АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ


АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ
    АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ (???????? ? ???????????) (2 в. н. э.), представитель позднего периода Перипатетической школы. Порфирий в «Жизни Плотина» упоминает А. в числе комментаторов, которых читал в Риме со своими учениками Плотин (V. Plot. 14, 13). Симпликий на закате античной традиции подтверждает статус А. как видного комментатора (In Cat. 16, 1-2, ср.: In Phys. 122, 34).
    О жизни одного из самых авторитетных перипатетиков 2 в. достоверных сведений не сохранилось, сочинения утрачены. Предположительно, А. был родом из г. Афродисия в Карий (Мал. Азия), где родился также Александр Афродисийский. О возможном отождествлении А.-перипатетика с Адрастом Грипом (???????? ??????), упомянутым в надписи, обнаруженной при раскопках Афродисии (датируется периодом 103-116) см.: MORAUX II, S. 295-296. Время жизни традиционно определяется на основании упоминаний об А. у Галена и Теона Смирнского. В соч. «О моих книгах» Гален говорит об А. и Аспасии как известных комментаторах в ту пору, когда он начинал учиться философии (Lib. propr. XIX, 42,20-21 Kuhn), Теон делает обширные выписки из комментария А. к «Тимею» (Expos. 50, 22-51). Имеются свидетельства в общей сложности о шести произведениях ?., комментариях и трактатах.
    Комментарий к «Тимею» Платона упоминают и цитируют помимо Теона Порфирий (Porph. In Harm. 7. 24-8. 5; 96. 1-6), Калкидий (Cale. In Tim. 44-46, 59-91), Прокл (Procl. In Tim. II, 169, 29; 170, 5-21; 170, 26-171, 4; 187, 17-26). Возможно, А. комментировал не весь текст платоновского диалога, а трудные математические места. Насколько позволяют судить сохранившиеся фрагменты, целью А. было разъяснить прежде всего сложные астрономические пассажи (расположение небесных сфер, движение планет), опираясь на геоцентрическую теорию Гиппарха. А. пишет об Аристотеле так, словно тот был знаком с теорией эпициклов и прочими идеями Гиппарха. В остальном представление А. о космосе совпадает с аристотелевским: планеты и звезды суть божественные существа, расположенные на равномерно вращающихся сферах, которые состоят из эфира все множество неподвижных звезд несет на себе одна общая сфера, а каждую из планет - несколько сфер; наблюдаемая беспорядочность и неравномерность движения планет объясняются наложением друг на друга различных круговых движений; сложность небесных круговращений приводит к тому, что в мире имеют место возникновение и уничтожение; непосредственно под эфиром располагаются четыре элемента, способные взаимопревращаться; эфир не испытывает перемен и изъят из круга превращений.
    О комментарии к «Категориям» Аристотеля говорит Гален (De libr. pr., t. 19, 42, 12—21 К.), однако не упоминает Симпликий. Свидетельством о существовании комментария А. к «Физике» Аристотеля является фрагмент из комментария Симпликия (In Phys. 122, 33-125, 9), в котором мнение А. дано в передаче Порфирия.
    Афиней в «Пирующих софистах» (Athen. XV, 673 e-f) упоминает об историко-литературном исследовании (???' ???????? ??? ?????), посвященном сочинению Теофраста «О нравах» в 5 кн., а «шестая книга была посвящена Никомаховой этике». Это произведение из пяти книг с продолжением в виде шестой обычно считают произведением ?., но его авторство установлено в результате исправления рукописного ????????, «Адрант», на ????????, «Адраст».) Возможно, исследование А. по этике Аристотеля было частично инкорпорировано в анонимный комментарий к «Никомаховой этике» (текст см.: CAG XX, 123-255 Heylbut), об этой гипотезе: Kenny A. The Aristotelian Ethics. Oxf., 1978, p. 37; MORAUX II, S. 323-330).
    Кроме того, А. был известен как автор трактата «О порядке сочинений Аристотеля» (???? ??? ?????? ??? ??? '???????????? ????????????) (Simpl. In Cat. 18, 16-17; In Phys. 4, 12; также имеется вариант «О порядке философии Аристотеля»: In Cat. 16, 2). Согласно ?., после «Категорий» должны следовать не «Аналитики», а «Топика», ибо следует идти от общепринятых суждений к научным, от вероятных к совершенно истинным. Известно, что А. использовал другое название для трактата «Категории» -«Прототопика» (??? ??? ???????, In Cat. 16, 14), с чем Симпликий был не согласен. Возможно, желание переименовать трактат было вызвано наличием в корпусе аристотелевских сочинений еще одной книги о категориях (???? ??? ?????????? ???????), вероятно, позднейшего учебника, -по словам ?., книга отличалась кратким и сжатым стилем (In Cat. 18,17-18). Неизвестно, считал ли сам А. это произведение аутентичным, но ясно, что не этими «Категориями» начинался «Органон». К А. восходят свидетельства о том, что трактат «Физика» имел несколько вариантов названий: «О началах» (???? ?????), или «Лекции по физике» (?????? ????????) - или первые пять книг называли «О началах», а остальные три - «О движении» (In Phys. 4, 11-15). Последний вариант принимал сам А.
    Текст: Anonymi in Aristotelis Ethica Nicomachea commentarii, - Eustratii et Michaelis et anonyma in ethica Nicomachea commentaria. Ed. G. Heylbut. В., 1892, p. 122-255, 407-460 (= CAG XX).
    Лит.: Hiller ?. De Adrasti Peripatetici in Piatonis Timaeum Commentaria, - RhM 26, 1871, S. 582-589; MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 294-332; Mercken ?. ?. ? The Greek Commentators on Aristotle's Ethics, - Sorabji R. (ed.). Aristotle Transformed: the Ancient Commentators and their Influence. L., 1990, p. 199-231.
    M. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 1094
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • "ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ"
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • АДРАСТ
  • АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ
  • АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ
  • АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ
  • АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТОНОВСКОМУ “ТЕЭТЕТУ”
  • АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТЕЭТЕТУ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Вначале было солнце
  • Вначале было яйцо
  • Где это было?
  • Иллюзия Аристотеля
  • О вращениях небесных сфер
  • СИМПЛИКИЙ
  • СИМПЛИКИЙ
  • ТЕКСТ
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • ТЕРМЫ ПЛАНЕТ
  • УЗЛЫ ПЛАНЕТ
  • УЧЕНИЕ О ПОРЯДКЕ, наука о порядке
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • иллюзия Аристотеля
  • книга жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь