|
ШУНАХШЕПАШУНАХШЕПА (др.-инд. OEunahoeepa, букв. - «собачий хвост»), в древнеиндийской мифологии мудрец и знаток жертвоприношений. Однажды царь Харишчандра просил Варуну даровать ему сына, которого он по обету принесёт Варуне в жертву. Когда же сын (по имени Рохита) родился, царь всё время откладывал срок жертвоприношения. Подросши, Рохита скрылся в лесах, где вёл подвижническую жизнь. За невыполнение обета Варуна наслал на царя водянку. Несколько раз Рохита пытался вернуться к отцу, чтобы помочь ему, но Индра не позволял ему сделать это. Встретив однажды в лесу брахмана Аджигарту (букв. «голодающий», в «Рамаяне» - Ричика), Рохита попросил его отдать ему одного из троих сыновей, чтобы принести в жертву Варуне. За это брахману, томившемуся голодом, было обещано сто коров. К жертвоприношению был назначен средний сын брахмана - Ш., которого привязали к жертвенному столбу. Однако жрец отказался совершить заклание, и сделать это должен был сам Аджигарта, отец Ш. «Они хотят заклать меня, будто я не человек», - сетовал Ш. Потом по совету риши Вишвамитры он воззвал с мольбой о помощи к Ушас, путы с него спали, и он был освобождён (одновременно и Харишчандра излечился от водянки). в. т. (Источник: «Мифы народов мира».) Шунахшепа Те, кто хотят иметь сыновей, но их не удостоились, пусть слушают этот рассказ, и у них будут сыновья, непременно будут. Пусть слушают и те, кто не пожелал иметь сыновей, они тоже захотят их иметь, и они у них родятся Некогда жил могущественный царь Харишчандра, имевший сто жен Он не ощущал потребности в сыне, и они у него не рождались, ибо благие боги не посылали Харишчандре сына, видя, что он не хочет его. Советники же и придворные, не зная этого, удивлялись, почему у Харишчандры нет наследника. Тем или иным способом они навели царя на мысль, что сын ему необходим, и он обратился к мудрецу Нараде с вопросом: — Скажи, благочестивый, почему все желают иметь сына — и мудрецы и невежды? Какая от сына польза? — О царь, отец, увидевший лицо рожденного им сына, выплачивает долг своего рождения, — ответил Нарада, — ибо в нем отец преодолевает густой мрак существования От «я», рождается «я» Сын — как ладья в безбрежном океане Жен а — друг человека Дочь — источник скорби Сын же — сиянье света в верхнем небе Так ответил Нарада Харишчандре. — Ты меня убедил, — сказал царь. — Как же мне заиметь сына? — Обратись к Варуне, — посоветовал мудрец, — и у тебя родится сын, которого ради рождения других ты должен будешь принести ему в жертву. И вошел Харишчандра в свою жену, и родился его сын, которому дали имя Рохита. Глядя в розовое детское личико, увидел царь в сыне самого себя и понял то, что говорил Нарада о великой радости рождения сына. И стало страшно Харишчандре, что он должен принести свое второе «я» в жертву Варуна ж е напомнил царю о данном им обещании, а Харишчандра ответил — Жертвенное животное лишь тогда пригодно к закланию, когда ему больше десяти дней. Исполнится десять дней, и я его тебе отдам. — Да будет так! — согласился Варуна На десятый день Варуна напомнил. — Я жду! — Жертвенное животное пригодно к закланию, когда у него прорежутся зубы Подожди, Варуна, еще немного, пока это случится, и ты получишь обещанное. — Да будет так — согласился Варуна. И еще четыре раза откладывал Харишчандра обещанное, пока Рохита не вырос и, узнав что его ждет, не убежал в лес Каждый год он порывался покинуть лес, но выйдя на опушку, возвращался, ибо понимал, что отцу ничего не останется, как принести его в жертву На седьмой год он встретил в лесу брахмана Аджигарту с женой и тремя сыновьями — Риши — обратился Рохита к брахману — Я дам тебе сто коров, ты же мне уступи одного из своих сыновей, чтобы я им выкупил свою жизнь — Только не его — воскликнул Аджигарта, прижимая к груди старшего сына — И не его, — сказала мать, указывая на младшего И согласились они уступить среднего сына, которого звали Шунахшепа Отдав Аджигарте сто коров, Рохита взял Шунахшепу и вместе с ним явился в деревню к отцу — Отец. Я привел вместо себя этого юношу чтобы выкупить им свою жизн ь Принеси его в жертву Варуне И явился Харишчандра к деревенскому алтарю и вознес свой голос Варуне — О светлый помыслами, вот тот, кого я принесу тебе в жертву Взглянул Варуна на Шунахшепу и сказал — Пойдет. Брахман еще лучше, чем кшатрий. И собралось на жертвоприношение множество людей Среди них были великие риши Вишвамитра, Джамадагни, Васиштха, Аясья, непреклонные в обетах Но не нашлось среди присутствующих ни одного, кто согласился бы привязать юношу к жертвенному столбу Наконец подошел отец Шунахшепы и потребовал за это сто коров. Дали ему сто коров, и он привязал Шунахшепу После этого прочли над жертвой заклинания и обнесли вокруг нее огонь Но не нашлось человека, согласившегося заклать Тогда Аджигарта попросил еще сто коров Дали их ему, и он стал точить нож. И подумал Шунахшепа «Я человек, а меня хотят заколоть» И воззвал он к первому из богов, Праджапати, таким стихом В тебе все величие божье Славлю тебя, Праджапати Ты мне один лишь поможешь Увидеть мира праматерь — Агни среди богов — самый близкий к людям, ответил Праджапати — Обратись к нему. И воззвал Шунахшепа к Агни таким стихом Агни, скакун долгогривый, С разверстой пылающей пастью Твоею мы милостью живы, Воитель дарующий счастье — Савитар — владыка всех начинаний, — ответил Агни — Призови его на помощь И воззвал Шунахшепа к Савитару таким стихом Познавший вещей всех границы Хранитель всей правды Савитар В твоей благосклонной деснице Покоится вечная рита — Ты обречен в жертву Варуне, — ответил Савитар — Обра тись к нему И воззвал Шунахшепа к Варуне таким стихом В морях и в мире надлунном Хранящий предвечные воды Тебя прославляю Варуна Великий владыка природы — Восславь Все-Богов, — сказал Варуна — Тогда мы освободим тебя И воззвал Шунахшепа ко Bсe-Богам таким стихом Славлю великих и малых Славлю древних и новых Нам дарующих славу Мне дарованным Словом И был такой ответ: — Индра среди богов самый сильный, самый храбрый и самый великий И самый лучший помощник Восславь его. И воззвал Шунахшепа к Индре таким стихом Владыка, мечущий громы, Раджа небожителей Индра Насыться огненной сомой Обрушь свою силу на Вритру — Восславь теперь Ашвинов, — сказал Индра И воззвал Шунахшепа к Ашвинам таким стихом О близнецы Ашвины Блистательны ваши деянья Вы мчитесь с миром едины, Всегда готовые к брани — Восславь теперь Зарю, и мы освободим тебя, — сказали Ашвины И восславил Шунахшепа Зарю таким стихом Ночь словно черная птица Могучими машет крылами Откройся Заря-кобылица С дневными своими дарами Так произносил Шунахшепа стих за стихом и с каждым из них ослабевали его путы С последним стихом путы с него спали, и жрецы сказали ему хором — Теперь ты сам должен совершить жертвоприношение дня Взял Шунахшепа ступу, наполненную зельем, и пест. Выжимая сому, он произнес такие стихи Ты ступа как женское лоно А пест — как лингам могучий Сойдитесь как пара влюбленных Как в небе сходятся тучи Нет дома такого о ступа Где о ты не оставила следа Греми же громче чем трубы Чем барабаны победы Ты пест громогласнее грома И ветра что свищет над полем Дави же бессмертную сому Чтоб Индра был ею доволен Затем Шунахшепа вылил сок из ступы в чашу и, процедив его через овчину, обратился к Индре с таким стихом, закончив его восклицанием «Сваха» Несущийся в небе высоком На конском сияющем крупе Всадник отведай же сока Который выжат был в ступе Сваха Потом Шунахшепа подвел жертвователя к пламени очага и обратился к Агни с таким стихом Ты к свету вернул Шунахшепу Из мрака, куда он был загнан Сорви же путы и скрепы И с мира всевидящий Агни Сваха Завершив жертвоприношение, Шунахшепа сел на колени к Вишвамитре и сказал ему — Прими меня в свой дом Я хочу жить у тебя И тогда обратился Аджигарта к Шунахшепе с таким стихом Вернись же выжавший сому Богами прославленный риши К тебя породившему дому И под отцовскую крышу Не вставая с колен Вишвамитры, Шунахшепа произнес Ты отдал сердце коровам Ты предал ариев мудрость Не надо мне крыши и крова От брахмана, ставшего шудрой. — Ты прав, сынок, — сказал Вишвамитра и изрек такой стих: Не можешь ты быть его сыном. Точил на тебя он железо И этим риту отринул, Тебя от дома отрезал. Обратившись к Шунахшепе, Вишвамитра сказал: — У меня сто один сын. Ты будешь среди них старшим, а твое потомство всех счастливее. Раздели мой божественный жребий. — Я не хочу обделять твоих сыновей. Пусть они согласятся на дружбу со мной, и тогда я стану твоим сыном. И собрал Вишвамитра своих сыновей и сказал им: — Решайте, быть ли Шунахшепе моим сыном. И стали сыновья один за другим подавать голоса. Из всех старших сыновей только один Мадхучандас захотел иметь Шунахшепу братом. Младшие же пятьдесят сказали: — То, что решил наш отец, мы принимаем. Приходи в наш дом, Шунахшепа, и будь в нем первым. Мы готовы следовать за тобой. Тогда Вишвамитра благословил этих сыновей, а старших сыновей, за исключением Мадхучандаса, проклял и сказал им: — Ваши потомки получат в наследие край земли! И действительно, от этих сыновей пошли племена андхров, пундров, шабаров, пулиндов и мутибов, живущих за пределами земли арьев. Много потомков Вишвамитры и среди нечистых дасью. (Источник: «Мифы древности: Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.) Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|