неуничтожимость духа


неуничтожимость духа
ШЭНЬ БУ МЕ "Неуничтожимость духа"
Представление о наличии у человека самостоятельной трансцендентной субстанции - "духа" (шэнь (1)), способной сохраняться после его физич. смерти и в неизменном виде перемещаться в телесную оболочку вновь рождающегося человеч. существа.
Тезис о "неуничтожимости духа" появился в обществ, мысли Китая в эпоху Лючао ("Шесть династий", 3 - 6 вв.) как результат специфич. истолкования кит. мыслителями буд. учения о сансаре (луньхуэй). Впервые был сформулирован крупнейшим идеологом южнокит. буддизма Хуэйюанем (4 - нач. 5 в.). Причины подобной интерпретации буд. доктрины до сих пор не имеют однозначного объяснения: к ним относят, в части., отсутствие унифицированного терминологич. аппарата для адекватной передачи содержания санскр. буд. текстов; пропагандистскую деятельность Хуэйюаня, ориентированную на представителей социальной элиты, к-рые не имели достаточной подготовки для восприятия буд. учения. Предпосылки возникновения идеи "неуничтожимости духа" имелись в традиц. культуре Китая. Напр., согласно представлениям о душах "небесных" и "земных" (хунь по), "небесные души", образовывавшие комплекс шэнь (1), после смерти человека растворялись в "небесной пневме" (тянь ци, см. Ци (1)), тогда как "земные", прежде чем рассеяться в "земной пневме" (ди ци) либо уйти в царство мертвых, образовывали "навя", "демона" (гуй). По нек-рым древнекит. верованиям, души-шэнь (1) находили прибежище в некоем небесном раю. Кит. философы, признавая психофизич. целостность человеч. существа, рассматривали составляющую его единую субстанцию - "пневму" (ци (1|) как находящуюся в двух состояниях - концентрированном и разреженном, соотносящихся по принципу сосуда ("телесная форма" - син (2)) и его наполнителя. Данная концепция предполагала возможность как материалистич., так и идеалистич. подхода к ней.
В 5 - 6 вв. идея "неуничтожимости духа" получила наибольшее распространение среди мирских последователей буддизма, принадлежащих к высшим социальным слоям, для к-рых было характерно повышенное внимание к сфере сверхестеств. Буд. идеологи и их идейные противники, доказывавшие неприемлемость учения Будды для кит. об-ва, воспринимали "неуничтожимость духа" в качестве определяющей доктрины буддизма. Попытки ее опровержения предпринимались, в части., Хуэйлинем, Фань Е, Хэ Чэнтянем (4 - 5 вв.) и Фань Чжэнем (5 - нач. 6 в.). Ведущими ее апологетами после Хуэйюаня были Чжэн Сяньчжи (4 - 5 вв.) и Шэнь Юэ (5 - нач. 6 в.). Широкие дискуссии вокруг этой проблемы состоялись в 20-х, 80 - 90-х гг. 5 в. и в 508 - 9. Повод для двух последних дал трактат Фань Чжэня "Шэнь ме лунь". Наиболее полно взгляды сторонников и противников идеи "неуничтожимости духа" представлены в материалах, отражающих полемику 508 - 9. Они содержатся в цзюанях 9 и 10 "Хун мин цзи". В цз. 9 наряду с трактатом Фань Чжэня представлены декрет Лянского У-ди, "Нань Шэнь ме лунь" ("Возражение "Рассуждениям об уничтожимости духа") Сяо Чэня (5 - 6 вв.), "Нань Фань Чжэнь Шэнь ме лунь" ("Возражение "Рассуждениям об уничтожимости духа Фань Чжэня") Цао Сывэня (?), "Да цао лу ши нань Шэнь ме лунь" ("Ответ на все запротоколированные возражения "Рассуждениям об уничтожимости духа"), видимо также принадлежащий Фань Чжэню, и "Чжун нань Фань Чжэнь шу Шэнь ме лунь" ("Повторное возражение книге Фань Чжэня "Рассуждения об уничтожимости духа"), автор к-рого не указан. Цз. 10 содержит декрет У-ди и выступления 62 оппонентов Фань Чжэня, среди к-рых принцы крови и крупнейшие гос. деятели дин. Лян.
Появление тезиса о "неуничтожимое духа" и его обсуждение отражают процесс адаптации буддизма к кит. культуре, показывают, что проникновение буддизма в Китай привело к оживлению иррационализма, выдвижению на первый план тех аспектов онтологич. проблематики, к-рые ранее не входили в число приоритетных в кит. философии.
**Комиссарова Т.Г. "Монах не должен кланяться императору". Из буд. полемики IV - VI вв. // Буддизм и гос-во на Дальнем Востоке. М., 1987; Торчинов Е.А. Даос.-буд. взаимодействие (теоретико-методологич. проблемы изучения // НАА. 1988. № 2; Жэнь Цзиюй (ред.). Чжунго чжэсюэ ши (История кит. философии). Пекин, 1979; Zurcher E. The Buduhist Conquest of China. The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Vol. 1 - 2. Leiden, 1959. См. также лит-ру к ст. Фань Чжэнь, "Хун мин цзи", "Шэнь ме лунь".
М.Е. Кравцова

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1390
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • "ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА"
  • “ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА”
  • «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА»
  • ВЭНЬ-ШЭНЬ
  • Дары Святого Духа
  • Духа
  • ДУХА ИСТОРИЯ
  • ЛО-ШЭНЬ
  • МЭНЬ-ШЭНЬ
  • Палата Духа Пресвятаго
  • рассуждения об уничтожимости духа
  • РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ
  • СИ-ШЭНЬ
  • сю шэнь
  • СЮ ШЭНЬ
  • Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа На Апостолов)
  • ФАНЬ ЧЖЭНЬ
  • фань чжэнь
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ХО-ШЭНЬ
  • цай шэнь
  • ЦАЙ-ШЭНЬ
  • ЦЕЛАНЬ-ШЭНЬ
  • Церковь Объединения (Ассоциация Святого Духа За Объединение Мирового Христианства, Движение Объединения, Мунизм)
  • ЧУАН-ШЭНЬ
  • ШЭНЬ
  • шэнь
  • ШЭНЬ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь