|
БИНСВАНГЕРБИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (1881 — 1966) -швейц. психиатр и философ. Получив медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, работал ассистентом у Э. Блейлера и К.Г. Юнга. В 1907 пришел к психоанализу, был близким другом З. Фрейда. В 1911 — 1956 руководил клиникой Белльвю в Кройцлингене, был действительным или почетным членом ряда академий. Филос. воззрения Б. сформировались под влиянием неокантианства и феноменологии Э. Гуссерля и М. Шелера. После выхода в свет «Бытия и времени» М. Хайдеггера Б., опираясь на экзистенциальную аналитику, создал собственное философско-антропологическое учение, названное им «экзистенциальным анализом». Б. внес изменения в психоаналитическую метапсихологию и в практику психотерапии, отвергнув фрейдовский биологизм и детерминизм в трактовке бессознательных процессов. Человеческое существование понимается Б. как единство трех временных модусов — прошлого, настоящего и будущего. Неврозы и психозы являются, по Б., осмысленными способами трансцендирования, конституирования мира и самих себя. Симптомы расстройства возникают из-за ограниченности горизонта видения: один временной модус становится доминирующим, что препятствует подлинному существованию человека. В работе «Основные формы и познание человеческого существования», в которой он развивал хайдеггеровскую аналитику человеческого бытия, Б. утверждал, что помимо мира «заботы», характеризуемого взаимным опредмечиванием, «принятием-за-нечто», имеется модус «бытия-друг-с-другом», в котором Я и Ты неслиянны и нераздельны. В этом модусе иначе структурированы пространство и время. Работы Б. оказали значительное влияние на современную психологическую и филос. мысль. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (род. 13 апр. 1881, Крейцлинген, Тургау – ум. 5 февр. 1966, там же) – швейц. психиатр. Стоя на позициях, близких экзистенциализму, он применял феноменологический метод к исследованию нарушений, имеющих место в духовной и психической деятельности человека, занимался исследованием истории жизни и жизненных функций со стороны психопатологических явлений (во время сна человек «есть» жизненная функция, в бодрствующем состоянии он «делает» историю своей жизни). Хайдеггеровскому «бытию-в-мире» он противопоставлял «бытие-над-миром» (т.е. любовь). Осн. произв.: «Einfьhrung in die Probleme der allgemeinen Psychologie», 1922; «Ьber Ideenflucht», 1933; «Grundformem der Erkenntnis menschlichen Daseins», 1942; «Zur phдnomenologischen Anthropologie», 1947; «Ausgewдhlte Vortrдge und Aufsдtze», 1955; «Drei Formen misglьckten Daseins», 1956; «Erinnerungen an Sigmund Freud», 1956. Философский энциклопедический словарь. 2010. БИНСВАНГЕР БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (5 апреля 1881, Кройцлинген, Швейцария—5 февраля 1966, Амриссвиль) — швейцарский психиатр и философ. Получил медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, Цюрихе. В 1906 начал работать в клинике Бургхельцли под руководством Э. Блейлера и К. Г. Юнга. В 1907 примкнул к психоаналитическому движению, одним из первых стал применять психоанализ в клинической психиатрии. В 1911—56 руководил клиникой Бельвю в Кройцлингене. В 1956 был награжден высшей для психиатров наградой—медалью Крепелина. Несмотря на теоретические расхождения с ортодоксальным психоанализом, Бинсвангер был близким другом 3. Фрейда и автором известных о нем воспоминаний (“Erinnerungen an Sigmund Freud”. Bern, 1955). Дружеские отношения связывали его с С. Л. Франком, оказавшим влияние на персоналистскую концепцию Биисвангера в 1940-е гг. Философские воззрения Бинсвангера сформировались под влиянием неокантианства и феноменологии. Первая его книга, получившая широкую известность,—“Введение в общую психологию” (1922)—была попыткой решения основных теоретических проблем психологии в духе феноменологии Э. Гуссерля. После выхода в свет “Бытия и времени” М. Хайдеггера Бинсвангер, опираясь на экзистенциальную аналитику (Daseinsanalytik) последнего, создал собственное философско-антропологическое и психиатрическое учение, названное “экзистенциальным анализом” (Daseinsanalyse). Он внес изменения в психоаналитическую метапсихологию и практику психотерапии, отвергнув биологизм и детерминизм в трактовке бессознательных процессов. Человеческое существование понимается Бинсвангером как единство трех временных модусов—прошлого, настоящего и будущего. Неврозы и психозы являются осмысленными способами трансцендирования, констйтуирования мира и самой экзистенции. Симптомы различных психических расстройств возникают в связи с ограниченностью горизонта видения: один временной модус становится доминирующим, чтопрепятствует подлинному существованию человека и может вести к психическому заболеванию. Традиционные методы клинической психиатрии не подвергаются радикальному пересмотру, но они недостаточны, поскольку задачей психиатра является не столько каузальное объяснение болезни, сколько понимание другого человека. Клиническая психиатрия и психоанализ дают нам поверхностное описание симптомов и синдромов, игнорируя индивидуальное “бытие-в-мире”. Психопатология имеет своим истоком особенности строения “жизненного мира” пациента. Этот “жизненный мир” конституируется актами сознания, и у психотика он является не менее осмысленным, чем у терапевта. Нет реальности для всех одинаковой и “нормальной”, которую можно считать чем-то само собой разумеющимся и противопоставлять “безумию”, отклонение от того, что считается “нормой”, означает создание новой “нормы”. Для всех “миров”, конституируемых маниакальным сознанием, свойственна своя особая “норма”. Неврозы и психозы суть модификации фундаментальных структур “бытия-в-мире”, способов трансцендирования. Описываемые психоанализом невротические симптомы обусловлены не травмами, детскими фиксациями и идентификациями, но специфической “конфигурацией” экзистенции, господством одного из модусов временного трансцендирования. В результате сужения горизонта видения происходят нарушения в “смысловой матрице”, другие модусы перестают рассматриваться как возможности существования. Бинсвангер сохраняет основные элементы психоаналитической терапии, но пересматривает главные понятия психоанализа, в первую очередь понятие бессознательного психического. В феноменологической психиатрии Бинсвангера бессознательное представляет собой результат узости горизонта экзистенции, бегства от собственных творческих возможностей в невроз. Пересматривается также и фрейдовское толкование сновидений. Интерпретации подлежит не гипотетическое “скрытое”, но именно “яврое” содержание сновидения—за ним не скрывается некое вытесненное в бессознательное содержание. Сновидения не обязательно являются исполнениями желаний, в них имеется столько же типов активности, сколько и в бодрствовании. В 1930—40-х гг. Бинсвангер развивает собственную философскую антропологию, которая все больше расходится с Daseinsanalytik Хайдеггера. В работе “Основные формы и познание человеческого существования” (Grundformen und Erkenntnis des menschlichen Daseins. Z., 1942) он с персоналистских позиций подвергает критике Хайдеггера: помимо мира “заботы”, “заброшенности”, характеризуемого Бинсвангером как мир взаимного опредмечивания (das Nehmen-beiEtwas—“npiBurnM-3a-He4TO”), инструментальной полезности, имеется модус “бытия-друг-с-другом”, в котором Я и Ты нераздельны и неслиянны. В этом модусе “Мы” (die Wirheit) или “любви” иначе структурированы пространство и время. В 1950—60-х гг. Бинсвангер пишет ряд монографий, в которых с позиций феноменологической психиатрии осуществляется описание различных психических заболеваний (“Drei Formen missgluckten Daseins”. Tubingen, 1956; “Schizofrenie”. Pfullingen, 1957; “Wahn”. Pfullingen, 1965 и др.). Работы Бинсвангера оказали значительное влияние на экзистенциальную феноменологию и “экзистенциальный психоанализ” в различных позднейших версиях. Вместе с тем его трактовка Хайдеггера в духе философской антропологии вызвала негативную реакцию самого Хайдеггера и резкую критику со стороны М. Босса, а также других сторонников “онтологической” интерпретации Daseinsanalytik. Соч.: Ausgewahlte Vortrage und Aufsatze. Bd. 1—2. Bern, 1947—55; Being in the World. Selected Papers ofL. Binswanger. L., 1975; Analyse existentielle et psychanalyse freudienne. P., 1970; Феноменология и психопатология.—“Логос”, 1992, Ne 3. A. M. Руткевич Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|