы актуализирует те или иные смыслы; 7) память и воображение—неотъемлемые свойства концепта, 8) направленного на понимание здесь и сейчас, но вместе с тем 9) он синтезирует в себе три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения — в будущее, а как акт суждения — в настоящее. С понятием концепта связаны особенности логики Абеляра; 1) очищение интеллекта от грамматических структур; 2) включение в интеллект акта конципирования, связывающего его с разными способностями души; 3) это позволило ввести в логику временные структуры. Концептуальное видение есть особого рода “схватывание” всеобщего: универсалия—не человек, не животное и не имя “человек” или “животное”, но всеобщая связь вещи и имени, выраженная звуком. Соч.: MPL., t. 178; Philosophische Schriften, hisg. von B. Geyer. Munster, 1919; Theologia “Summi boni”, ed. H. Ostlender. Munster, 1939; Oeuvres choisies d'Abelard, ed. V. Gandillac. P., 1945; Dialectica, ed. L. M. de Rijk. Assen, 1956; Opera theologica, l. Corpus Christianorom. Continuatio medievalis, XI, ed. E. M. Buyiaert. Tumhout, 1969; Dialogus inter Philosophum, ludaeum et Christianum, ed. R. Thomas. Stuttg.—Bad Cannstatt,. 1970; Du bien supreme, ed. J.Jolivet. Montreal—?., 1978; Peter Abaelard's Ethica, ed. D. E. Luscombe. Oxf., 1971; Ethical Writing, transi. H. V. Srade. Indianopolis—Cambr., 1995; в рус. пер.: История моих бедствий. М., 1959; 1992 (в кн.: Аврелий Августин, Исповедь. Петр Абеляр, История моих бедствий); 1994 (пер. с лат. В. А. Соколова); Тео-логические трактаты, пер. с лат. С. С. Неретиной. М., 1995; Лит.: Федотов Г. П. Абеляр. Пг., 1924 (переизд.: Федотов Г. II. Собр. соч. в 12 т., т. l. M., 1996); Рабинович В., Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991; Неретина С. С., Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. М., 1994 (в серии “Пирамида”. М., 1996); Неретина С. С. Верующий разум: к истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Remusat Ch. de. Abelard, sa vie, sa philosophie et sa theologie. P., 1855; Sikes 1. Abailard. Cambr., 1932; CottieuxJ. La conception de la theologie chez Abailard.—“Revue d'histoire ecclesiastique”, t. 28, N 2. Louvain, 1932; Gilson E. Heloise et Abailard. P., 1963; /olivet J. Art du langage et theologie chez Abelard. Vrain, 1969; Compeyre G. Abelard and the origin and early history of University. N. Y., 1969; Fumagalli Seonio-Brocchieri M. T. La logica di Abelardo. Mil., 1969; Eadem. Abelardo. Roma—Ban, 1974; Peter Abelard. Proceeding of the International Conference. Louvain. May 10—12. 1971 (ed. E. Buytaert), Leuven—The Hague, 1974; Eveedale M. M. Abailard on Universals. Amst.—N.Y.—Oxf., 1976; Abelard. Le “Dialogue”. La philosophie de la logique. Gen.—Losanne—Neue hatel. 1981. С. С. Неретина Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|