БАРТ Карл


БАРТ Карл
(1886—1968) — швейц. протестантский теолог, оказавший влияние на все христианское богословие 20 в., основоположник «теологии кризиса». Изучал теологию в ун-тах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга. В 1909—1910 — викарий в Женеве, в 1911—1921 — пастор в Зафенвиле (Швейцария). Кн. Б. «Послание к римлянам» (1919) принесла ему известность и место проф. теологии в ун-те Геттингена (1921). Вместе с Ф. Гогартеном, Э. Турнайзеном и Г. Мерцем основал жур. диалектической теологии «Между времен». Проф. догматики в Мюнстере (1925) и Бонне (1930). Отказавшись от сотрудничества с нацистами, в 1935 вернулся в ун-т Базеля. Один из основателей Исповедующей Церкви (Барменское теологическое просвещение, 1934). Согласно раннему Б., Бог есть лишенный всякой предметности источник кризиса всякой предметности — Судья, отрицание и небытие мира. Отрицая либеральное учение о «религиозном a priori», утверждал полный разрыв (диастазис, кризис) между религией как частью культуры и верой как прыжком в пустоту, между творением и Творцом. Вера — свойство не человека, а Бога, «верность» Бога. Вера так же диалектична и негативна, как Бог, в ней человек не может доверять никакой определенности, она оказывается не продолжением, а разрывом в бытии между греховностью человека и незаслуженной милостью Бога. Линия смерти человека, вновь и вновь «умирающего» в вере, становится линией жизни (обретение спасения). Вместе с тем Бог непрерывно пребывает в истории, которая началась после вертикального разрыва каузальных связей воплощением, смертью и воскресением Христа. Мировая история из запечатленного хаоса превратилась в Страшный суд. Поздний Б. (Церковная догматика, 1932—1967) развивал теологию Слова как возвышения мира Богом. В ее центре оказываются отношения ипостасей Троицы и отношения между Богом и человеком как их подобие (не аналогия бытия, а открываемая в вере устремленность друг к другу — analogia relationis et fidei). Служение Церкви и противостояние злу рассматриваются как необходимый ответ на Откровение.
Христианин в обществе. Познаваемость Бога. Барменская декларация / Прим. С.В. Лёзова // Путь. 1992. № 1; Очерк догматики / Пер. Ю.А. Кимелева. СПб., 1997; Das Wort Gottes und die Theologie. Milnchen, 1924; Kirchliche Dogmatik. Zurich, 1932-1967. Bd 1-4.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


БАРТ Карл
(Barth), (р. 10 мая 1886) – швейц. философ-теолог, создатель т.н. диалектической теологии. Проф. в Гёттингене (с 1921), Мюнстере (с 1925), Бонне (с 1930). С 1935 работает в Базельском ун-те. Ученик Гарнака и Наторпа, Б. считает своими идейными предшественниками также Лютера, Кальвина, Кьеркегора В "Послании к римлянам" ("Der Romer brief", 1918) Б. выступил против новопротестантской теологии (Шлейермахер). Путем отрицания "предписаний" о боге, различных видов "естественной" теологии и некоторых религ. догматов Б. требует абсолютного утверждения бога и существования человека в боге ("Теологическое существование сегодня" – "Theologische Existenz heute", 1933). Б. выступает против научного предвидения, культурного прогресса, с защитой религиозных убеждений. Диалектич. теология Б. близка религ. экзистенциализму.
Согласно политич. воззрениям Б., евангелич. церковь не должна поддерживать Запад против Востока или Восток против Запада: церковь должна выступать за Европу, идущую неким "третьим путем", однако Европой Б. считает только капиталистич. Европу.
Соч.: Die kirchliche Dogmatik, Bd 1–9, Zollikon – ?. 1932–55.
Лит.: Крывелев И. ?., Современное богословие и наука, М., 1959; Balthasar H. U. von, Karl Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951.
?. Мысливченко. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


БАРТ Карл
    БАРТ (Barth) Карл (10 мая 1886, Базель-10 декабря 1968, там же)—протестантский теолог, во многом определивший развитие христианской мысли в 20 в., положивший начало “теологии кризиса”, или “диалектической теологии”. Изучал теологию сначала в Берне, затем в Берлине, Гёттингене и Марбурге. Его учителями были А. Гарнак и В. Герман, благодаря которым либеральная теология, представленная в 19 в. Ф. Шлейермахером и А. Ричлем, в нач. 20 в. достигла вершины своего влияния. Драматические события, начало которым положила первая мировая война, изменили облик мира на протяжении жизни того поколения, к которому принадлежал Барт, и привели к кардинальной “переоценке ценностей”, в т. ч. и в религиозном сознании. Кризис европейской цивилизации Барт воспринял как извечный и неустранимый кризис человеческого существования, как свидетельство банкротства либерализма с его упованием на достижение человеческими усилиями Царства Божьего на земле. Он пришел к выводу, что у теологии, поставившей на место Откровения Бога “религию человека”, нет будущего, и необходимо вернуться от человека и его религиозного опыта, от истории — к Откровению, к Библии (отсюда еще одно название этой теологии — неоортодоксия).
    В 1919 Барт опубликовал свои комментарии к посланию ап. Павла к римлянам, выступив против основных положений либеральной теологии. Эта работа, точнее ее второе, существенно переработанное издание (1922), стала исходным пунктом развития диалектической теологии. В ее разработке участвовали единомышленники Барта— Э. Бруннер, Ф. Гогартен, Г. Мерц, Э. Турнейзен. С этого времени Барт сосредоточивается на академической деятельности: с 1921 он профессор в Гёттингене, с 1925 преподает сначала в Мюнстере, а затем в Бонне до 1935, когда он был выслан нацистами из Германии. Барт вернулся в Швейцарию, в Базель, где оставался до конца жизни. Главные работы Барта; “Послание к римлянам” (Der Romerbnef), “Церковная догматика” (Die Kirchliche Dogmatik) (в 4 т., издававшаяся с 1932 по 1959), “Теологическое существование сегодня” (Theologische Existenz heute, 1933), “Протестантская теология 19 века” (Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, 1947), “Введение в евангелическую теологию” (Einfuhrung in die evangelische Theologie, 1962).
    В отличие от либеральных теологов Барт рассматривает библейское послание не как свидетельство того, каким образом человек открывает Бога, но как обращенное к человеку Слово Бога, говорящее о несостоятельности всех человеческих притязаний, включая религиозные, выйти за пределы конечного и преходящего. Ни в историческом, ни в личном опыте человека, ни в его понятии об абсолюте невозможно открыть Бога. Барт отвергает “естественную аналогию” во всех ее вариантах: от разума к вере, от философии к теологии, от человека к Богу нет и не может быть перехода. Бог на небе, а человек на земле, между ними — непроходимая пропасть.
    Отказ человека признать свою ограниченность, искушение выйти за Границу, отделяющую конечное от бесконечного, “время” от “вечности”, приводит к идолопоклонству, когда за божественное принимается человеческое. Не человек открывает Бога, а Бог открывается человеку. “Господь сказал”—вот исходный пункт и главный аргумент теологии, которая должна слушать и излагать Слово Бога, а не человеческое слово о Боге, продиктованное историей, психологией, умозрением. Вечная и непреходящая истина христианства открывается тогда, когда с учения Христа снимаются все исторические, социальные, политические, культурные напластования, привнесенные человеком. Пафос бартовской теологии — в ее устремленности за пределы “исторического”: “Иисус Христос, как он открывается нам в едином Слове Бога, каким мы его слышим, на которого мы возлагаем свои надежды в жизни и смерти и которому следуем”, есть единственно истинное Откровение. Все иные “события и силы, образы и истины” не могут быть признаны в качестве другого откровения—через природу или историю. На этом Барт особенно настаивал в начале 1930-х гг. в споре с Э. Брукнером, который искал в человеке “точку подключения” божественной благодати помимо Слова и утверждал, что есть два откровения: одно—в Слове Бога, другое—в акте Творения. С точки зрения Барта, человек как в истории, так и в повседневной жизни погружен лишь в ограниченное и преходящее. Все человеческое, в какие бы величественные формы ни воплощались людские замыслы и деяния, есть только человеческое. Христианство, как его понимает Барт, обязывает сказать “нет” любому притязанию на обладание абсолютной истиной, на окончательное решение проблем человеческого бытия. Поступать иначе—значит выдавать “предпоследнее” за “последнее”, человеческое—за божественное, временное — за вечное, будь то класс, раса или нация, техника и т. д., т. е. вместо истинного Бога поклоняться “ложным богам”, предаваться иллюзиям и возводить очередную Вавилонскую башню под новым названием, которая рано или поздно будет разрушена, как и все предыдущие.
    Барт был вдохновителем и автором Декларации Барменского синода в 1934, выступившего против приспособления христианства к политической системе, какой бы она ни была, в том числе против тех представителей Протестантской церкви Германии, которые в идеологии национал-социализма, пришедшего к власти, узрели “новое откровение”, а в фюрере — “нового Христа”. Этот протест был мотивирован не политической позицией Барта и выходил за рамки политического противостояния между фашизмом и антифашизмом, тоталитаризмом и демократией. Ничто конечное нельзя обожествлять, никакой политический выбор для христианина не может иметь абсолютного значения, потому что таким значением обладает лишь “живое Слово Бога”. Христианство не аполитично, оно вторгается в политическую сферу: возвещение “Господь есть Иисус Христос” релятивизирует все земные идеологии и авторитеты.
    Утверждая неустранимую ограниченность и греховность человека, Барт парадоксальным образом обосновывает его свободу: чем больше открывается человеку его оторванность от Бога, тем очевиднее становится, чтотолько “ложные боги” принижают и угнетают человека, тогда как “истинный Бог” предоставляет человеку и всему им сотворенному свободу собственного действия. Самые важные вопросы — вопросы теологические — возникают в ситуации кризиса и безысходности, когда человек обнаруживает пропасть, отделяющую его от Бога, и в то же время испытывает отчаяние от безуспешности попыток найти опору в себе самом. Барт поворачивает протестантскую теологию в русло “критики цивилизации” вслед за С. Кьеркегором, Ф. М. Достоевским, Ф. Ницше, которые оказали на него сильное влияние. Наивному оптимизму и вере в прогресс либерального протестантизма в теологии Барта противостоит не пессимизм: встреча с Богом открывает перед человеком, его познанием и деятельностью новые горизонты, лежащие за пределами чисто человеческих возможностей. Там, где истинный Бог, невозможное становится возможным.
    Сила бартовской теологии в безграничном уповании на “живое Слово Бога”, но в этом “позитивизме Откровения” заключена и ее слабость, проявившаяся в новой ситуации, после окончания второй мировой войны, когда потребовалось более конструктивное участие христиан в мирских делах. В последнем томе “Церковной догматики” Барт признал, что помимо “единого света Иисуса Христа” есть еще и “иные истинные слова”, которые также должны быть услышаны. Он смягчает свой геоцентризм, сближает божественное и человеческое, в “гуманизме Бога” усматривает основу человеческой гуманности. Но это сближение на новой, по сравнению с либеральной теологией, основе,—на основе преодоленного искуса имманентизма, отождествления Бога с тем, что есть благого в мире, божественной активности—с осуществлением человеческих целей на путях прогресса, с признанием суверенности Бога. Барт понимает кризис современной цивилизации как крушение принципа автономии. Проводимое им “бесконечное качественное различие” между Богом и миром не исключает тем не менее “самостояиья человека” против подчинения его чему бы то ни было и кому бы то ни было, кроме Иисуса Христа; ничто, лежащее в пределах истории, не может и не должно порабощать человека—ни идеологическая догма, ни социальная общность, коллектив, ни даже религия; человек обретает себя не потому, что он оказывается включенным в какой-то, пусть даже воспринимаемый как Богом установленный порядок земной жизни. Но христианство не может ограничиться радикальным “нет” по отношению ко всем человеческим ценностям. Барт отвергает способы решения поставленной либеральными теологами проблемы синтеза христианства и культуры, но не саму проблему. Его теология—поиск путей решения этой проблемы с учетом нового исторического опыта и коллизий 20 в., когда обнаружилась недостаточность всех до сих пор найденных способов организации человеческой жизни. Теология Барта сильнее в своей критической части, слабее в позитивной, но она лежит в области поисков путей в будущее. Не случайно идеи Барта оказали столь мощное воздействие на все последующее развитие теологии, не только протестантской, но и католической (Г. Кюнг). Барт привлек внимание к Кьеркегору и проблемам экзистенциалистской философии, современной философской антропологии. Его теология — истолкование христианской истины, ориентированное на человеческую экзистенцию, понятное современному человеку.
    Соч.; Credo, 1935; Dogmatik im Grundriss, 1947 (на рус.: Очерк догматики. Лекции, прочитанные в университете Бонна в летний семестр 1964. СПб., 1997); Der Christ in der Gesellschaft.—Anfange der dialektischen Theologie. Teil l, hrsg. von J. Moltmann. Munch., 1962 (на рус.: Христианин в обществе.—“Путь”. Международный философский журнал, 1992, № 1,с. 180-210).
    Лет.: ДезмС.В. Христианство и политическая позиция: Карл Барт.-“Путь”, 1992, № 1, с. 152-179; Гараджа S. И. Карл Барт В кн.: От Лютера до Вайцзеккера. Великие протестантские мыслители Германии. М., 1994; King Д. Justification: The Doctrine of Karl Bart and a Catholic Reflection, 1964; ЪаиЬ И. Karl Barth.—Tendenzen der Theologie im 20. Jahrhundert, hrsg. von Schuitz H. J. Stuttg., 1966; Schoch M. Theologie inAktion, 1967.
    В. И. Гараджа

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1593
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ”
  • “ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СУММА ТЕОЛОГИИ”
  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ»
  • «ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ»
  • «СУММА ТЕОЛОГИИ»
  • Ассамблеи Бога (Собрание Божье)
  • БАРТ
  • БАРТ
  • БАРТ
  • БАРТ Пауль
  • БАРТ Ролан
  • Барт (Burt) Сирил Лодовик
  • Барт (Burt) Сирил Лодовик
  • Боящиеся Бога
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Имена Бога
  • Международная Церковь Бога Во Христе
  • НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ
  • Независимая Ассамблея Бога
  • СМЕРТЬ БОГА
  • Семья Детей Бога (Общество Духовного Просвещения)
  • ТЕОЛОГИИ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,
  • Церковь Бога
  • Церковь Бога Во Христе
  • возвышение бога солнца



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь