Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
97-летний кардиолог: Если давление выше 130\90, выпейте 2 ложки…
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Врачи поражены! Вся боль из колен и суставов спадает уже к утру!
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Видео с выпускного "убило" всех родителей: кто это заснял?!
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Врачи поражены! Вся боль из колен и суставов спадает уже к утру!
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Паразиты и глисты вылезут комом, если добавить в воду 5%-ый...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Женатым лучше не смотреть: танец роскошной Татьяны (видео)



Эффект конформизма

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо известны и подробно описаны в книгах Д. Майерса «Социальная психология» (1997) и Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в социальную психологию» (1998). Они называют несколько условий возникновения конформизма:

  • степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;
  • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;
  • численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  • состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
  • ловушка «группомыслия» среди людей;
  • сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  • статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  • наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй – мотивационного.

С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

  1. внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;
  2. внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;
  3. негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;
  4. нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, о становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.


Просмотров: 7971
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Социальная психология




Другие новости по теме:

  • 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
  • 8.2. Лидерство в спортивной группе
  • Аш (Asch) Соломон (1907 – 1996)
  • Группы демографические
  • Классификация малых групп
  • Климат социально-психологический
  • Конфликт между личностью и группой
  • Межличностное общение в социальной группе
  • Мизансцена педагогическая
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии. В.Э. Чудновский
  • Образование малой группы
  • Повышение эффективности работы коллектива
  • Понятие первичной группы
  • Понятие трудового коллектива
  • Репрезентативность выборки
  • Рисуночный тест «Я и группа»
  • Социальная психология малой группы
  • Социология семьи
  • Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой
  • Уровни развития группы
  • Феномен группового давления
  • Эффект «бумеранга»
  • Эффект «мы и они»
  • Эффект группового эгоизма
  • Эффект группомыслия
  • Эффект подражания
  • Эффект принадлежности к группе
  • Эффект социальной фасилитации
  • Эффективность групповой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       



    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Единственный продукт, который проникает в суставы на 100%, это...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Пока не стукнул инсульт и не лопнул сосуд, возьмите за правило...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Не смейте выбрасывать зажимы от хлебных упаковок: они бесценны
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Чтобы потенция всегда была крепкой, делайте это раз в день!
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Кардиологи не ожидали, но эта вкуснятина очищает сосуды за ночь!
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Эта штука проникает в суставы и восстанавливает хрящи даже в 82!



    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.

    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Женатым лучше не смотреть: танец роскошной Татьяны (видео)
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Мне уже 95 - потенция ни разу не подводила. Мой вам совет...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Эта штука излечивает суставы в любом возрасте. Записывай рецепт:
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Танец на выпускном взорвал сеть: смотреть без детей
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Это лучший препарат в США! Уберёт боль в суставах! Называется...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Продукт, который восстанавливает суставы на 100: Это обычный...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Пышнотелая танцовщица заставила зал замереть! Только посмотрите
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Девушка из г Колумбус опозорилась на всю Беларусь! Видео ошеломит






    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь