|
Целование, лобзаниеЦелование, лобзание I. На Востоке поцелуй был привычной формой почтит. приветствия, особенно Ц. руки, при к-ром надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу (Исх 18:7: Моисей приветствует своего тестя). Другой способ засвидет-вовать почтение состоял в том, чтобы губами прикоснуться к одежде благородного лица (по-видимому, именно это пытался сделать Саул, когда "ухватился за край одежды" Самуила: 1Цар 15:27). Самуил, целуя Саула, выразил свое преклонение перед избранным царем (1Цар 10:1). Ц. ног выражало глубочайшее смирение и безусловное подчинение ("целуйте Его ноги" - один из возможных вариантов перевода евр. текста, переданного в Синод. пер. как "почтите Сына" - Пс 2:12). То же самое подразумевает и выражение "лизать прах" (Пс 71:9), т.е. касаться ртом пыльной земли или ч.-л. пыльных ног. Женщина, целующая ноги Иисуса (Лк 7:38,45), выражает этим свою благодарность и преданность Тому, Кто возвестил ей Божье прощение. Идолопоклонники целуют Ваала (3Цар 19:18), золотого тельца (Ос 13:2); Ц. собственных рук упоминается в одном контексте с поклонением солнцу и луне (Иов 31:27). II. Ц., как и объятия, было см. Приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав (Быт 33:4), так Иосиф дал узнать себя Вениамину и своим братьям (Быт 45:14 и след.), так отец встретил блудного сына (Лк 15:20), так Павел простился с пресвитерами Эфесской (Ефесской) церкви (Деян 20:37). При Ц. брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду (2Цар 20:9). III. Поцелуями приветствовали отца (Быт 27:26 и след.; ср. 50:1)и мать (3Цар 19:20), сына (2Цар 14:33; Лк 15:20), брата (Быт 33:4; Исх 4:27), друзей (1Цар 20:41; 2Цар 15:5; 20:9 и след.; Мф 26:48 и след.; Лк 22:47 и след.), а также родственников (Быт 29:11,13). Целовались и при прощании (Руфь 1:9; 2Цар 19:39). Приличия требовали, чтобы хозяин приветствовал гостя поцелуем. Однако фарисей Симон не был столь вежлив с Иисусом (Лк 7:45). О поцелуях между любящими говорится в Песн 1:1; 8:1, о поцелуе блудницы - в Притч 7:13. IV. Поцелуи как выражение христ. любви названы в посланиях апостолов "целованием (лобзанием) святым" (Рим 16:16; 1Кор 16:20; 2Кор 13:12; 1Фес 5:26) или "лобзанием любви" (1Пет 5:14). Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|