Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ФЕДОРОВ Николай ФедоровичФЕДОРОВ Николай Федорович (1829—1903) — религиозный мыслитель, создатель утопической системы, родоначальник рус. космизма. Образование получил в Тамбовской гимназии и Ришельевском лицее в Одессе. После пятнадцатилетнего учительства в уездных городах становится библиотекарем Чертковской библиотеки, впоследствии Румянцевского музея. Круг интеллектуального общения Ф. включал Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, К.Э. Циолковского, Ф.М. Достоевского. В историю культуры и философии Ф. вошел сочинением «Философия общего дела», которое можно отнести к богословско-естественно-научным трактатам, а самого мыслителя к философствующим богословам «естественно-научного» крыла рус. православного богословия. Среди центральных понятий, лежащих в основе учения, можно выделить три основных: «общее дело», «регуляция природы», «долг сынов», а основной генерализирующей идеей, соединяющей и цементирующей все религиозно-филос. учение, была идея патрофикации (воскрешения отцов). Специфической особенностью «Философии общего дела» было необычайное соединение разнообразных методов введения и обоснования идеи патрофикации: богословского, оккультного, мистического и естественно-научного. Естественно-научный акт регуляции природы приобретал в учении Ф. такую религиозно обосновываемую цель, отождествляемую с «общим делом», как выявление средства или объединение усилий живущего человечества для воскрешения отцов. С т.зр. теологии регуляция природы является направлением общей цели; с т.зр. психологии — содержанием цели; с т.зр. космологии — выявлением и мобилизацией средств для осуществления «общего дела». Сверхзадачей «проекта» Ф., изложенного в «Философии общего дела», была фантастико-утопическая цель восстановления конкретной общности всего человечества с божеством в сферах мистической, оккультной, а также в чувственно-конкретной действительности: «Бог, признаваемый теоретически разумом лишь как идеал, в активном регулятивном строе знания будет опознан и признан как существо, приводящее через человечество в исполнение завет, проект и план всеобщего и всемирного дела, обращающего и человеческий род, и природу в орудие воли и благости Божией, чем и уничтожится отчуждение от Бога, а с тем вместе и опала и проклятье». Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ФЕДОРОВ Николай Федорович (род. 1828 – ум. 28 дек. 1903, Москва) рус. религиозный мыслитель, философ, православный священник, объявленный в конце жизни еретиком. В соч. «Философия общего дела» (т. 1-2, 1906-1913), изданном после смерти Федорова его учениками и последователями, он предложил целую оригинальную неохрист, систему – космизм, – подчиненную идее «патрофикации» (воскрешения предков – «отцов»), которая подразумевала воссоздание всех живших поколений, их преображение и возвращение к Богу. Их «воскрешение» усматривал в возможности регуляции слепых сил природы средствами развивающихся науки и техники, овладения их достижениями, в т. ч. в области переустройства человеческого организма, освоения космоса и управления космическими процессами, в распространении высшей нравственности, связанной с «долгом воскрешения», являющимся общим делом человечества. Это, по мысли Федорова, могло бы привести к всеобщему братству и родству («объединию сынов для воскрешения отцов»), к преодолению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, «учеными» и «неучеными», городом и деревней, богатством и бедностью; кроме того, создавались бы предпосылки для прекращения всех войн и условий для милитаристских устремлений. Христ. идею личного спасения считал противоположной делу всеобщего спасения и потому безнравственной. Некоторые философские идеи Федорова вызывали интерес еще у Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева. Признание пришло к нему после его смерти, в нач. 20 в., в период повального увлечения мистицизмом. Космизмом увлекались даже некоторые большевики, как, напр., Луначарский; среди почитателей Федорова называли также «пролетарского» писателя М.Горького и поэта В. Маяковского. У учения много поклонников и в настоящее время. Это гл. о. философы-мистики, однако представители естественных наук относятся к космизму скептически. Философский энциклопедический словарь. 2010. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|