ШЛИК


ШЛИК
(Schlick) Мориц (1882—1936) — нем.-австр. философ, один из лидеров логического позитивизма. Изучал физику в Берлинском ун-те, затем увлекся философией. С 1911 преподавал в ун-тах Ростока и Киля, в 1922 возглавил кафедру философии Венского ун-та, где организовал знаменитый Венский кружок, ставший вскоре идейным центром неопозитивизма. В 1936 был убит студентом. В центре интересов Ш. были проблемы теории познания и философии науки. В первых своих кн. «Пространство и время в современной физике» (1917) и «Общая теория познания» (1918) он занял негативную позицию по отношению к господствовавшему в то время в нем. ун-тах неокантианству и подверг систематической критике кантианские идеи, в частности допущение о существовании синтетических априорных суждений. Во всех случаях, когда суждения формулируются как логически необходимые истины, доказывал Ш., они имеют аналитический характер; когда же они имеют отношение к реальности, они являются эмпирическими, т.е. апостериорными суждениями. В Вене под влиянием дискуссий с Л. Витгенштейном и Р. Карнапом у Ш. сформировалась еще более последовательная эмпирицистская эпистемология. Все научное знание он трактовал как «уплотнение» и обобщение «чувственно данного», составляющего единственный фундамент знания. Метафизика, с его т.зр., лишена познавательного значения. В отличие от большинства логических позитивистов Ш. глубоко интересовался проблемами этики, в которой также придерживался эмпиризма. Различая познание и переживание, Ш. полагал, что открываемые нами законы не предписывают нам какого-то определенного порядка действий и потому не противоречат свободе. Мотивами поведения являются чувства желания и нежелания; свободным в нравственном отношении является человек, который действует без принуждения, руководствуясь своими желаниями. Образцом такого действия для Ш. выступала игра, в которой он видел воплощение свободного действия, сопровождаемого чувством радости.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ШЛИК
        (Schlick) Мориц (14. 4. 1882, Берлин, — 22. 6. 1936, Вена), австр. философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логич. позитивизма, основатель Венского кружка. Филос. концепция Ш. — «последовательный эмпиризм», к которому он пришёл, отказавшись (под влиянием Карнапа и Витгенштейна) от критич. реализма. Ш. основывается на понятии «чувств. данного» — чувств. переживания познающей личности. В знании, по Ш., передаются лишь структурные отношения чувств. опыта, повторяемость в нём порядка. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитич. характер; они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность· Согласно Щ., проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы природы для него — формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на котором производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации, занимался спец. проблемами философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.
        Allgemeine Jirkenntnislehre, В., 19252; Les en.qncfs scjentifique et la realite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Aufsatze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.
        Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365—69.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ШЛИК
ШЛИК (Schlic) Мориц (род. 14 апр. 1882, Берлин – ум. 22 июня 1936, Вена) – австр. философ, физик и логик; профессор в Ростоке, Киле, Вене, в 1931-1932 – в БерклИ (Калифорнийский ун-т); основатель Венского кружка (см. НЕОПОЗИТИВИЗМ); представитель эмпирического реализма. Испытав влияние Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, разрабатывал гл. о. проблему истины, теорию познания, вопрос об априорном характере логики и математики. Он полагал, что существует возможность априорного синтетического суждения, и пытался физически разрешить психофизическую проблему. Задача философии – логическое разъяснение понятий. Кроме того, Шлик исследовал понятия пространства, времени, мадерии, причинности, вероятности, органического, ценности, гедонизма, свободы воли, этического мотива. Осн. произв.: «Lebensweisheit», 1908; «Raum und Zeit in der gegenwдrtigen Physik», 1917; «Gesammelte Aufsдtze», 1938; '«Fragen der Ethik», 1930; «Les enonces scientifiques et la realite du monde, exterieur», 1934; «Natur und Kultur», 1952.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ШЛИК
(Schlick), Мориц (14 апр. 1882 – 22 июня 1936) – австр. философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Проф. философии и физики в ун-тах Ростока (1917–20), Киля (1921–22), Вены (1922–36), в Калифорнийском ун-те (1931–32). Филос. концепция III., к к-рой он пришел, отказавшись – под сильным влиянием Карнапа и Витгенштейна – от критического реализма, крайне противоречива, хотя сам он называл ее "последовательным эмпиризмом". С одной стороны, особенно в работах по филос. проблемам естествознания, в частности физики (см. его "Der Kaum und Zeit in der gegenwartigen Physik", В., 1917), он критикует т. зр., согласно к-рой понятия науки о реальных, но неощущаемых объектах являются просто удобными фикциями. С др. стороны, считая первоочередной задачей "... выяснить, что означает приписывание вещи реального существования в жизни или науке..." ("Positivismus und Realismus", см. "Erkenntnis", 1932, Bd 3, H. 1, S. 25), Ш. осн. понятием своей концепции выбирает понятие "чувственного данного" – чувственного п е р е ж и в а н и я отд. познающей личности, не передаваемого др. познающим субъектам. В знании передаются лишь структурные отношения опыта, повторяемость порядка в нем. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитич. характер, они суть тавтологии (в понимании Витгенштейна), не дающие никакого способа "проникнуть" в неощущаемую реальность. Отсюда вытекает утверждение Ш. о бессмысленности проблемы "познать собственную сущность бытия"; законы природы для Ш. – это формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на к-ром производится описание природы. Эмпиризм в эстетике и этике привел Ш. к утверждению: бессмысленно говорить об абс. Ценностях – только фактически существующие оценочные способы поведения могут составлять предмет исследования. Ш. одним из первых сформулировал верифицируемости принцип как критерий научной осмысленности, много занимался применением своей общей филос. концепции к спец. проблемам философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности, жизни и др.).
Соч.: Uber die Reflexion des Lichtes in einer inhomogenen Schicht, В., 1904 (Diss.); Allgemeine Erkenntnislehre, 2 Aufl., В., 1925; Fragen der Ethik, W., 1930 (англ. изд. – Problems of Ethics, N. Y., 1939); Les econces scientifique et la realite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Aufsatze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.
Лит.: Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365–69; Nеurath О., Le developement du cercle de Vienne et l'avenir de l'empirisme logique, P., 1935; Kraft V., Der Wiener Kreis und der Ursprung des Neopositivismus, W., 1950.
И. Добронравов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ШЛИК
    ШЛИК (Schlick) Мориц (14 апреля 1882, Берлин — 22 июня 1936, Вена) — австрийский философ, один из лидеров логического эмпиризма, основатель Венского кружка (1924). Изучал естественные науки и математику в университетах Гейдельберга, Лозанны и Берлина, психологию в Цюрихском университете. Защитил докторскую диссертацию по физике (Берлинский университет) под руководством М. Планка. Профессор Кильского университета (1921), Венского университета (1922), где стал преемником Э. Маха, возглавив кафедру истории и теории индуктивных наук. С 1926 был связан с Л. Витгеншгейном, который оказал на него существенное влияние. Был приглашен в качестве лектора в Стэнфордский университет и университет г. Беркли (США). Трагическая гибель Шлика от рук убийцы-фанатика положила конец официальному существованию Венского кружка.
    Лейтмотив философских взглядов Шлика — безусловный ценностный приоритет эмпирического знания, идея необходимости эмпирического обоснования науки. Задача философии состоит в анализе смысла суждений, образующих системы знаний, в частности в исследовании тех способов, какими в научном познании осуществляется связь между понятиями и фактами. Научные теории — логические системы, позволяющие систематизировать факты и выводить их в качестве следствий из принимаемых посылок (аксиом, постулатов). Теоретические выводы без эмпирической интерпретации представляют собой совокупности аналитических суждений и потому тавтологичны (не несут никакой информации); эмпирический смысл сообщается им лишь в том случае, если они в принципе могут быть проверены опытом (верифицированы). Шлик полагал пределом верификации ее логическую возможность (напр., проверка высказывания “На Марсе есть жизнь” логически возможна, тогда как проверка высказывания “Существует круглый квадрат” невозможна, так как оно логически противоречиво). Такое отождествление эмпирической осмысленности и принципиальной верифицируемости ослабляло критику метафизических (непроверяемых) суждений (как научно неосмысленных), поскольку критерии “логической возможности” опытных проверок не были четко определены. Напр., согласно Шлику, нет логического противоречия в том, чтобы считать опытной проверкой суждения о существовании сверхприродных существ “мистическое видение”, в котором такие существа “являются” субъекту Законы науки (универсальные суждения) также не могут быть в полной мере верифицированы; поэтому они трактуются как гипотезы, претендующие на определенную вероятность, как “правила” образования единичных суждений, допускающих верификацию. Однако такое понимание законов ставило под сомнение их осмысленность как научных высказываний. Процедуру верификации Шлик трактовал феноменалистически, т. е. как формулировку предложений, фиксирующих чувственные переживания субъекта в непосредственном опыте. Вместе с тем Шлик пытался сохранить позицию реализма по отношению к теоретическим (ненаблюдаемым) объектам: микрочастицам, полям, зарядам и т. д., утверждая, что суждения, в которых фигурируют такие термины, подразумевают правила их применения к действительности, а сами эти объекты существуют реально и не являются лишь “фикциями”. Однако реалистическая установка не была внутренне согласована с верификационизмом и феноменализмом в рамках гносеологических воззрений Шлика. Любой объект познания (как наблюдаемый, так и ненаблюдаемый) конструируется познающим субъектом, поэтому существование объектов “самих-по-себе” (аналог кантовской “вещи-в-себе”) является метафизической псевдопроблемой. Иименно в отказе от псевдопроблем, вызывающих бесконечные и бесплодные споры, заключен позитивный “поворот в философии”, к которому призывал Шлик.
    Принципы эмпирического обоснования были распространены Шликом на философию естествознания (где им были сформулированы проблемы научной осмысленности пространственно-временных суждений в физике) и на сферу этики, где его больше всего интересовала проблема свободного, т. е. не вынужденного определенными законами, поведения. Модус поведения не выводится как логическое следствие из “законов природы”, а вызывается свободной волей (желанием или нежеланием поступать так-то и так-то); поэтому лишь свободный поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный. Наиболее очевидным свидетельством того, что свободное поведение вообще возможно, является игра и чувство радости, вызываемое ею.
    Соч.: Raum und Zeit in der modernen Physik. B., 1917; Allgemeine Erkenntnislehre. B., 1918; Helmgoltz als Physiker, Physiologe und Philosoph (COBM. с M. Rubner, E. Warburg). Karlsruhe, 1922; Vbm Sinn des Lebens. Erlangen, 1927; Fragen der Ethik. W, 1930; Les Enonces scientifiques et la realite du monde exterieure. P., 1934; Sur le fondement de la connaissance. P., 1935; Gesammelte Aufsatze. W, 1938; Gesetz, Kausalitat und Wahrscheinlichkeit. W, 1948; Grundzuge der Naturphilosophie. W., 1948; Natur und Kultur. W, 1952; Philosophical Papers, v. l— 2. Dordrecht etc., 1979; Die Probleme der Philosophie in ihrem Zusammenhang. Hamb., 1986; Поворот в философии,— В кн.: Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993, с. 28—33; О фундаменте познания.— Там же, с. 33—50.
    В. Н. Порус

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1116
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Gemeinschaft und Gesellschaft
  • Jenseits von Gut und Bose
  • Klages L. Handschrift Und Charakter
  • List der Vernunft
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • Монография как жанр научной литературы
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • психического как процесса концепция
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ШЛИК
  • ШЛИК
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь