|
ХАРРЕХАРРЕ (Наrrе) Гораций Ром (р. 1927) — англ. философ и социальный психолог. С 1954 — преподает в Оксфордском ун-те, а также в ун-те штата Нью-Йорк. С позиций научного реализма обосновывает роль аналогии, модели и метафоры в построении научной теории. Основу прогресса науки составляет, по X., не борьба парадигм, а создание научных инструментов (подтверждающих или опровергающих теории) и материальных вещей. Делит науки на параметрические (изучают количественные изменения параметров явлений, напр., физика) и структурные (изучают структурные характеристики, изменение которых означает появление нового качества, напр., генетика, структурная лингвистика). В социально-психологической теории X. — этогенике — сказалось влияние позднего Л. Витгенштейна, Т. Веблена, интеракционизма и этнометодологии, позднее — Л.С. Выготского. Задачей социальной психологии считает выявление структур человеческих поступков (эпизодов) и анализ обмена их вербальными объяснениями в соответствии с культурными и индивидуальными шаблонами. Главным мотивом человека, по X., является уважение др. людей, для завоевания которого он использует символическую активность. Социальный процесс X. рассматривает как взаимодействие практической системы производства средств существования и доминирующей над ней экспрессивной системы, в которой путем самовыражения (экспрессии) и впечатления (импрессии) производятся репутации. Социальное взаимодействие X. сводит к межличностному (эпизод), которое строится на основании определения ситуации, выбора маски и воображаемого зрителя, интерпретации правил. Объяснение социального поведения начинает не с биологического, а с филос. уровня — с этических ценностей (автономность и рефлексивность личности, общественный строй, свобода слова, право на социальный эксперимент). Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ХАРРЕ ХАРРЕ (Нале) Гораций (род. 19 декабря 1927, Эпити, Новая Зеландия) — английский философ. С 1954 работает в Оксфордском университете; в последние годы — одновременно профессор университета шт. Нью-Йорк (США). Харре последовательно защищает позиции научного реализма, выступает против основных догм логического эмпиризма (в частности, против ограничения рациональности только сферой дедуктивного рассуждения) и исследует другие основания человеческого мышления, такие, как аналогия, модели и метафоры. В духе научного реализма Харре проанализировал историческую смену метафизических представлений о материальном мире, в частности переход от механической картины мира 17 в. к картине материальной субстанции 19 в., существенные особенности которой состоят в признании деятельной природы материального мира, в понимании материи как мира изменений, сил, потенциалов и энергий. По Харре, научный прогресс состоит не в смене парадигм, как утверждает Т. Кун, а во все более глубоком понимании мира. В этом процессе существенную роль играет развитие технологии — прогресс в создании научных инструментов, позволяющих экспериментально подтверждать построенные главным образом на основе аналогий научные теории. В соответствии с этим Харре считает, что научный реализм более адекватно описывается в терминах создания новых материальных вещей (которые в меньшей степени, чем знания, подвержены изменению), чем в терминах нахождения новых истин, которые впоследствии неизбежно будут модифицированы. В отличие от физических наук, исследующих одну независимо существующую реальность — материальный, физический мир, — социальные науки и психология имеют дело, по Харре, с двумя существующими независимо от человека мирами — материальным миром и символическим миром, т. е. миром человеческого общения, где важнейшую роль играет языковое общение. Человеческие существа трактуются Харре в рамках психологии не как индивиды, а как члены человеческих общностей, коллективов. В развиваемой им социально-психологической теории он опирается на идеи Л. С. Выготского и позднего Л. Витгенштейна. Соч.: Theories and Things. L., 1961;-Social Being. Oxf., 1983; Personal Being. Oxf., 1983; Varieties of Realism; A Rationale for the Natural Sciences. Oxf., 1986. В. Н. Садовский Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|