|
основа - второстепенноеоснова - второстепенное Терминологич. словосочетание, в кит. философии имеющее три осн. значения. 1. "(Оформленная) сущность/реальность и (ее) функция/атрибут". Первый член терминологич. пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указ, значениях понятия ти (1) ("тело/основа") и юн (2) ("применение") фигурируют, видимо, в "Сюнъ-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.): "Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей (оформленной) сущностью (ти (1)), (даже утилитарно) негодное имеет свою функцию (юн (1)) по отношению к человеку" (гл. "Фу го"- "Обогащение гос-ва"). У Ван Чуаньшаня (17 в.) ти (1) - это "реальное наличие" (ши ю), о существовании к-рого можно судить по его атрибутам (юн (2)) ("Чжоу и вай чжуань" - "Внеш. коммент. к "Чжоуским переменам", цз. 2). Сунь Ятсен интерпретировал проблему Т.- ю. как соотношение материи и духа (цзиншэнь), к-рый является неотъемлемым свойством материи ("Цзюньжэнь цзиншэнь цзяоюй" - "Воспитание духа военных"). В совр. философии знак ти (1) используется .для передачи понятий "бытие" (бэнь ти, букв, "изнач. тело") и "субстанция" (ши ти, букв, "реальное тело"). Сюн Шили (20 в.) в развитие рассматриваемой здесь традиц. концепции предложил тезис о "недвойственности ти (1) и юн (2)" (ти юн бу эр). 2. "Основа/субстанция - проявление / акциденция" (более узкое значение: "ноумен - феномен"). Здесь соотношение ти (1) и юн (2) более дихотомично. В этом аспекте проблему Т.- ю. начал разрабатывать Ван Би (3 в.), у к-рого в качестве вселенской "основы" ти ( 1 ) фигурировало "отсутствие/небытие" (у (1), см. Ю - у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил "основой" "наличие/бытие" - ю ("Чун ю лунь" - "О почитании наличия/бытия"). Ван Аньши (11 в.) в качестве единой "основы/субстанции" рассматривал "изнач. пневму" (юань ци (1), см. Ци (1)), пребывающую в состоянии "покоя" (цзин (2), см. Дун - цзин), тогда как ее циркуляция "между Небом и Землей" создает все множество "акциденций/феноменов" ("Лао-цзы чжу"- "Коммент. к "Лао-цзы"). У главных основоположников неоконфуцианства Чэн И (11 -12 вв.) и Чжу Си (12 в.) в роли "основы" фигурируют структурообразующие "принципы" -ли (1), а в качестве "проявления" - "образы" (сян (1), см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию Т.- ю. также на соотношение "(индивид.) природы" (син |1)) и "чувств" (цин (2)) ("Чжу-цзы юй лэй" - "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 5). Принцип Т.- ю. как обозначение дихотомии "основа - проявление" использовался в "нумерологич." медицинских расчетах (иероглиф "ти (1)" обозначал пораженную систему организма - орган и т.п., а иероглиф "юн (2)"-другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия). 3. Дихотомия "принцип (основа) - применение (второстепенное)". Введена теоретиком политики "самоусиления" Чжан Чжи-дуном (19 - нач. 20 в.), предложившим использовать "кит. науку в качестве основы, зап. науку для (утилитарного) применения" (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн), Чжан Чжидун исходил из положения о том, что "кит. наука упорядочивает тело/личность (шэнь (2)) и сердце (синь |1)), зап. наука нужна для мирских дел" ("Цюань сюэ пянь"- "Советы (по поводу) наук"). Под "кит. наукой" понимались духовно-культурные и идеологич. принципы, под "зап. наукой" - естественнонауч. дисциплины и технич. достижения. Этот тезис о соотношении кит. и зап. "наук" в сокращенной формулировке ("китайское в качестве основы, западное для применения") впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании зап. опыта. Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|