|
Дар, дарованиеДар, дарование I. ПОНЯТИЕ Важнейший "дар Божий" - это вечная жизнь в Иисусе Христе (Ин 4:10; Рим 6:23). Христос "дал дары человекам" (Еф 4:8). Он не только открыл людям дорогу к Богу и сделал для них возможным общение со справедливым и святым Господом, но и дал им Д. Св. Духа (Ин 14:16; 16:7; Деян 2:38) и, соотв., Его плоды: покаяние (Деян 5:31), веру (Еф 2:8), любовь (Рим 5:5), радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание (Гал 5:22,23). Все верующие получают духовные дары от Бога, дающего их по Своей воле для выполнения различных задач в Церкви (Рим 12:6; 1Кор 7:7; 12:4,9; Еф 4:7-16). Относит. Мф 5:23 и след; 8:4 (см. Жертва) II. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Божий Дух нисходит время от времени на определ. людей и наделяет их чудотворной силой, Д. пророчества и Д. см. Исцеление больных. Люди, наделенные Д. Духа, руководили народом, проповедовали и распространяли Слово Божие. Но не только пророкам посылались видения и пророч. сны. В Чис 11:24 и след. говорится о том, что Дух почил как на Моисее, так и на семидесяти старейшинах. Сошествие Св. Духа на весь народ Божий, согл. предсказанию пророка, должно было произойти только после заключения нового завета (Иоил 2:28,29; ср. Мк 16:17). III. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ Принято различать девять Д. Духа, перечисленных в 1Кор 12:8-10: мудрость, знание, вера, исцеление, чудотворение, пророчество, различение духов, "разные языки" и "истолкование языков". А. СУЩНОСТЬ ДАРОВ ДУХА Д. Духа даются каждому члену Церкви Иисуса (1Кор 12:7,11). Они предназначены для взаимного служения и строит-ва Церкви (1Кор 14:3-5; 1Пет 4:10). Иногда Д. пробуждают в человеке необыкновенные способности. Д. Св. Духа - это больше чем просто естественная одаренность, но эти понятия нельзя противопоставлять друг другу. Природные дарования - это тоже Божьи Д., и разделять их не только невозможно, но и не нужно. Через Д. Духа в Церкви действует Дух Божий (1Кор 12:4 и след.), чтобы прославлять Иисуса Христа. Это значит, что верующему не нужно волноваться за свою безопасность в этом мире, ему следует полностью довериться Христу (Мф 28:18). Даже сами Д. и жертвы (1Кор 13:3) мало значат, если в них нет любви. Д. обретают полноту только через любовь (1Кор 12:7): "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных" (1Кор 14:1,12,31,39; Еф 4:3; 1Фес 5:19 и след.). Б. НОСИТЕЛИ ДАРОВ Божий Дух нисходит на слабых и немощных (Пс 50:12 и след.; ср. 2Кор 12:9), чтобы в них явить славу Своего Божеств. величия. Но, в отличие от плодов Духа (Гал 5:22; Еф 5:9), духовные Д. сами по себе не могут служить мерилом духовной зрелости христианина. Об этом свидет-вуют серьезные наставления, к-рые дал ап. Павел коринфянам (ср. 1 и 2Кор). Св. Дух по Своей воле наделяет каждого человека определ. Д. (1Кор 12:11; ср. Еф 4:7), и каждому Д. отводится свое место в созидании Церкви (Рим 12:3 и след.; 1Кор 12; 14). Использовать духовные Д. во время богослужения следует "благопристойно и чинно" (1Кор 14:40), чтобы они были "к назиданию" (1Кор 14:26). Происхождение Д. от Св. Духа не освобождает Церковь от проверки их подлинности, на что неоднократно указывается в Библии (1Кор 14:29; 1Фес 5:20 и след.; 1Ин 4:1). В. ПОЛУЧЕНИЕ ДАРОВ Св. Дух раздает Д. "каждому человеку особо, как Ему угодно" (1Кор 12:11). Человек не может выбирать их по своей воле, он получает определ. Д., причем не все (1Кор 12:4,30), хотя в Библии говорится, что человеку следует "ревновать о дарах больших" (1Кор 12:31; 14:1,5,13). Всем христианам необходимо молиться о получении духовных Д. (1Кор 14:1; ср. Лк 11:13; Деян 1:4,14). Получение Д. нередко происходило в момент дарования Св. Духа, очень часто - через возложение рук апостолами (Деян 8:14-19; 19:6; 2Тим 1:6), а иногда - через пророчества и возложение рук пресвитерами (1Тим 4:14). Сами апостолы получили Д. через излияние Св. Духа в ответ на их ожидание и молитву (Деян 1:4,14; 2:1-4). Среди Д. более всего ценились "дар языков" и дар пророчества, поэтому именно они служили свидет-вом излияния Св. Духа (Деян 2:4; 10:45 и след.; 19:6): ученики Иисуса обладали Д. (Мф 10:1) и были исполнены Св. Духом (Ин 20:22) еще до дня Пятидесятницы. Однако неверно утверждать, что человек, не обладающий к.-л. из Д., напр. даром языков, вовсе не имеет Св. Духа. Боговдохновенность проявляется в плодах Духа (Гал 5:22 и след.), в кротости и долготерпении, в сохранении до конца "дерзновения" и надежды (Евр 3:6,14; 6:11), в любви к страданиям Христа и Его кресту (Флп 3:10,18), а также в прощении ближнему невнимания или презрения к себе (2Тим 1:15; 4:16; 3Ин 9 и след.). Г. ОТДЕЛЬНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА Существуют различные перечни Д. Духа (см. Рим 12:6-8; 1Кор 12:8-10; 12:28-31; Еф 4:7,11 и след.; 1Пет 4:10 и след.). Т.о., количество и сущность Д. точно не определены. Далее приводится перечень Д. из 1Кор 12:8-10: 1) МУДРОСТЬ. Иисус обещал дать Своим ученикам "уста и премудрость, которой не возмогут ни противоречить, ни противостоять все противящиеся" (Лк 21:12-15), чтобы они, когда их будут гнать во имя Его, могли ответить, не обдумывая заранее (ст. 14), на вопросы недругов и отвести их обвинения (Лк 13:17; 14:6; 20:2-8,26,40; Деян 6:9 и след.). Мудрость Св. Духа следует отличать от природного ума и приобретенного знания (1Кор 1:18 и след.); 2) ЗНАНИЕ это результат действия Св. Духа, к-рое нельзя отождествлять с работой человеч. ума. Ап. Павел владел этим Д. (1Кор 3:10; 2Кор 11:6). Однако знание (как, впрочем, и другие дарования) может привести к гордыне (1Кор 8:1). Для Павла знание - не только ученость, но и внутр. проницательность. После своего обращения он три года провел в молчании и общении с Богом (Гал 1:16-19). По своей сути, знание - это не что иное, как увеличивающееся познание Иисуса Христа, благодаря к-рому мы преображаемся в Его образ (2Кор 3:18; Флп 3:10; 2Пет 1:2 и след.; 3:18; см. Познание). Д. знания не предполагает обладания всей полнотой знания (1Кор 13:9,12). "Когда же настанет совершенное (знание), тогда то, что отчасти, прекратится" (1Кор 13:10). Но если бы даже человек знал все и обо всем, но не имел любви, он был бы ничем (1Кор 13:2); (см. Познание); 3) ВЕРА. Вера - это Д. Божий (1Кор 12:9). Такая вера может "переставлять горы" (Мф 17:19 и след.; 1Кор 13:2), т.е. она обращена к безграничным возможностям Господа Бога. По вере Бог творит чудеса (Лк 17:19; ср. Пс 17:30), исцеляет больных (Деян 3:16; Иак 5:15; ср. 1:6) и даже воскрешает из мертвых (Деян 9:40). В безнадежных ситуациях вера укрепляет надежду (Деян 27:20-25). Через веру в этом мире совершаются Божьи деяния (Мф 21:22; Мк 11:23 и след.; Ин 5:19 и след.; 14:12 и след.; ср. Мф 8:13; 9:2,22,29 и т.д.); 4) ИСЦЕЛЕНИЕ. Наряду с исцелением через молитву, веру и пост (Мф 17:21; см. п. 3) Св. Дух наделяет отдельных людей Д. исцелять больных. В библ. тексте это слово употреблено во мн.ч.: "дары исцелений". Возм., это свидет-вует о том, что каждое исцеление даруется непосредственно Богом и что никто из людей не может использовать этот Д. "по своему усмотрению". Последнее слово Бог оставляет за Собой; см. Исцеление, лечение, врачевание, выздоровление; 5) ЧУДОТВОРЕНИЕ (греч. энергемата дюнамеон - букв. "действия сил") (здесь снова употреблена форма мн.ч.; см. выше). В Деян 4:33 словом "сила" (греч. динамис) оценивается свидет-во апостолов, а в Деян 6:8 о Стефане, совершавшем чудеса и знамения, сказано как об "исполненном силы". В Деян 8:13 "силами" названы чудеса, творимые Филиппом. Чудесами сопровождается распространение веры. В 2Кор 12:12 чудеса называются "признаками апостола"; 6) ПРОРОЧЕСТВО. О Д. пророч. речей и других проявлениях пророч. дарования: см. Пророчество см. Предсказание; 7) РАЗЛИЧЕНИЕ ДУХОВ необходимо, т.к. сатана также творит чудеса и наделяет Д. (Мф 24:24); он может даже принимать вид ангела света (2Кор 11:14). Многое зависит и от человека, напр. от того, тщеславен он или нет. Здесь уже речь идет не о сатанинском влиянии, а, скорее, о том, что Павел называет "плотью". Различение духов не дается лишь изучением Писания. В свое время именно "книжники" не признали Иисуса и, не обладая Д. различения духов, хулили Св. Духа, приписывая совершаемые Им действия сатане (Мк 3:22-30). Д. различения духов получит особое значение в последнее время, когда, по словам Иисуса, "восстанут лжехристы и лжепророки" (Мф 24:24). Критерием различения духов, согл. НЗ, служат исповедание Иисуса Христа как пришедшего во плоти (1Ин 2:22; 4:1-3) и признание Иисуса Господом (1Кор 12:3). Общине надлежит испытывать пророчества своих членов (1Кор 14:29); 8) РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ см. Говорение языками; 9) ИСТОЛКОВАНИЕ ЯЗЫКОВ. Если проповедь, как в Деян 2:4-6, произносилась на "ином" языке, то ее требовалось "истолковать" (перевести) на разговорный язык соответств. общины (1Кор 14:5,13,27). "Человеческие и ангельские языки" (1Кор 13:1) непонятны ни самому говорящему, ни толкователю сказанного (1Кор 14:7-11,14-17). Д. истолкования языков, как и Д. разных языков, дается непосредственно Св. Духом (1Кор 12:10; 14:26). Истолкование языков представляет собой отдельный Д. (1Кор 14:26), благодаря к-рому "говорение языками" служит назиданию общины (1Кор 14:5,26). Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|