|
ГОРГИЙГОРГИЙ (Gorgias) из Леонтин в Сицилии (ок. 480 — ок. 380 до н.э.) — др.-греч. философ, один из старших софистов. Согласно антич. биографической традиции, ученик Эмпедокла и основателей искусства красноречия Корака и Тисия. В отличие от др. софистов утверждал, что учит не добродетели или мудрости, а только ораторскому искусству, настаивая, по-видимому, на том, что единой для всех добродетели вообще не существует. Отрицал возможность точного знания, ссылаясь на то, что даже припоминание лично пережитого наталкивается на трудности. Поэтому люди должны во всем довольствоваться более или менее правдоподобным мнением. Поверивший в происходящее на театральной сцене или, как выразился Г., обманутый представлением, был мудрее, чем не поддавшийся обману. Иронической полемике против элейской школы было посвящено соч. Г. «О природе, или О несуществующем»: доводя до абсурда попытки элеатов оперировать логическими понятиями наибольшей общности, Г. пытался показать, что в том смысле, как об этом говорили элеаты, не существует ничего, а если бы даже и существовало ч.-л., мы ничего не могли бы об этом знать, и даже если бы узнали, не могли бы ничего передать другим. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ГОРГИЙ из Леонтин в Сицилии (ок. 480 — ок. 380 до н. э.), др.-греч. философ, один из старших софистов. Согласно антич. биографич. традиции-, ученик Эмпедокла и основателей искусства красноречия Корака и Тисия. В отличие от др. софистов, утверждал» что учит не добродетели или мудрости, а только ораторскому искусству, настаивая, по-видимому, на том, что единой для всех добродетели вообще не существует (Платон, Менон 71е слл.; Аристотель, Политика 1260а 25 слл.). Отрицал возможность точного знания, ссылаясь на то, что даже припоминание лично пережитого наталкивается на трудности. Поэтому люди должны довольствоваться во всём более или менее правдоподобным мнением. Поверивший в происходящее на театральной сцене или, как выразился Г., обманутый представлением, был, по его словам, мудрее, чем не поддавшийся обману. Иронич. полемике против элейской школы было посвящено соч. Г. «О природе, или О несуществующем»: доводя до абсурда попытки элеатов оперировать логически с понятиями наибольшей общности, Г. пытался показать, что в том смысле, как об этом говорили элеаты, не существует ничего, а если бы даже и существовало что-нибудь, мы ничего не могли бы об этом знать, и даже если бы узнали, не могли бы ничего передать другим ([Аристотель], О Мелиссе, Ксенофане, Горгии 979 a 11— 980a 21; Секст Эмпирик, Против ученых VII 65 слл.). Фрагменты: Маковельский А. О., Софисты в. 1, Баку, 1941, с. 21—47; DK II, 217—307. Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929; Меликова -Толстая С. В., Язык Г. Теория и практика зарождающейся художеств. прозы Греции, «Уч. зап. Ленингр. гос. университета», 1941-, в. 63, с. 70—86; G o m p е r z H., Sophistik und Rhetorik, Stuttg., 1965; Guthrie W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГОРГИЙ (Gorgias) из Леонтин (род. ок. 483, Леонтин, Сицилия – ум. 375 до Р. X., Лариса) – древнегреч. софист и учитель красноречия. Сначала последователь Эмпедокла, затем проповедовал абсолютный скептицизм: 1) ничего не существует, 2) если бы что-либо существовало, то оно было бы непознаваемо, 3) если бы даже что-нибудь существовало и было познаваемо, то знание о нем нельзя было бы сообщить другим. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГОРГИЙ (???????) из Л е о н т и н в Сицилии (ок. 483–375 до н.э.) – древнегреч. софист, ритор, сторонник рабовладельч. демократии, противник Сократа и Платона как идеологов аристократии. Сведения о Г. и его филос. взглядах содержатся в соч. Платона (диалоги "Гиппий Больший" и "Горгий"), Аристотеля ("О Ксенофане, Зеноне и Горгии") и Секста-Эмпирика ("Против ученых"). Г. – автор трактата "О не сущем или о природе". Опираясь на апории Зенона, Г. выдвигал три тезиса: 1) ничто не существует; 2) если бы нeчто и существовало, оно бы было непознаваемо; 3) если бы нечто было бы познаваемым, то познанное было бы невыразимо (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 254–56). В этих рассуждениях выявлялся крайний релятивизм Г., к-рый, однако, был направлен против догматизма метафизич. учений и имел нек-рое значение для развития древнегреч. диалектики. Соч. (фрагм.): Diels ?., Die Fragmente der Vorsokratiker..., Bd 2, В., 1935, S. 271– 307. Лит.: Дынник ?. ?., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 172–73; История философии, т. 1, М., 1940, с. 125–29 (см Именной указатель); Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен). Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ГОРГИЙ ГОРГИЙ (???????) из Леонтин (в Сицилии; предположительно ок. 480—380 до н. э.)—древнегреческий философсофист и ритор. Вел жизнь странствующего учителя красноречия, жил в Лариссе (Фессалия). Древность знала его гл. о. как “отца риторики” (Филострат), которую он понимал как “творца убеждения” и средство достижения успеха (в т. ч. материального) в гражданской и политической жизни. Из многочисленных речей Горгия сохранились две: “Похвала Елене” и “Апология Паламеда”. В историю философии Горгий вошел благодаря сочинению с парадоксальным названием “О том, чего нет, или О природе” (вероятно, пародирующим название трактата Мелисса “О природе, или О том, что есть”), известному нам по парафразам Секста Эмпирика (Adv. Math. VII 65—87) и псевдоаристотелевского сочинения “О Мелиссе, Ксенофане, Горгий” (De Xenophane, de Zenone, de Gorgia 979all—980b21). В нем подробно аргументируются три тезиса: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истолковать другому. На этом основании некоторые исследователи говорят о “нигилизме” (или “иррационализме” и “агностицизме”) Горгия, однако другие видят в его сочинении полемическую пародию на элейскую метафизику, а третьи (Г. Гомперц) рассматривают его сочинение как шутливое риторическое упражнение, цель которого — придать видимость вероятности заведомо абсурдным положениям. Основные аргументы Горгия: 1) если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Возникшим оно быть не может, согласно постулатам Мелисса (“ни из сущего, ни из не-сущего”); невозникшее же должно быть бесконечным, бесконечное не может находиться ни в самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится, согласно аргументу Зенона о месте,—ничто. 2) Если реальное (“то, что есть”) мыслимо, то нереальное (“то, чего нет”) должно быть немыслимо. Однако Сцилла и Харибда мыслимы. Значит, реальное немыслимо. 3) Словесное общение невозможно, так как “вещи—не слова и так как никто не вкладывает (в слова) тот же смысл, что другой” (De Xenophane, de Zenone, de Gorgia 980Ы8—19). Аргументация 3-го тезиса предполагает гиперсенсуализм: знание предмета отождествляется с его непосредственным чувственным восприятием, не передаваемым в слове; зрительный образ не может быть передан акустически и т. д. Фрагм.: DK II, 217—307; Unterstellter M Sofisti. Testimonianze e fragmenti, fasc. 2. Firenze, 1967; Buchheim T. (hrsg.). Gorgias von Leontinoi, Reden, Fragmente und Testimonien, gr.-deuten. Hamb., 1989; Маковельский А. О. Софисты, вып. 1. Баку, 1940, с. 21—47. Лит.: Мелихова-Толстая С. В. Теория зрения у Горгия.—“Труды Института истории науки и техники”, сер. Архив истории науки и техники, вып. 7. M.—Л., 1935; Богомолов А. С. Диалектический логос. М., 1982, с. 192—197; NewigerH. J. Untersuchungen zu Gorgias Schrift Uber das Nichtseiende. B., 1973; Kerferd G. B. Meaning and reference. Gorgias and relation between language and reality.—The sophistic movement. Athens, 1984, p. 215—223. А. В. Лебедев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|