Мах (Mach) Эрнст (1838 – 1916)

австрийский физик, философ, психолог. Представитель эмпириокритицизма. Профессор, действительный член Венской академии наук. Образование получил в Венском университете, где с 1855 г. обучался физике, философии, математике. В 1860 г. защитил диссертацию ("Uber elektrische Entladung und Induktion"), с 1861 г. М. - приват-доцент физики Венского ун-та, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств. Был в близких дружеских отношениях с Й. Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата. После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора М. переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864 г. он - профессор математики, с 1866 г. - профессор физики, с 1867 г. - профессор унта Праги, где выполнял функции декана (1872-1873) и ректора (1879-1880). В 1883-1884 гг. - ректор пражского Немецкого ун-та. В 1895 г. возвращается в Вену, возглавляет кафедру истории и теории индуктивных наук в Венском ун-те (1895-1898), затем до 1901 г. - профессор философии. С 1898 г. М. был вынужден из-за болезни устраниться от дел и до 1913 г. жил в Вене, а затем переехал под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан "Союз Эрнста Маха", организованный по инициативе членов Венского кружка, который работал прежде всего на ниве просвещения. В философском плане М. отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) М. противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886 г. М. сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат - "нейтральный опыт", который состоит из "элементов опыта". Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал М., заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них представляет собой ощущения, связанные с живым телом (настроения, чувства), обозначаемые как "Я". "Я" - принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории "Я" повлияла затем на учение У. Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г. Бар, Р. Музиль). М. проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия, в частности придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения, когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки ("Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen", Jena, 1886, в рус. пер.: " Анализ ощущений и отношение физического к психическому", 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого "барабана Маха", а латентное торможение - при помощи "полос Маха". М. автор трудов: "Die Lehre von den Bewegungsempfindungen", 1875; "Beitrage zur Analyse der Empfindungen", Jena, 1886; "Die Erkenntnis und Irrtum", 1905. В рус. пер. также изд. труды: "Познание и заблуждение", М., 1909; статьи в Сб. "Новые идеи в философии" ("Философское и естественно-научное мышление", сб. 1; "Основные идеи моей естественно-научной теории познания", сб. 2., СПб., 1912).
Просмотров: 1240
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Ашаффенбург (Aschaffenburg) Густав (1866 – 1944)
  • Бергер (Berger) Ханс (1873 – 1941)
  • Болдуин (Boldwin) Джеймс Марк (1861 – 1934)
  • Вайцзекер (Weizsacker) Виктор (1886 – 1957)
  • Вебер (Weber) Эрнст Генрих (1795 – 1878)
  • Габерлин (Haberlin) Пауль (1878 – 1960)
  • Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан (1887 – 1936)
  • Геринг (Hering) Эвальд (1834 – 1918)
  • Геффдинг (Hoffding) Харальд (11.04.1843 – 02.06.1931)
  • Гроос (Groos) Карл (1861 – 1946)
  • Йенш (Jaensch) Эрих (1883 – 1941)
  • Кафка (Kafka) Густав (1883 – 1953)
  • Конрад (Conrad) Клаус (19.06.1905 – 05.05.1961)
  • Ланге (Lange) Карл Георг (1834 – 1900)
  • Ланге (Lange) Фридрих Альберт (1828 – 1875)
  • Лацарус (Lazarus) Мориц (15.09.1824 – 14.04.1903)
  • Липпс (Lipps) Теодор (28.07.1851 – 17.10.1914)
  • Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  • Лотце (Lotze) Рудольф Герман (21.05.1817 – 01.07.1881)
  • Майер (Mayer) Генрих (05.02.1867 – 28.11.1933)
  • Рамуль (Ramul) Константин (1879 – 1975)
  • Ранк (Rank) Отто (22.04.1880 – 31.10.1939)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Стаут (Stout) Георг Фредерик (1860 – 1944)
  • Твардовский (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 – 1938)
  • Ференци (Ferenczi) Шандор (1873 – 1933)
  • Форель (Forel) Август (01.09.1848 – 27.07.1931)
  • Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889 – 1976)
  • Шнайдер (Schneider) Курт (1887 – 1967)
  • Штерринг (Storring) Густав (1860 – 1946)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь