|
каноноведениеканоноведение ЦЗИН СЮЭ Каноноведение, "учение о канонах". Обобщающее назв. традиции комментирования конф. канонич. (цзин (1), см. Цзин вэй) книг. Ее основателями, согласно принятой в конфуцианстве версии, были Цзы Ся (5 в. до н.э.)- ученик Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.) и Сюнъ Куан (4 - 3 вв. до н.э.). Фактически становление Ц.с. связано с обретением конфуцианством при императоре У-ди (140 - 87 до н.э.) дин. Зап. Хань статуса офиц. идеологии. Каноноведение вошло в идеологич. инструментарий империи, в к-рой конф. каноны составили основу системы образования и подготовки административных кадров, а лит. памятники и даже офиц. документы оценивались с т.зр. сообразности канонам и по содержанию, и по форме. Ц.с. отражало процессы изменения идеологич. доктрин, связанные с социально-политич. состоянием об-ва, ход эволюции филос. и общественно-политич. мысли. В самом начале своего становления Ц.с. было поставлено на службу усилиям У-ди по укреплению централизованной власти. Реформирование конф. идеологич. доктрины, завершенное Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), позволило интегрировать в нее положения др. идейных течений, прежде всего легизма. Это филос. направление разработало систему практич. мер по упрочению власти монарха, но не обеспечило ее устойчивость, т.к. игнорировало стабилизирующую роль культурной традиции и поддерживающих ее социальных институтов. Воплощением этой традиции как некоего учения "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей древности стали считаться "Пять канонов" ("У цзин" (1))-наиболее почитаемых конфуцианцами книг: "Ши (цзин)" ("(Канон) стихов"), "Шу (цзин)" ("(Канон историч.) писаний"), "Ли (цзи)" ("(Записки о) правилах благопристойности"), "(Чжоу) и" ("(Чжоуские) перемены") и "Чунь цю" ("Весны и осени"). Уже на р-же периодов правления дин. Цинь и Хань (кон. 3 в. до н.э.) были известны каноноведческие учения Ци сюэ ("учение (людей из гос-ва) Ци", "циская школа"), Лу сюэ ("учение (людей из гос-ва( Лу", "луская школа"). Осн. канонич. книгами Ци сюэ были "Ци ши" ("(Канон) песен в циской версии", см. "Ши цзин") и "Ци лунь" ("Суждения (и беседы)" в циской версии", см. "Лунь юй"); ее гл. представителями были Юань Гушэн и Гунъ-ян Шоу, выходцы из гос-ва Ци. Гунъян Шоу известен как создатель коммент. на "Гунъян чжуань" ("Коммент. Гунъяна", считающийся толкованием ученого 5 - 4 вв. до н.э. Гунъян Гао на летопись "Чунь цю"). Работа Гунъян Шоу отразила ориентацию "циской школы" на практич. проблемы управления. Предполагается, что в русле традиции Ци сюэ составлен коммент. Дун Чжуншу на "Гунъян чжуань" с привлечением понятийного аппарата "Чжоу и" и учения о полярных космич. силах инь ян. "Лускую школу" представляли Шэнь Пэй, автор коммент. к "Ши цзину", и Гао Таншэн, автор коммент. к "Ли (цзи)"; ее осн. тексты - "Лу ши" ("(Канон) песен в луской версии") и "Лу лунь" ("Суждения и беседы" в луской версии"). Первоначально в рамках Ц.с. возобладала т.н. школа текстов новых письмен (цзинь-вэнь Ц.с.), основывавшаяся на устно переданных текстах канонов, записанных во 2 в. до н.э. "уставным письмом" (ли шу)- т.н. новым, введенным при реформе письменности в пер. правления Цинь Шихуана (221-210 до н.э.): напр., "Шу (цзин)" в версии Фу Шэна, "Ли (цзи)"- Гао Тан-шэна, "Чунь цю"- Гунъян Гао и Хуму Шэна. Данная школа приписывала авторство на "Шесть канонов"- "Лю цзин" ("Пять канонов" и утраченный "Юэ цзин"- "Канон музыки") Конфуцию. При императоре У-ди было принято предложение Дун Чжуншу и Гунсунь Хуна о присвоении звания боши ("д-р", "гл. эрудит") за знание канонов "новых письмен". Особое значение для этого направления традиции Ц.ч. приобрела "Гунъян чжуань", акцентирующая "великий смысл" (да и) изложенных в летописи событий с т. зр. конф. этико-политич. доктрины и "сокровенное (значение) речений" (вэй янь), т.е. скрытый, аллегорич. смысл текста канона. "Школа текстов новых письмен" широко пользовалась "вторичными книгами" (вэй шу)- текстами, приспособленными для гадания по канонам. В 1 в. до н.э. возникла конкурирующая "школа текстов старых письмен" (гувэнь Ц.с.). Она основывалась на текстах, написанных дореформенным стилем. Согласно "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.), они якобы были обнаружены Гунваном, правителем удела Лу, в стене дома, принадлежавшего Конфуцию ("тексты древних письмен из стены дома Конфуция" - Кун би гувэнь, или "каноны из стены" - би цзин), в т.ч. "Шу цзин", а также "Ли цзи", "Лунь юй", "Сяо цзин". Книги были переданы Кун Аньго - потомку Конфуция, к-рый настаивал на канонизации этих текстов, но получил отказ. Гл. внимание "школа текстов старых письмен" уделяла толкованию "Гувэнь Шан шу" ("Книга преданий старых письмен"), т.е. "Шу цзина", "Чжоу гуани" ("Чжоу ли") и "Цзо чжуани". Тексты "новых письмен" объявлялись ненадежными и неполными. В свою очередь сторонники "школы текстов новых письмен" обвиняли оппонентов в фальсификации. После падения дин. Зап. Хань в 8 до н.э. Ван Ман, узурпировавший трон, по предложению Лю Синя учредил звание боши за знание "текстов старых письмен" и прекратил его присвоение знатокам "текстов новых письмен", с чего началось ожесточенное соперничество этих школ. Их тексты различались составом, разбивкой на разделы и главы, объемом и даже содержанием (содержали разные фрагменты, по-разному интерпретировали историч. события, деяния история., легендарных и полумифич. персонажей и т.п.). Традиция "школы текстов старых письмен" числила своим основоположником Чжоу-гуна (11 в. до н.э.), а Конфуция - продолжателем его дела и гл. обр. историком. Они, как считалось, добросовестно "передавали" древнюю мудрость, не внося ничего от себя. "Шесть канонов" рассматривались как упорядоченные Конфуцием древние историч. материалы. Школа отличалась повышенным вниманием к толкованию отд. слов и выражений, склонностью к буквальному пониманию текста, историко-филологич. разысканиям, использованию зачаточных форм лексико-грамматич. анализа, неприятием гадательных приложений к канонам. В ее рамках созданы первые толковые словари, предназначенные гл. обр. для коммент. целей, - "Эр я" ("Приближение к классике", 2 в. до н.э.) и "Шо вэнь цзе цзы" ("Изъяснение письмен и толкование иероглифов") Сюй Шэня (1 -2 вв.). Это коммент. направление, впоследствии получившее назв. хань сюэ ("ханьское учение", "ханьская школа"), достигло расцвета в эпоху Вост. Хань (1 - 3 вв.). После падения дин. Зап. Хань Ван Ман пытался опереться на толкования данной школой памятника "Чжоу ли" в качестве руководства при проведении политико-экономич. реформ (в части., возрождения системы цзин тянь); в 11 в. ее влияние испытал реформатор Ван Аныии. Эта школа оказала определяющее влияние на каноноведческое учение Чжэн Сюаня, считавшееся в 3 - 10 вв. наиболее авторитетным и представлявшее собой попытку синтеза школ "текстов старых письмен" и "текстов новых письмен". В эпоху Наньбэйчао (Южн. и Сев. династий, 5 - 6 вв.) конкурировали "сев. школа" (бэй сюэ) и "южн. школа" (нань сюэ). Они опирались на толкования и исследовательские принципы Чжэн Сюаня. Однако "сев. школа" (Сюй Цзуньмин, Сюн Анъшэн и др.) основывалась также на трудах Фу Цяня, Хэ Сю (2 в.) и в целом отличалась консерватизмом, доверием к толкованиям каноноведов 1 - 3 вв., тяготела к грамматико-синтаксич. методам анализа, тогда как "южн. школа" (Хуан Кань, Фэй Хань и др.) считала авторитетными работы Кун Аньго, а также Ван Би и Ду Юя (3 в.), конф. и даос, предания, мистико-мантич. традицию, испытала влияние буддизма и была склонна к расширительному толкованию канонич. тезисов. "Южн. школа" оказала наибольшее воздействие на формирование неоконфуцианства. Важный этап в развитии синкретич. традиции Ц.с., учитывающей достижения "сев." и "южн." школ, знаменовало создание усилиями Кун Инда (кон. 6 - нач. 7 в.) и др. по имп. указу сводного труда "У цзин чжэн и" ("Правильные толкования на "Пять канонов"), ставшего осн. пособием для проведения экзаменов на право замещения чиновничьих должностей. В 13 в. при монг. дин. Юань за основу гос. экзаменац. курса были приняты каноноведческие толкования неоконф. Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы. В 17 - 19 вв., при маньчж. дин. Цин, соперничество школ "текстов старых письмен" и "текстов новых письмен" получает новое наполнение. В 17 в. Гу Яньу, выдвинув тезис "освободить каноноведение от учения о принципе (ли сюэ)", выступил за возрождение традиции "школы текстов старых письмен" и "ханьского учения" (хань сюэ). Он имел в виду освобождение каноноведения от схоластич. философствования, присущего неоконф. школам "учения о принципе" (ли сюэ) и "учения о сердце" (синь сюэ (1)), необходимость эмпирич. обоснованности и практич. применимости извлекаемого из канонов знания. Каноноведческое учение Гу Яньу было развито "школой (пер. правления) Цянь (Луна и) Цзя (Цина)" (Цянь Цзя сюэ пай, 18 - нач. 19 в.), делавшей упор на собственно филологич. методы исследования. Осн. направлениями этой школы были "школа (ученых из уезда) У" (У пай), или Усяньское направление, и "школа (ученых из уезда) Вань(нань)" (Вань пай), или Ваньнаньское направление. Учение У пай было создано Хуэй Чжоути (17 в.) и Хуэй Дуном (18 в.), его носителями были Юй Сукэ, Цзян Шэн, Цянь Дасинь, Ван Миншэн, Цзян Фань и др. Гл. своей задачей они считали сбор и обобщение каноноведческих толкований эпохи Хань и составление к ним комментариев. Учение Вань пай было создано Цзян Юном (кон. 17 - 18 в.) и Дай Чжэнем (18 в.), продолжено Чэн Яотянем, Дуань Юйцзаем, Ван Няньсунем, Ван Ичжи и др. Они выступали за выявление сокровенного "великого смысла" канонов посредством детальной лексико-грамматич. проработки текста. Эта школа отличалась антиавторитаризмом, допускала критику ханьских каноноведов и выдвижение собств. концепций. Возрождение "школы текстов новых письмен" поставила своей целью Чанчжоуская школа каноноведения (Чжуан Цуньюй, 18 в.; Лю Фэнлу, 18- нач. 19 в., и др.), стремившаяся к восстановлению, в частн. традиции толкования "Гунъян чжуани" с ее ориентацией на проблемы управления об-вом. В эпоху Цин историко-филологич. исследования подтвердили обоснованность сомнений ряда ученых прежних лет в подлинности "текстов старых письмен": напр., Вань Сыда доказал возможность подделки "древнего" текста "Чжоу и", Лю Фэнлу - "Цзо чжуани", Шао Ичэнь - "И ли", Вэй Юань - "Мао ши" (см. "Ши цзин") и "Гувэнь Шан шу" (см. "Шу цзин"), Хун Цзычжэнь - т.н. древних книг из дворцовой б-ки (императоров дин. Хань). Впоследствии толкование канонов в духе "школы текстов новых письмен" позволило Ляо Пину и Кан Ювэю (19 - нач. 20 в.) дать традиционалистское обоснование реформаторским идеям. Традиц. каноноведение как культурно-идеологич. ин-т фактически прекратило существование в 1-й пол. 20 в. **Карапетьящ А.М. Формирование системы канонов в Китае // Этнич. история народов Вост. и Юго-Вост. Азии в древности и ср. века. М., 1981; Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. С. 302 - 20; Кобзев А.И. Каноны как учебники и учебники как каноны в традиц. культуре Китая // Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 19. История школьных учебных книг. М., 1990; Хонда Нариюкч. Чжуиго Ц.с. ши (История каноноведения в Китае ). Пер. с яп. Шанхай, 1935; Цянь Цзибо. Ц.с. тун чжи (Общее описание каноноведения). Шанхай, 1935; Чжоу Юйтун. Цзинь гу вэнь сюэ (Классич. произведения новых и старых письмен). Пекин, 1957; Чжу Вэйчжэн (ред.). Чжоу Юйтун Ц.с. ши лунь чжу сюаньцзи (Избр. произв. Чжоу Юйтуна по истории каноноведения). Шанхай, 1983. А.Г. Юркевич ЦЗИНТУ ШКОЛА Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|