|
ло жуфанло жуфан Ло Вэйда, Цзиньси. 1515, Наньчэн (на территории совр. пров. Цзянси), - 1588. Представитель Тай-чжоуской школы последователей Ван Ян-мина. Имел высшую ученую степень цзинь-ши. Служил нач. уезда, в ведомстве уголовных дел. Учился у Янь Цзюня, ученика Ван Гэня. Источником "гуманности" (жэнь (2)), из "семян" к-рой произрастают "долг/справедливость" (и (1)), "благопристойность" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "чистосердечие" (синь (2)), считал "сердце младенца" (чи цзы чжи синь), "объемлющее небесный принцип" (тянь ли), т.е. совокупный высший закон всего сущего. Исходя из тезиса о том, что "сердце младенца не нуждается в обучении и размышлении", различал "человеч. знание" (жэнь чжи (2)), повседневно используемое и являющееся плодом размышлений, и "небесное знание" (тянь чжи (2)), "спонтанно возникающее" и являющееся условием обретения "человеч. знания". Постулировал нерасчленимое единство индивид, "тела/личности" (шэнь (2)) и всего сущего ("Неба, Земли и тьмы вещей"). Подчеркивал "нескончаемость порождения порождающего" (шэн шэн бу и), т.е. вечность мировых трансформаций, теснейшую взаимосвязь и "взаимопроникновение" противоположных начал в природе, субъекта и объекта. Отрицал возможность разделения людей по моральным и интеллектуальным признакам, полагая, что в поведении любого человека проявляются "форма и плоть, небесная и природная сущность", т.е. полярные качества. Противники Тайчжоуской школы обвиняли Л.Ж. в проповеди "хаоса и вседозволенности", "приравнивании порока к добродетели" и близости к учению буд. Чань школы. Соч. Л.Ж. сведены в сб. "Цзиньси-цзы вэнь цзи" ("Сб. произв. учителя Цзиньси"). См. лит-ру к ст. Ван Янмин, (Ван) Янмина школа. Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|