Теория Личности Г. Оллпорта

Американская психологическая наука дала миру многих выдающихся ученых, ставших основателями ведущих направлений современной психологии. Одним из них был и Гордон Виллард Оллпорт (1897-1967).

В своих многочисленных исследованиях он пытался понять психологию человеческого поведения, изучить цели, которые человек ставит перед собой и индивидуальные психологические характеристики, отличающие одного человека от другого, путь развития человеческой личности и саму личность.

В работах Г. Оллпорта достижения ведущих современных ему направлений психологии – бихевиоризма и психоанализа, объединены с результатами собственных наблюдений и исследований. Сам ученый видел следующую задачу своих исследований – «Уменьшить разногласия между философиями человека и установить шкалу их вероятной истинности». Поэтому основное внимание в своих работах он уделял человеческой личности, её становлению и развитию.

Проведя изучение различных толкований и определений человеческой личности, с древних времен до современности, Г. Оллпорт выделил 50 наиболее значимых. Взяв их за основу и суммируя собственные наблюдения, он предложил свое определение - одно из лучших до сегодняшнего времени.

«Личностью называется динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное поведение и мышление».

Динамичность личности проявляется в том, что человек в любой момент жизни готов к изменениям и развитию. В противоположность многим психоаналитикам Г. Оллпорт утверждал, что в любой момент развития человек вопреки прошлому опыту может изменить себя и свою жизнь. Основой этого свойства служит способность человека к самосознанию, т.е. способность понимать себя и свои поступки и прогнозировать их вероятные последствия.

Единицей изучения личности служит определенная «личностная черта». Черта представляет собой определенное свойство личности, которое проявляется в ежедневных реакциях и поступках человека, в его мыслях и отношениях к явлениям окружающего мира. Черты достаточно устойчивы и одинаково проявляются в широком спектре ситуаций. В свое время Г. Оллпорт выделил до 1000 личностных черт. Среди них можно выделить доминирующие – главные, которые определяют наиболее важные поступки человека и второстепенные подчиненные. Все черты человека находятся во взаимосвязи друг с другом, что и создает уникальность и неповторимость каждого человека.

Г. Оллпорт был категорически против подведения людей, под какие либо общие типы, считая, что таким образом мы теряем человеческую индивидуальность. Каждая черта своеобразным образом проявляется в каждом индивиде, и мы не можем, называя отзывчивым и добрым одного человека, применить это определение в той же мере к другому человеку. Для каждого из них эти черты и их проявление будет различным, потому что в их личностях присутствуют и другие характеристики, которые определяют уникальность и своеобразие проявления конкретной черты именно этим человеком в этой ситуации. Роль ситуации и вообще контекста, в котором происходит человеческая жизнь очень велики. Именно с определенной ситуации проявляется человеческая личность, без ситуации нет человеческой личности. Все черты и свойства, находясь «внутри», и мы никак не можем судить об их наличии без того, что бы увидеть их проявление в жизни.

Что бы понять человеческую личность, необходимо так же проследить ее жизненный пусть и всю динамику развития человека, изучая его биографию, понимать взаимодействие различных черт и их сочетаний. Только тогда мы можем с уверенностью утверждать, что понимаем логику поступков и поведения человека.

Новаторство Г. Оллпорта проявилось и в объекте исследования. Объектом исследования для него служила психически здоровая личность. Следует отметить, что в начале века в психологии личности основной экспериментальный материал был получен из наблюдений врачей-психиатров за психически больными людьми, либо людьми, нуждающимися в серьезной помощи психотерапевта. Этим путем шли Фрейд, Юнг и многие другие психологи. Г. Олллпорт признавая достоинства данного подхода, считал, что в первую очередь необходимо изучать здоровую личность и в своих исследованиях руководствовался именно этим принципом.

Особое внимание Г. Оллпорта привлекало развитие человеческой личности во всей возрастной динамике развития. В понимании жизненного пути и психологического созревания личности на пути к зрелости он остался верен себе, стремясь избежать радикальности других психологических направлений считавших, что человек в своем развитии зависим от детских переживаний и комплексов (Психоанализ) либо является продуктом действия внешних стимулов и ситуаций (бихевиоризм). Зрелая, здоровая личность по Г. Оллпорту отличается принятием себя таковой, какой она есть, обладает способностью к самопознанию, имеет цельную жизненную философию, демонстрирует эмоциональную зрелость и способность к теплым сердечным чувствам, а так же отличается здоровым чувством юмора.

Человеческое развитие – динамичный процесс, который продолжается всю жизнь, а значит, человек не является ни заложником своей наследственности, ни полностью зависимым от ситуации развития. Обладая свободой выбора, которую можно получить, развивая в себе способность к самопознанию человек способен в любой момент жизни направить личностное развитие к зрелости.

Своими работами относительно природы человеческой личности Г. Оллпорт стал первопроходцем, заложившим основы гуманистической психологии и понимания психологии здоровой личности. Его идеи оказали влияние на формирование взглядов на природу психического многих известных психологов в частности К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мэя и многих других.

Подготовил психолог
Савченко Олег (Севастополь)


Просмотров: 4108
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология




Другие новости по теме:

  • 6.6. Типические особенности личности школьников
  • 6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника
  • 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
  • Биогенетическая концепция личности
  • Бюлер Шарлотта
  • Бюлер Шарлотта (1893 – 1974)
  • Взаимосвязь понятий общей психологии и социальной психологии
  • Гордон Виллард Олпорт
  • Гуманистическая психология
  • Индивид, индивидуальность, личность.
  • Индивидные и личностные отличия людей
  • Исследования в области самооценки
  • Личность и ее структура
  • Мораль и нравственность: единство противоположностей
  • Объект, предмет и основная цель социальной педагогики
  • Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношений
  • Перспектива исследований личности в социальной психологии
  • Понимающая психология
  • Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
  • Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
  • Психология жизненного пути
  • Психология судьбы
  • Развитие личности
  • Самоактуализирующаяся личность
  • Специфика социально-психологической проблематики личности
  • Сущность социализации и ее стадии
  • Типическое и индивидуальное в характере
  • Толстых Александр Валентинович (1953 – 1997)
  • Уильям Джемс
  • Характер и деятельность человека. Роль условий жизни, обучения и воспитания в формировании характера.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь