|
ГОРГИЙГОРГИЙ ГОРГИЙ (???????) из Леонтин (в Сицилии; предположительно ок. 480-380 до н. э.), др.-греч. философ-софист и ритор. Вел жизнь странствующего учителя красноречия, жил в Ларисе (Фессалия). Древность знала его главным образом как «отца риторики» (Филострат), которую он понимал как «творца убеждения» и средство достижения успеха (в т. ч. материального) в гражданской и политической жизни. Из многочисленных речей Г. сохранились две: «Похвала Елене» и «Апология Паламеда». В историю философии Г. вошел главным образом благодаря сочинению с парадоксальным названием «О том, чего нет, или О природе» (вероятно, пародирующим название трактата Мелисса «О природе, или О том, что есть»), известному нам по парафразам Секста Эмпирика (Adv. math. VII65-87) и псевдоаристотелевского сочинения «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии» (De MXG 979all-980b21). В нем подробно аргументируются три тезиса: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истолковать другому. На этом основании некоторые исследователи говорят о «нигилизме» (или «иррационализме» и «агностицизме» Г., однако другие видят в сочинении Г. полемическую пародию на элейскую метафизику, а третьи (Г. Гомперц) рассматривают его как шутливое риторическое упражнение, цель которого - придать видимость вероятности заведомо абсурдным положениям. Основные аргументы тройного тезиса: 1) если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Возникшим оно быть не может, согласно постулатам Мелисса («ни из сущего, ни из не-сущего»); невозникшее же должно быть бесконечным, бесконечное не может находиться ни в самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится, согласно аргументу Зенона о месте, - ничто. 2) Если реальное («то, что есть») - мыслимо, то нереальное («то, чего нет») должно быть немыслимо. Однако Сцилла и Харибда мыслимы. Значит, реальное немыслимо. 3) Словесное общение невозможно, т. к. «вещи — не слова и никто не вкладывает (в слова) тот же смысл, что другой» (MXG 980Ы8-19). Аргументация 3-го тезиса предполагает гиперсенсуализм: знание предмета отождествляется с его непосредственным чувственным восприятием, непередаваемым в слове; зрительный образ не может быть передан акустически и т. д. Фрагм.: DK II, 217-307; Untersteiner M. I Sofisti. Testimonianze e frammenti. Fasc. 2. Fir., 19672; Buchheim T. Gorgias von Leontinoi. Reden, Fragmente und Testimonien, gr.-deutch. Hamb., 1989; Маковелъский А. О. Софисты. Вып. 1. Баку, 1940, с. 21-47. Лит.: NewigerH.-J. Untersuchungen zu Gorgias' Schrift uber das Nichtseiende. В., 1973; Kerferd G. B. Meaning and reference. Gorgias and relation between language and reality, -Boudouris K. (ed.). ? ?????? ?????????. The sophistic movement. Ath., 1984, p. 215-223; Long A. A. Methods of argument in Gorgias' Palamedes, - Ibid., p. 233-241 ; Montoneri L., Romano F. (edd.). Gorgia e la sofistica. Atti del Convegno Internazionale (Lentini-Catania 12-15 die. 1983), 2 vols. Catania, 1985; Berti ?. Gorgia e la dialettica antica, - Sei lezioni sulla sofistica, a cura di C.Natali. R., 1992, p. 11-26; Меликова-Толстая С. В. Теория зрения у Горгия, - Труды института истории науки и техники. Сер. Архив истории науки и техники. Вып. 7. М.; Л., 1935. А. В. ЛЕБЕДЕВ Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|