Психофизиология половых различий

Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнения.

Однако по поводу причин этих различий высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, имеют место утверждения, что очевидные различия между мужчинами и женщинами возникают вследствие социальных условий; с другой – что такие различия биологически предопределены начиная с момента зачатия. Между этими крайними взглядами существует целый спектр промежуточных мнений.

Различия между мужчинами и женщинами проявляются, по-видимому, уже с самого раннего детства. Младенцы женского пола: например, охотнее реагируют на человеческое лицо, голос, прикосновение, тогда как мальчики уделяют больше внимания игрушкам и окружающим предметам. В раннем возрасте для девочек характерны больший интерес к людям и более сдержанное поведение, мальчики же, наделенные сильнее выраженными агрессивными и исследовательскими наклонностями, более заинтересованы в изучении окружающего мира и выяснении того, как «работают» вещи. Разумеется, речь опять-таки идет об усредненных характеристиках, и индивидуальные вариации поведения очень значительны.

Ко времени поступления в школу девочки демонстрируют лучшие вербальные способности, скорее учатся читать и писать (в раннем детстве они также раньше начинают говорить) и в целом обгоняют своих сверстников-мальчиков по успеваемости. В пубертатном периоде ситуация может меняться, особенно в отношении точных наук, требующих способностей к абстрактному мышлению и визуально-пространственного восприятия.

Эти интеллектуальные и эмоциональные различия развиваются и совершенствуются во взрослом периоде жизни, чем объясняется (хотя бы отчасти, так как социальные факторы также играют в этом определенную роль) то обстоятельство, что мужчины чаще становятся специалистами по компьютерам, математиками и т.д. Недавние исследования показывают, что существуют значительные отличия в структурной организации мозга мужчин и женщин. Многие ученые даже склонны считать их неизменными, поскольку они возникают под воздействием различных концентраций мужских и женских гормонов во время внутриутробного развития мозга.

Существуют значительные различия между мужчинами и женщинами по абсолютной массе мозга, которые, однако, полностью нивелируются при вычислении относительных показателей: отношения массы мозга к размерам тела. В целом женщины даже обгоняют мужчин по этому индексу.

Мозг мужчин функционально более специализирован. Левое полушарие у них почти исключительно связано с вербальными способностями, тогда как правое занято решением визуально-пространственных проблем. Для женщин характерны те же закономерности, но в меньшей степени выраженные. В пределах каждого полушария у мужчин больше полей, предназначенных для специфических функций, тогда как межполушарных связей у них меньше. Предполагалось даже, что этими свойствами можно объяснить целеустремленность мужчин, так как у них не рассеивается внимание на охват деталей. Если перед мужчиной и женщиной стоит одна и та же задача, то мужчина выберет, как правило, самое простое решение, игнорируя все, что, по его мнению, не относится к делу, тогда как женщина потратит немало времени на рассмотрение всех привходящих обстоятельств, прежде чем придет к какому-либо решению. В то же время женский мозг отличается большим развитием полей, связанных с вербальными функциями, чем и объясняются лучшие показатели женщин в этой области.

Различия в гормональных характеристиках играют важную роль и типичном для лиц обоего пола эмоциональном поведении. Так, например, высказывались мнения, что женщины более контактны и легче вступают в дружеские отношения, поскольку у них отсутствуют мужские гормоны, ответственные за агрессивность и конкуренцию между себе подобными.

Однако любые попытки объяснить сложности человеческого поведения исходя из чисто биологических характеристик неизбежно приводят к формированию стереотипов, игнорирующих сложности происходящих в обществе процессов, влияние культуры, а также индивидуальную изменчивость. В частности, гендерная идентичность (т.е. восприятие индивидуумом своей половой роли) определяется не только половыми хромосомами, пренатальным и постнатальным гормональными уровнями, но также отношением родителей к полоролевым установкам ребенка.


Просмотров: 3788
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • Аспекты половой дифференциации
  • Аспекты половой идентичности
  • Биологический пол и гендерная идентичность
  • Гендер
  • Гендерные различия
  • Гормональная конституция человека и поведение
  • Гормоны и влечение
  • Ему можно, а мне нельзя?
  • Инь и Ян
  • Когда лучше отказаться от секса
  • Кто «лучше» – мужчины или женщины?
  • Миф об ангеле-проститутке
  • Мужской и женский гомосексуализм
  • Особенности полового диморфизма взрослых
  • Пол и асимметрия полушарий
  • Пол, гендер и здоровье
  • Половые различия в онтогенезе человека
  • Последствия развода для мужчин, женщин и детей
  • Профессиональная самореализация мужчин и женщин
  • Психология половых различий
  • Сексуальное поведение мужчин-гомосексуалистов
  • Системная модель половой дифференциации
  • Спорт и выносливость у мужчин и женщин
  • Стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах
  • Существуют ли какие-либо различия в манере целоваться у мужчин и женщин!
  • Трансвестизм
  • Тревоги мужчин, связанные с сексом
  • Что определяет сексуальную ориентацию?
  • Что такое гомосексуализм?
  • Что такое транссексуалы и травести?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь