ГОМЕОМЕРИЯ


ГОМЕОМЕРИЯ
        (греч. , от — подобный и — часть), термин др.-греч. философии. «Гомеомеричными», или «подобочастными», Аристотель называл качественно однородные вещества, у которых любые части подобны по своим свойствам друг другу и целому. В аристотелевской иерархии материального мира они занимали промежуточное место между элементами и «неподобочастными», каковыми являются органы животных и растений. К «подобочастным» Аристотель относил органич. ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир, древесину, кору и т. д., а также металлы и однородные минералы (наиболее полный перечень «подобо-частных» содержится в 4-йкн. «Метеорологии» — 388а 13—20). Аристотель утверждал, что «подобочастные» служат материальными первоначалами в системе Анаксагора, однако в дошедших до нас анаксагоровых текстах этот термин не встречается. Термин «Г.» в позднейшей доксографич. литературе об Анаксагоре обозначал, в частности, мельчайшие частицы («семена» у Анаксагора) всевозможных веществ, смеси которых образуют все вещи.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ГОМЕОМЕРИЯ
термин, к-рым, по свидетельству Аристотеля (Анаксагор А 43, 45, 46, Diels), пользовался Анаксагор, но к-рого нет в дошедших до нас материалах последнего. Этим термином Анаксагор обозначал мельчайший материальный элемент всякого качества, содержащий в себе бесконечность вообще существующих качеств ("всё во всём"). Г. бесконечно делима, но в любой ее части содержится все существующее. В этом нельзя не видеть отдаленного предчувствия учения о бесконечных множествах. Понятие Г., понимаемой Анаксагором как "всё во всём", было создано, как можно предполагать, ради обоснования идеи вечности и неразрушимости материи, к-рая, постоянно возникая и разрушаясь в отдельных вещах, в последней своей глубине, а именно – в Г., мыслилась вечной и неразрушимой. У Аристотеля ("Метафизика", I3, 983в31–984в13) употребляется в виде прилагательного (?????????), букв. – "подобочастное", от ?????? – подобный и ????? – часть), в дальнейшем же в виде существительного (???????????) (так, у Лукреция homeomeria, De rerum natura, I, 830).
Лит. см. при статье Анаксагор.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ГОМЕОМЕРИЯ
    ГОМЕОМЕРИЯ (греч. ???????????, от ??????— подобный и ????? — часть) — термин древнегреческой философии. “Гомеомеричными”, или “подобочастными”, Аристотель называл качественно .однородные вещества, у которых любые части подобны по своим свойствам друг другу и целому. В аристотелевской иерархии материального мира они занимали промежуточное место между элементами и “неподобочастными”, каковыми являются органы животных и растений. К “подобочастным” Аристотель относил органические ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир, древесину, кору и т. д., а также металлы и однородные минералы (наиболее полный перечень “подобочастных” содержится в 4-й кн. “Метеорологики” — 338а13—20). Аристотель утверждал, что “подобочастные” служат материальными первоначалами в системе Анаксагора, однако в дошедших до нас Анаксагоровых текстах этот термин не встречается. Термин “гомеомерия” в позднейшей доксографической литературе об Анаксагоре обозначал, в частности, мельчайшие частицы (“семена” у Анаксагора) всевозможных веЩеств, смеси которых образуют все вещи. И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 284
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • АНАКСАГОР
  • АНАКСАГОР
  • АНАКСАГОР
  • АНАКСАГОР
  • АНАКСАГОР из Клазомен
  • АРИСТОТЕЛЬ
  • АРИСТОТЕЛЬ
  • АРИСТОТЕЛЬ
  • АРИСТОТЕЛЬ ИЗ МИТИЛЕНЫ
  • АРИСТОТЕЛЬ ИЗ МИТИЛЕНЫ
  • АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ
  • АРИСТОТЕЛЬ Стагирит
  • Анаксагор
  • Анаксагор
  • Аристотель
  • Аристотель
  • Аристотель
  • Аристотель Стагирит
  • Аристотель Стагирит
  • ГОМЕОМЕРИЯ
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • Термин
  • Термин
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • термин
  • термин теоретический
  • термин эмпирический



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь