Половые различия в онтогенезе человека

Каждая клетка организма содержит некую информационную программу, в соответствии с которой она функционирует. Эта программа заложена в хромосомах, которые находятся в клеточном ядре. Благодаря особому виду клеточного деления, каждая из гамет, будь то яйцеклетка или сперматозоид, содержит всего лишь 23 единичные хромосомы. Поэтому после их соединения новая оплодотворенная клетка, от которой в дальнейшем пойдет потомство, будет содержать 23 пары хромосом – по половине от каждого из родителей.

Одна пара хромосом определяет пол дочернего организма. Яйцеклетка всегда несет Х-хромосому, тогда как сперматозоид – либо X, либо Y-хромосому. Поэтому пол ребенка определяется хромосомами, переносимыми сперматозоидами: комбинация XX – девочка, XY – мальчик.

Вплоть до 8 недель после зачатия мужские и женские эмбрионы выглядят практически одинаково. Но всего через неделю, когда длина зародыша еще не превышает 3 см, а его вес – 2 г, наружная мембрана, покрывающая гениталии женского организма, исчезает, образуя вход в примитивное влагалище. У мужского зародыша один конец генитальных складок начинает удлиняться до рудиментарного пениса. К 11-й неделе устанавливаются характерные очертания наружных половых органов.

Процесс, происходящий внутри зародышевого организма, намного сложнее. У недифференцированного зародыша имеется два вида трубчатых образований – мюллеровы и вольфовы протоки. У женщин между 7-й и 9-й неделями внутриутробного развития вольфовы протоки практически исчезают, а нижние части мюллеровых объединяются, образуя влагалище. Затем, довольно медленно, вплоть до 34-й недели, недифференцированные половые железы (гонады) превращаются в примитивные яичники, а верхние части мюллеровых протоков становятся фаллопиевыми трубами.

У мужчин, напротив, исчезают мюллеровы трубы, гонады мигрируют в мошонку, становясь яичками, а вольфовы протоки дифференцируются в семевыносящие.

В самом общем виде можно выделить следующие уровни половой дифференциации у человека:

  1. пол хромосомный – зависит от состава половых хромосом;
  2. пол гонадный – зависит от типа сформировавшихся гонад;
  3. пол гормональный – зависит от качества и количества продуцируемых половых гормонов;
  4. пол соматический, или фенотипический, – зависит от наружных половых органов, вторичных половых признаков, пропорций тела и т.д.;
  5. пол психический – зависит от психосексуальной ориентации индивида и осознания им/ей своей гендерной принадлежности.

Пол – это биологический статус личности, а гендер – социо- психологический статус, формирование которого находится под воздействием разнообразных социокультурных факторов.

Вернемся к особенностям индивидуального развития человека: средний вес новорожденных девочек несколько ниже, чем мальчиков: 3,17 и 3,4 кг соответственно. Размеры сердца и легких у цепочек при рождении также чуть ниже. Дети, вес которых сильно отличается от средних значений, имеют меньше шансов на выживание.

Девочки и мальчики в раннем детстве растут с примерно одинаковой скоростью, хотя девочки и обгоняют мальчиков в отношении скелетного созревания и прорезывания зубов (один из показателей так называемого биологического возраста).

В процессе постнатального онтогенеза особое значение для формирования внешних различий, свойственных мужчинам и женщинам, имеет пубертатный период. В это время молодой организм приобретает способность к деторождению. У девочек в яичниках начинают созревать яйцеклетки и появляется менструация – вероятии, самый важный из признаков наступающего пубертаса. У мальчиков яички приступают к продуцированию спермы. Это всего лишь один из показателей в длинном списке физических изменений, которые происходят почти во всех частях тела.

У представителей двух полов существуют важные различия в ш шертывании процесса полового созревания. Девочки достигают половозрелое в течение сравнительно короткого времени и после достижения ими взрослой физической формы, а мальчики достигают взрослой физической формы значительно позднее, фактически после наступления половозрелости. Можно сказать, что девочки вначале реализуют программу роста, а потом – программу созревания, а мальчики – наоборот. Иными словами, мальчики становятся половозрелыми задолго до обретения ими внешнего облика взрослых мужчин, а девочки выглядят взрослыми и достигают определенных размеров тела до окончательного становления репродуктивной функции. Это дало повод американскому антропологу Б. Богину (1999) выступить с оригинальной гипотезой, касающейся сути процесса взросления у представителей двух полов. По мнению этого исследователя, подобные половые различия во временной приуроченности событий полового созревания отражают в первую очередь эволюционный опыт человечества, а именно, ведущую роль самок гоминид в выращивании и воспитании детенышей.

У девочек пубертатный период начинается между 9 и 14 годами, а заканчивается – между 14 и 18. Мальчики обычно развиваются и созревают позже и медленнее девочек.


Просмотров: 2482
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • Аспекты половой дифференциации
  • Биологический пол и гендерная идентичность
  • Влияние развода родителей на детей
  • Вуайеризм
  • Гормональная конституция человека и поведение
  • Гормоны и влечение
  • Детский онанизм
  • Индивидуальные различия в темпах созревания: акселерация и ретардация
  • Инь и Ян
  • Конструирование «мужского» и «женского» в различных этнокультурных средах
  • Может быть, это признаки гомосексуальности?
  • Неприятие запахов половых органов и их выделений
  • Опросник А.И. Зарова «Методика идентификации детей с родителями»
  • Орально-генитальная стимуляция
  • Особенности полового диморфизма взрослых
  • Пол и асимметрия полушарий
  • Пол, гендер и здоровье
  • Половая дифференциация с точки зрения биологии и медицины
  • Психологические особенности акселератов и ретардантов
  • Психология половых различий
  • Психофизиология половых различий
  • Сексуальное поведение лесбиянок
  • Системная модель половой дифференциации
  • Стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах
  • Физическое развитие
  • Что определяет сексуальную ориентацию?
  • Что такое мастурбация?
  • Что такое транссексуалы и травести?
  • Эксгибиционизм



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь