ГОМЕОМЕРИЯ


ГОМЕОМЕРИЯ
    ГОМЕОМЕРИЯ (???????????, от ??????, подобный, и ?????, часть), мн. ч. гомеомерии, «подобочастные», допустимы толкования: «то, часть чего подобна целому» и «то, части чего подобны друг другу».
    Анаксагор. В перипатетической доксографии и зависимой от нее традиции термином «гомеомерии» передавали анаксагоровский термин «семена» — мельчайшие телесные первоначала, пребывавшие «все вместе» в первичной материальной смеси, из которой «ни с чем не смешанный» Ум создал космос. Гомеомерии - обладающие качеством субстанции, неуничтожимые, их число бесконечно, при этом они бесконечно делимы. Стандартный пример гомеомерии: вода, огонь, золото (DK59 В 41 = Simpl. In Phys. 27, 2сл.), т. е. «то, часть чего подобна целому» (Jo. Philop. In Phys. 24, 25). Из гомеомерии состоят все тела - то или иное называется определенным именем (напр., золотом) условно, потому что в нем процентное содержание золота больше, чем других веществ-гомеомерий. Каждая гомео-мерия, подобно Вселенной, содержит в себе все вещи, так что гомеомерии оказываются «бесконечно число раз бесконечны», В 45 = Simpl. In Phys. 460, 4. Гомеомериями начала Анаксагора впервые назвал Аристотель (В 43 = Arist. Met. 984а11сл.). Лукреций, излагая теорию Анаксагора, как пример гомеомерии приводит не только золото, огонь, землю, но и органические ткани: кости, мышцы, кровь (В 44 = Lucr. I, 830), что учитывает собственно аристотелевский контекст словоупотребления. Ученик Анаксагора Архелай воспринял его учение о мельчайших семенах, и в доксографии ему также было приписано использование этого термина (ср. DK60 В 5 apud Simpl. In Phys.; В 10 apud Aug. Civ. D.; по Августину, Архелай говорил о частицах, «подобных между собой», de particulis inter se similibus, т. е. гомеомериях).
    Аристотель. В физике Аристотеля «подобочастными» именовались однородные вещества, у которых любые части подобны по своим качествам друг другу и целому. Гомеомерии (подобочастные) занимают положение посередине между элементами и «неподобочастными» органами (животных и растений). К «подобочастным» Аристотель относил органические ткани (напр., мясо, кости, кровь, жир, древесину и т. д.), а также металлы (медь, золото, олово и т. д.), однородные минералы и жидкости — перечень «подобочастных» содержится в «Метеорологии» (IV, 10). Неподобочастные состоят из подобочастных (они — материя неподобочастных органов); материей подобочастных являются сухое и влажное, движущим началом - теплое и холодное.
    В последующей истории термина «подобочастные тела» важны медицинские контексты его употребления (сотни раз у Галена, Орибасия и др.). Гален широко использует термин «подобочастные» в аристотелевском значении — однородные тела, занимающие положение среднее между элементами и органами (Qu. opt. med., t. 1, p. 60, 4), — принимая во внимание из списка подобочастных те, которые имеют отношение к живому организму. Для врача гомеомерии образуют предел применения его искусства (в живом существе как объекты медицины выделяются подобочастные, органы и тело в целом). Подобочастные (кости, жилы, вены, артерии, кровь, «соки» и пр.) узнаются «из анатомирования» (De constit. artis med., t. 1, p. 231, 16).
    У Клавдия Птолемея в «Альмагесте» и у Теона Александрийского, автора комментария к «Альмагесту», подобочастным телом назван божественный эфир, которому из объемных подобочастных фигур соответствует шар, - на этом тезисе у Птолемея строится доказательство шарообразности небесных тел (эфир «должен быть связан с подобочастной фигурой... а для объемных фигур таков шар, ибо он охватывается единой подобной ему плоскостью. Поскольку эфир относится не к плоскостям, а к объемам, он должен быть шарообразен», Ptolem. Synt. math. I, 1, 14; Theon Alex. In Synt. math. 379, 16-26. Т. обр., натурфилософская терминология Аристотеля и Анаксагора о подобочастном строении некоторых веществ была усвоена в математических трудах, где описывались сущности нетелесные (плоскости, линии), - для уточнения известных терминов «подобие» и «подобное». Неоплатоник Прокл в комментарии к «Началам» Евклида пользуется термином «подобочастная линия» (?????????? ??????), которого нет у Евклида. «Подобочастны» такие линии, в которых все части совпадают (???????????), их виды: прямая, окружность и цилиндрическая спираль (Procl. In Eucl. I, 201,25); цилиндрическая спираль во всех частях подобочастно (??????????) совпадает сама с собой (Procl. In Eucl. I, 105, 4).
    Порфирий попытался сделать следующий шаг в продвижении термина по онтологической шкале (тело/плоскость/линия) и использовал прилагательное «подобочастный» при описании свойств бестелесного умопостигаемого бытия (? ????? ?????), см.: Porph. Sent. 22: «Умное бытие подобочастно... во всецелом уме все содержится всецело, даже отдельное, а в отдельном - все по отдельности». В комментарии к «Тимею» подобочастной названа мировая душа, которую создает Демиург путем слияния тождественного, иного и сущности (In Tim. II, fr. 64. 13; II, fr. 71). Однако последующими платониками старый натурфилософский термин «подобочастный» даже как метафора не был востребован для описания умопостигаемого мира (однако ср.: Damasc. In Parm. 144, 14).
    м. A. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 1230
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • «ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА»
  • Алтарная часть храма
  • ГОМЕОМЕРИЯ
  • Золото
  • Золото
  • Золото
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ИСЧИСЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНО МАЛЫХ ВЕЛИЧИН
  • Кости
  • Кости Игральные
  • Кровь
  • Кровь
  • Кровь животных
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • МИРОВАЯ ЛИНИЯ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Парваимское золото
  • СОЗНАНИЯ И ТЕЛА ОТНОШЕНИЕ
  • Суфирское золото
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Хождение Вокруг Чего-То
  • ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
  • ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
  • Части
  • Части
  • Часть
  • ЭФИР
  • Эфир
  • золото
  • кровь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь