|
СВЕДЕНБОРГСВЕДЕНБОРГ (Swedenborg) Эммануэль (1688-1772) -швед, ученый и теософ-мистик. Развивал органицистскую натурфилософию, а позднее, все более склоняясь к оккультизму, заявлял, что владеет непосредственным духовным знанием, поскольку связан с «царством духа». Признавал три понижающихся уровня, или ступени, «бытия в Боге»: небесную любовь; мудрость, духовную причину; пользу, сферу результатов. Сведен-боргизм как религиозное движение формально был провозглашен в Лондоне в 1783 («Новая церковь», или «Церковь нового Иерусалима») и затем распространился в Сев. Америке, Швеции, Польше, Германии. Мистицизм С. оказал большое влияние на многих мыслителей в 18 и даже в 19 в. Филос. построения С. И. Кант приводил в качестве примера некритически-фантастической метафизики. К. Ясперс написал книгу, в которой сопоставляется течение психического заболевания у С. и художника В. Ван-Гога и прослеживается влияние болезни на их творчество. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. СВЕДЕНБОРГ (Swedenborg) Эмануэль (род. 29 янв. 1688, Стокгольм – ум. 29 марта 1772, Лондон) – швед, ученый и теософ-мистик. Развивал органологическую натурфилософию. Позднее, все более впадая в оккультизм, он утверждал, что связан с «царством духа», откуда и воспринимает откровение. В соч. Канта «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика» (1766) Сведенборг упоминается как пример некритически-фантастической метафизики. Его мистицизм оказал большое влияние на многих мыслителей 18 и даже 19 в. Сторонники Сведенборга (церковь «нового Иерусалима») организовали многочисленные общины в Англии, Северной Америке, Швеции, Польше, Германии. Его произв. в пер. на рус. язык: «Избр. соч.», вып. 1. Лондон, 1872; «О сообщении души и тела». СПБ., 1910. Философский энциклопедический словарь. 2010. СВЕДЕНБОРГ (Swedenborg), Эмануэль (29 янв. 1688 – 29 марта 1772) – швед. теософ. С 1729 – член Науч. общества в Упсала, с 1734 – почетный член Петербургской Академии наук. В первый период своей жизни С. занимался физико-математич. науками и горным делом. В 30-х годах опубликовал ряд филос. трактатов ("Opera philosophica et mineralia", t. 1–3, Dresdae – Lipsiae, 1734; "Prodromus philosophiae ratiocinantis de infinito et causa finali creationis, deque mechanismo operationis, animae et corporis", Dresdae – Lipsiae, 1734), в к-рых пытался геометрич. путем построить систему мироздания. Эту систему он распространил и на человека ("Oeconomia Regni Animalis", pt 1–2, Londini – Amstelodami, 1740–41; "Regnum animale", Hagae, 1744). В 40-х годах ("De cultu et amore Dei", pt 1–2, L., 1745) С. впал в мистицизм и оккультизм, объявил себя "духовидцем", призванным самим Христом дать истинное толкование Библии и основать церковь "нового Иерусалима" (см. врус. пер.: "Избр. соч.", вып. 1, Лондон, 1872; "О небесах, о мире духов и об аде", Лейпциг, 1863). Согласно С., человек по своей сути есть дух, общающийся с добрыми или злыми духами. Естеств. мир., по С., соответствует духовному, ибо естеств. мир возникает из духовного и оба они происходят из божественного. С. до сих пор является авторитетом для спиритов (см. Спиритизм). В Англии и Сев. Америке после смерти С. образовались общины его последователей. Он оказал известное влияние на Эмерсона (см. Р. Эмерсон, Избранники человечества, [М., 1912]). Кант в работе "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики" (Konigsberg, 1765, рус. пер., в кн.: И. Кант, Соч., т. 2, М., 1964) подверг остроумной критике мистич. вымыслы С. о возможности "общения с духами". Соч.: Autographa [фототипич. факсимиле рукописей], t. 1–18, Holmia, 1901–16. Лит.: Краткая биография Эм. Веденборга [Сведенбoрга], [б. м.], 1870; Zimmermann R., Kant und der Spiritismus, W., 1879; Sсhlieper H., E. Swedenborgs System der Naturphilosophie..., В., [1901] (Diss.); Hoffmann R. ?., Kant und Swedenborg, Wiesbaden, 1909; Вyse С., Swedenborg, v. 1–5, [Lausanne], 1911–13; Trobridge G. ?., Life of E. Swedenborg..., L., 1912; Lamm M. G., Swedenborg, Lpz., 1922; Block M. (Вeсk), The new church in the new world. A study of Svedenborgianism in America, N. Y., [1932]; Maltzahn ?., ?. Swedenborg. Sein Werk, sein Weg, sein Weltbild, Lpz., 1939; Benz E., Swedenborg in Deutschland, Fr./M., 1947; Sigstedt С. О., The Swedenborg epic. The life and works of ?. Swedenborg, ?. ?., 1952; Schmiele W., Skandinavische Geisteswelt. Von Swedenborg bis Niels Bohr, Darmstadt – Genf, [1954]; Hyde J., A bibliography of the works of E. Swedenborg, L., 1906. А. Мысливченко. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. СВЕДЕНБОРГ СВЕДЕНБОРГ (Swedenborg) Эмануэль (29 января 1688, Стокгольм — 29 марта 1772, Лондон)— шведский ученый, натуралист и математик, впоследствии теософ. С 1729 член научного общества в Упсала, с 1734— почетный член Петербурской АН. В первый период занимался физикой, математикой, горным делом; автор трудов по алгебре, астрономии, физиологии. Внес значительный вклад в органологическую натурфилософию, уделяя большое внимание морфологии и механической физиологии человеческого организма. Находился под сильным влиянием Локка, вел полемику с Декартом, Лейбницем и Ф. Бэконом. В 1743—45 пережил кризис, в результате которого оставил естественнонаучные занятия. Основное теософское сочинение “Arcana coelestia” (L., vol 1—8,1749—56, сокращенная версия в рус. пер. “О небесах, о мире духов и об аде”, 1863, новое изд., 1993) представляет собой своеобразный комментарий к двум первым книгам Пятикнижия, в текстах которого Сведенборг обнаруживает различные смыслы, в т. ч. исторический, духовный и “небесный”. Сведенборг излагает учение о соответствиях между миром земным и “потусторонним”; его теософское учение перекликается с определенными системами гностицизма и каббалой. Критический философский разбор сочинения Сведенборга дал Кант в работе “Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика” (1766, в рус. пер.: Собр. соч. в 8 т., т. 2. М., 1994.). Теософия Сведенборга оказала влияние на многих мыслителей 18—20 вв., его сторонники организовали многочисленные общины в Англии, Северной Америке, Швеции, Польше, Германии. Соч.: Opera Philosophica et Mineralia, t. 1—3. Dresden—Lpz., 1734; De coelo et inferno. L., 1758; Apocalypsis revelata. Amst., 1768; Vera Christiana religio. L., 1771; в рус. пер. — Избр. соч., вып. I. Лондон, 1872; О сообщении души и тела. СПб., 1910. Лит.: Malwhn H. Swedenborgs Wissenschaft der Entsprechungen. Lpz., 1940; Вещ Е. Swedenborg als geistiger Wegbereiter der deutschen Romantik und des deutschen Idealismus. Lpz., 1940; Hycle A. A bibliography f the works of Swedenborg. L., 1909. П. С. Гуревич Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|