ТВАРДОВСКИЙ


ТВАРДОВСКИЙ
(Twardowski) Казимеж (1866-1938) -пол. философ. В 1884—1889 обучался в Германии под руководством Ф. Брентано. В 1896 стал проф. Львовского ун-та.
Т. сыграл исключительную роль в развитии современной пол. философии. Обладая большим педагогическим талантом, он поставил перед собой цель создать в Польше современную филос. школу. Такой стала львовско-варшавская школа, начавшая складываться после приезда Т. во Львов. Его учениками были К. Айдукевич, Т. Котарбиньский, С. Лесьневский и Я. Лукасевич; всего Т. подготовил более 30 университетских профессоров.
Педагогические и организаторские достижения Т. нередко заслоняют его собственную филос. деятельность. На самом деле Т. был крупным философом. Он относился к последнему поколению учеников Брентано и, согласно общему мнению, был последним из крупных его учеников. В диссертации Т., опубликованной в 1894, содержался тщательный анализ содержания и предмета представления. Т. аргументировал, что традиционное, известное Брентано выделение акта и предмета представления необходимо дополнить третьим элементом — содержанием. Выводы Т. стали важным звеном в развитии общей теории предметов А. Мейнонга, а также существенно повлияли на формирование взглядов Э. Гуссерля. Т. был первым философом, высоко оценившим идеи Б. Больцано.
В начальный период своего творчества Т. являлся сторонником психологизма. Под влиянием Гуссерля он критически переосмыслил свою позицию. С целью преодоления психологизма Т. провел различие между деятельностью и ее продуктами, сыгравшее важную роль в дальнейшем развитии пол. философии. Т. решительно противостоял любым разновидностям скептицизма, субъективизма и релятивизма. Он отстаивал, в частности, абсолютизм в теории истины, а источником мнения, будто истина имеет относительный характер, считал недостаточно ясное различие предложения и суждения. Т. критиковал также этический релятивизм и скептицизм, полагая, что возможной является рациональная научная этика.
Т. отчетливо отделял друг от друга философию и мировоззрение. Он считал, что философия, если она хочет быть наукой, должна оставить мировоззренческие амбиции, поскольку этого требует объективизм. Философии следует также ограничить свои метафизические претензии. Для того чтобы она стала научной, необходимо, чтобы она точно ставила свои проблемы, использовала ясный язык и обосновывала свои положения. Т. утверждал, что нет оснований для того, чтобы филос. проблемы формулировались неясно, и указывал, что словесная неясность идет рука об руку с неясностью мысли. Будучи свидетелем энергичного развития в Польше формальной логики, он предвидел те опасности, к которым способно привести некритическое применение логических методов. Он опасался прежде всего символомании и прагматофобии.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ТВАРДОВСКИЙ
ТВАРДОВСКИЙ Казимеж – см. ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ТВАРДОВСКИЙ
(Twardowski), Казимеж (20 окт. 1866 – 11 февр. 1938) – польский философ, ученик Ф. Брентано. В 1895–1938 – профессор Львовского ун-та. Основатель львовско-варшавской школы. Деятельность Т. как педагога и организатора науч. жизни способствовала профессионализации филос. работы и повышению уровня филос. культуры в Польше. В 1904 он основал Польское филос. об-во, в 1911 начал издание журн. "Ruch filozoficzny". В эмпирич. психологии Т. искал основу для исследования структуры категориального мышления и даже всех гуманитарных наук ("О психологии..." – "О psychologii", Warsz., 1913). Но саму психологию Т. стремился разработать в русле логич. анализа понятий (см. "Wyobrazenia i pojecia", Lw., 1898), что привело затем Т. к критике психологизма в логике. Проводившееся Т. различение между актами, содержаниями (tresci) и предметами представлений было близко к неореализму (Ф. Брентано). Значения рассматривались им как психофизич. "продукты", относимые к языкам формальных систем (исчислений). Философия, по Т., возможна как анализ значений и связей понятий, к-рые играют исходную роль в специальных науках (см. ст. "О tak zwanych prawdach wzglednych", Lw., 1900; "О jasnym i niejasnym stylu filozoficznym" в журн. "Ruch filozoficzny", 1919, t. 5). Что же касается мировоззрения, то каждый может избрать для себя лично любое при условии его внутренней (логической) и внешней (относительно "фактич. данных") непротиворечивости. Сам Т. считал для себя приемлемым католич. мировосприятие. Среди учеников Т. были Лукасевич, Лесьневский, Котарбиньский, Айдукевич, Витвицкий, Татаркевич и др.
Соч.: Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen, W., 1894; О istocie pojec, Lw., 1924; Rozprawy i artikuly filozoficzne. Lw., 1927; Wybrane pisma Eilozoficzne, Warsz., 1965 (библ.).
Лит.: Witwicki W., К. Twardowski, "Przeglad filozoficzny", 1920, t. 23; K. Twardowski, "Ruch filozoficzny", 1938, t. 14, No 1–3; Dambska J., Czterdziesci lat filozofii we Lwowie (1898–1938), "Przeglad filozoficzny", 1948, No 1–3; W 20 – lecie smierci K. Twardowskiego, "Ruch filozoficzny", 1959, t. 19, No 1–2; Ingarden P., ? badan nad filozofia wspolczesna, Warsz., 1963.
И. Нарский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ТВАРДОВСКИЙ
    ТВАРДОВСКИЙ (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (20 октября 1866, Вена— 11 февраля 1938, Львов) — польский философ, педагог и общественный деятель, основатель Львовско-Варшавской философской школы, Польского философского общества, журналов “Przegland Fuozoficzny” и “Ruch Fuozoficzny”. Изучал философию в Венском университете (1885—89). Профессор (с 1895), декан философского факультета (1904—05), ректор (1914—17) Львовского университета. Для его философских взглядов характерно отрицательное отношение к метафизике. Философские дисциплины должны воспринять у науки строгость и точность метода, принципы рациональности. Совокупность таких дисциплин образует общее понятие философии; по мере их развития содержание этого понятия меняется, являясь исторически относительным. Объектами философского исследования являются фрагменты “внутреннего” и “внешнего” опыта; в этом смысле философия является эмпирической наукой, и все философские проблемы в принципе допускают эмпирическое разрешение. Современное философское мышление, однако, допускает в свою сферу ряд мировоззренческих проблем, не имеющих научного решения (проблема отношений между человеком и Богом, проблема смысла жизни и т. п.). Научная философия не должна брать на себя роль арбитра в споре различных мировоззрений, однако она способна оценивать рациональность аргументации, подвергать их логическому анализу. Поэтому “аналитизм” является определяющим признаком научной философии. Аналитические методы позволяют прояснять смысл философских понятий, предохраняют от неоправданных спекуляций, гарантируют эффективность рациональной критической дискуссии, без которой философия обречена на бесплодие и вырождение.
    Инструментом критического анализа является логически и семиотически реконструированный язык. В логике и семиотике Твардовский следовал за идеями своего учителя Ф. Брентано. Пропаганда логики и ее значения для научной, рациональной философии имела огромное значение для формирования логико-аналитического направления в рамках Львовско-Варшавской школы. Особое значение для последующей эволюции школы имели идеи Твардовского о соотношении абсолютизма и релятивизма в теории истины, впоследствии развитые ? Тарским. Аргументация Твардовского опиралась на различение суждения и высказывания: относительная истинность (ложность) является характеристикой высказываний, тогда как суждения истинны либо ложны в абсолютном смысле. Релятивистский субъективизм в истолковании истины неизбежно вступает в противоречие с логикой и потому не выдерживает рациональной критики.
    В теории научного познания он различал априорные (рациональные, дедуктивные) и апостериорные (эмпирические, индуктивные) науки, различающиеся способами обоснования своих утверждений (рациональный дискурс и апелляция к опыту); индуктивное знание может претендовать только на правдоподобие, и потому попытки представить индуктивные процедуры в виде дедуктивных логических систем являются заблуждением. Твардовский подчеркивал специфику гуманитарного знания: его объектами являются продукты духовного творчества, уникальные по своей сути, и их объективная оценка основывается на всей совокупности психофизических и психологических исследований не только самих этих объектов, но и актов сознания, в которых они возникают, трансформируются и приобретают ценность. Идеал научности распространяется на этику: рациональная этика должна указать и обосновать критерии этичности, имеющие смысл абсолютных ценностей (в то время как нормативная этика формулирует принципы практической, т. е. исторически относительной, морали).
    Твардовский создал уникальную атмосферу компетентного научного творчества, взаимного уважения, сотрудничества, рациональной дискуссии и доброжелательного коллективизма, в которой Львовско-Варшавская школа дала плеяду блестящих ученых, снискавших международное признание польской философии, логике и математике.
    Соч.: Idee und Perzeption. Wien, 1891; Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Virstellung. Wien, 1894; Glywne pojkcia dydaktyki i logiki. Lwyw, 1901; Rozprawy i artykuly fflozoficzne. Lwyw, 1927; Wybrane pisma filozoficzne. Warsz., 1965; Wyklady z etyki.- “Etyka”, 1971, t. 9; 1973, 1.12; 1974,1.13; в рус. пер.: Логико-философские и психологические исследования. М., 1997; О ясном и неясном философском стиле.— В кн.: Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М., 1999.
    В. И. Пору с

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 589
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • львовско-варшавская школа
  • ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА
  • НЕНАСИЛИЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА
  • октября 30, 1938 г феномен
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы) (job evaluation)
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • феномен 30 октября 1938 г
  • Феномен 30 Октября 1938 Г.
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ.
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь