АНАТОЛИЙ


АНАТОЛИЙ
    АНАТОЛИЙ ?????????) (3 в. н. э.), философ-платоник пифагорейской ориентации, «считавшийся вторым после Порфирия» (Eunap. V. Soph. V, 1, 2), учитель Ямвлиха. Начиная с Целлера принято отождествлять этого А. с автором сочинения «О декаде и числах внутри нее», а также с товарищем и соучеником Порфирия, которому тот во время пребывания в Афинах (ок. 250) посвятил свои «Гомеровские вопросы» (ZELLER III. 2, S. 678).
    По предположению ряда исследователей (Grant 1971, р. 141-142; Dillon 1987, р. 867), Анатолий, учитель Ямвлиха и автор трактата «О декаде», может быть тем же лицом, что и упоминаемый Евсевием александрийский философ Анатолий, впоследствии ставший епископом Лаодикии (Eus. Hist. Eccl. VII 32, 6-10). Последний не только был знатоком аристотелевской философии, риторики и естественных наук, но и отличался особым интересом к астрономии и математике. По сообщению Евсевия, ему принадлежит соч. «Об определении дат Пасхи» (сохранилось в виде отрывков у Евсевия (Hist. Eccl. VII 32, 14-19) и в лат. пер.: Liber Anatolii de ratione Paschali, - PG 10, 207) и «Введение в арифметику» в 10 кн., среди которых, возможно, был и трактат «О декаде» (Hultsch 1894, S. 2074; Heiberg 1901, p. 27-41; Grant 1971, p. 141). О жизни этого А. (ум. ок. 282) известно следующее: он родился в Александрии, занимал там должность сенатора и был одним из известнейших преподавателей философии Аристотеля. В 262-263, после захвата Александрии римлянами, он перебирается в Кесарию Палестинскую, где епископ тамошней церкви Феотекн рукополагает его во епископы и назначает своим преемником. Некоторое время они совместно управляют Кесарийской церковью, пока в 274 (по уточненной датировке Дж. Диллона) А. не уезжает в Лаодикию, чтобы по желанию местной паствы стать там преемником умершего епископа Евсевия.
    Вероятно, во время своего пребывания в Кесарии А. возобновляет преподавание философии (Dillon 1987, р. 867) и, возможно, открывает в городе собственную философскую школу, где в начале 70-х у него учится молодой Ямвлих. Впоследствии А. мог посоветовать своему ученику отправиться в Рим к Порфирию, с которым был знаком по годам совместного обучения в Афинах у ритора Лонгина. И хотя вопрос об идентификации двух Анатолиев - философа-пифагорейца и христианского епископа - до сих пор остается открытым, все большее число ученых склоняется к их отождествлению (Grant 1971, р. 141; Larsen 1972, р. 37-38; Hadot 1984, р. 258).
    Единственное известное философское произведение А. - трактат «О декаде и числах внутри нее» (???? ??????? ??? ??? ????? ????? ???????), фрагменты которого сохранились также в составе «Теологуменов арифметики», долгое время приписывавшихся Ямвлиху, - представляет собой не столько изложение оригинального учения, сколько суммирующий обзор традиционной для того времени пифагорейской литературы. Издатели (Hultsch, 1864; Heiberg, 1900) отмечают множество почти дословных параллелей между трактатом А. и сочинениями пифагорейцев 1-2 вв. н. э. Теона Смирнского, Никомаха из Герасы и Модераша. Например, А. подобно Никомаху объясняет научный характер (?????????????) пифагорейской арифметики тем, что объекты, которые она исследует, являются вечными, нематериальными и неизменными; и так же как Теон сравнивает единицу с «единым, умопостигаемым богом, не имеющим возникновения, прекрасным и благом самим по себе» (29, 19-21 Heiberg). В целом содержание трактата «О декаде» сводится к рассмотрению математических свойств чисел первой десятки и разъяснению тех многочисленных эпитетов, которыми их наделяли пифагорейцы. Так единица, по словам ?., именуется «родительницей», «умом», «бытием» и «причиной»; двоица - «дерзанием», «мнением», «движением», «равенством»; троица - «благоразумием», «соразмерностью», «совершенством» и т. д. А. поясняет, что подобные эпитеты присваивались пифагорейцами на основании сходства, которое они усматривали между числами и определенного рода вещами. Так, называя единицу «родительницей» и «причиной», они имели в виду, что та подобно первопричине всего сущего выступает началом всякого числа. Точно так же двоица именовалась у них «равенством» из-за того, что подобно среднему термину (??????????), сочетающему в себе свойства двух противоположных вещей, могла рассматриваться как промежуточная ступень между множеством, представи-мым в виде 3, и единством, представимым в виде 1. Действительно, если единица при сложении с единицей становится больше чем при умножении на единицу (1 + 1 > 1 х 1), а остальные числа, начиная с тройки, при умножении на самих себя становятся больше, чем при сложении с самими собой (3 + 3 < 3 х 3), то двойка и при сложении, и при умножении увеличивается одинаково (2 + 2 = 2x2). Поэтому 2 есть как бы «мать» всех чисел, трансформирующая единство в числовое множество (Theol. arithm. 10, 10-11, 11). Приводя все эти примеры, А. не объясняет, чем может быть вызвано подобное сходство чисел с вещами: случайностью или тем, что числа являются прообразами и производящими причинами всего сущего. В результате перечисляемые им соответствия оставляют впечатление надуманности и произвола, что дает повод некоторым исследователям расценивать трактат «О декаде» как шаг назад по сравнению с более ранними сочинениями Никомаха или Модерата (О'Меага 1989, р. 25).
    Соч.: Anatolius. Excerpta. Ed. F. Hultsch, - Heronis Alexandrini geometricorum et ste-riometricorum reliquat В., 1864, p. 276-280; Anatolius. Sur les dix premiers nombres. Ed. J. L. Heiberg, trad, par P. Tannery, - Annales internationales d'histoire, Congres de Paris 1900. P., 1901, p. 21-51. Изд. «Теологуменов арифметики» см. в лит. к ст. «Ямвлих».
    Словари и энциклопедии: Hultsch F. Anatolius, - RE, Bd. 1, 1894, col. 2073-2074; Goulet R. Anatolius, - DPhA I, 1989, p. 179-183; Bautz F W. Anatolius, - Biographisch' Bilbliographisches Kirchenlexicon. Bd. I, 1990, Sp. 160.
    Лит.: ZELLER, III. 2, 1881, S. 678-679; Grant R. M. Early Alexandrian Christianity, -ChurchHist 40, 2, 1971, p. 133-144; Hadot I. Pappus et Anatolius, - Arts liberaux et philosophie dans la pensee antique. P., 1984, p. 257-258; Dillon J. M Iamblichus of Chalcis, -ANRW II, 36, 2, 1987, p. 866-867; O'MearaD. J. Pythagoras Revived. Oxf., 1989, p. 23-25 (ch. «Anatolius»).
    С. В. МЕСЯЦ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Синонимы:
    анатоль, имя, толик, толя, толян, толяныч


Просмотров: 921
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • АНАТОЛИЙ
  • Анатолий Лаодикийский
  • БЫТИЁ И ВРЕМЯ
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВРЕМЯ
  • ВРЕМЯ
  • ВРЕМЯ
  • ВРЕМЯ
  • ВРЕМЯ
  • ВРЕМЯ РАБОЧЕЕ
  • Вернон Филип / Vernon, Philip E. (1905—1987).
  • Время
  • Время
  • История наук и ученых на протяжении двух столетий
  • ЛУКЬЯНОВ Анатолий Евгеньевич
  • ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • Не во время
  • Основные законы арифметики
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Рапопорт (Rapoport) Анатоль (Анатолий Борисович)
  • Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович)
  • Расстройство в виде дефицита внимания с гиперактивностью, связанное с нарушением поведения
  • Смирнов Анатолий Александрович
  • Смирнов Анатолий Александрович
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • время
  • после этого значит по причине этого



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь