Глава 13. Кто из богинь получает золотое яблоко?

Состязание, конфликты и союзы среди богинь разыгрываются в душе женщины точно так же, как когда-то это происходило на Олимпе. На какую из богинь женщина обращает внимание? Кого она игнорирует? Скольких из них она выберет? Эти внутренние фигуры, представляющие могущественные архетипические паттерны, сражаются за первенство, как сами греческие богини со­стязались за золотое яблоко — приз, присужденный Парисом.

Суд Париса

Все олимпийские боги и богини, за исключением Эриды (Эрис), второстепен­ной богини раздора, были приглашены на свадьбу царя Фессалии Пелея и прекрасной морской нимфы Фетиды. Оскорбленная Эрида решила отомстить за пренебрежение к себе. Она внесла раздор в празднество, подбросив на пиршественный стол золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". Оно про­катилось по столу, и его немедленно потребовали для себя Гера, Афина и Афродита. Каждая считала, что по справедливости и заслуженно это яблоко должно принадлежать ей. Конечно, они не могли решить между собой, кто из них прекраснейшая, поэтому обратились к Зевсу, чтобы он решил их спор. Он уклонился от выбора, направив их к необычайно красивому юноше, пастуху Парису, и повелев ему быть судьей.
Три богини нашли Париса, живущего идиллической жизнью с горной нимфой на лесных склонах горы Иды. Каждая из трех богинь по очереди пыталась повлиять на его решение с помощью подкупа. Гера посулила ему власть над всей Азией, Афина — военную славу и победы, Афродита же обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Без колебаний Парис провозгла­сил прекраснейшей Афродиту и отдал ей золотое яблоко — и так навлек на себя вечную ненависть Геры и Афины.
Суд Париса в дальнейшем привел к Троянской войне. Пастух Парис был сыном царя Трои Приама. Прекраснейшей женщиной в мире была Елена, жена
Менелая, царя Спарты. Парис вызвал его страшный гнев, когда похитил Елену и увез ее с собой в Трою. Этот поступок спровоцировал между греками и троянцами десятилетнюю войну, закончившуюся разрушением Трои.
Пять олимпийских богов находились на стороне греков: Гера и Афина (их приверженность греческим героям проистекала из враждебности по отноше­нию к Парису), Посейдон, Гермес и Гефест. Четверо олимпийцев приняли сторону троянцев: Афродита, Аполлон, Арес и Артемида.
Суд Париса вдохновил на создание величайших в западной цивилизации литературных произведений. События, последовавшие за его решением, были увековечены в трех великих классических эпосах — "Илиаде", "Одиссее" и "Энеиде", в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида.

Современный вариант суда Париса

Каждая современная женщина осуществляет свой личный суд Париса. Вопросы — те же самые, на которые должны были ответить олимпийские гости: "Кто из богинь получит золотое яблоко?" и "Кому быть судьей?"


Какая богиня получает золотое яблоко?

Согласно мифу, из присутствующих богинь три требовали себе золотое яблоко. Это были Гера, Афина и Афродита. Однако в душе женщины состав соперниц может быть разным. Может быть, это соперничество за яблоко разыгрывается между двумя, тремя или четырьмя — любое сочетание из семи богинь может составить сообщество конфликтующих друг с другом сил. Пробужденные архетипы нередко соперничают за верховенство или влияние внутри каждой женщины.
Что означает, согласно исходному мифу, выбрать "прекраснейшую" среди Геры, Афины и Афродиты, сражающихся за превосходство над двумя сопер­ницами? Когда я рассматривала, что символизируют эти три богини, меня внезапно осенило понимание, что они представляют три главных направления жизни женщины, три аспекта, часто конфликтующие в ее душе. Гера на первое место ставит замужество — и так поступила бы женщина, отождествляющая себя с целями Геры. Афина ценит использование интеллекта для достижения мастерства и власти, и женщина, почитающая ее как прекраснейшую, важней­шей считала бы свою карьеру. Афродита покровительствует красоте, любви и страсти, творчеству как основным ценностям, и женщина, согласная с этим, ставит витальную энергию своей жизни выше продолжительной близкой свя­зи и достижений.
Эти выборы фундаментально различны, поскольку все три богини относят­ся к различным категориям. Гера — уязвимая богиня, Афина — богиня-девственница, Афродита — алхимическая богиня. В жизни женщин обычно преобладает один из трех представленных этими категориями стилей.

Кто должен судить? Кто решает, какая богиня получает золотое яблоко?

В мифе выбор осуществил смертный мужчина. И в патриархальных культурах это тоже делают смертные мужчины. И, конечно, если мужчины решают, какое место должна занимать женщина, то выбор ограничивается тем, что их устра­ивает. Например, границы жизни большинства немецких женщин когда-то определяли три К — Kinder, Kuche, Kirche (дети, кухня, церковь).
На персональном уровне вопрос "Какая богиня получает золотое яблоко?" описывает состязание линий поведения, образа жизни, привычек. Начинается все с родителей и родственников. Затем учителя и одноклассники, подруги, те, с кем она встречается, мужья и даже дети — все продолжают и продолжают суд Париса. Этот суд продолжается каждым, кто вручает или удерживает "золотые яблоки", награждает ее одобрением за то, что приятно ему. Например, маленькая девочка, в личности которой присутствует аспект спокойствия и потребность в уединенности (благодаря Гестии), являющаяся неплохим игроком в теннис (под воздействием или Артемиды, или Афины), проявляющая материнские наклонности по отношению к своим маленьким родным и двоюрод­ным братьям и сестрам, обнаруживает, что за что-то одно она получает большее одобрение, чем за другое. Отец хвалит ее за хорошо сыгранную теннисную партию — или за проявление качеств будущей хорошей матери? Что ценит ее мать? Это интровертная семья, где принято, чтобы каждый ее член проводил время самостоятельно, или экстравертная, где желание побыть в уединении кажется некоторой странностью? Учат ли девочку сдерживаться, не показывать, что она обладает хорошим ударом слева, и всегда позволять мужчине побеждать себя? Старается ли она оправдывать ожидания других?
Если женщина позволяет другим решать, что является для нее важным, то она будет проживать ожидания родителей и соответствовать социальным представлениям своего класса о том, что именно ей следует делать. То, какая богиня станет главенствовать в ее жизни, определяют другие.
Если она сама решает для себя, кто из богинь внутри нее "получит золотое яблоко", основывая свое решение на силе этой богини в себе, тогда, что бы она ни решила, это будет для нее значимым. И поддерживает ее семья и культура или нет, она всегда останется самой собой.

Богини в конфликте: комитет как метафора

Внутри женщины богини могут соперничать друг с другом — или власть достается одной из них. Каждый раз, когда женщина должна осуществить важное решение, может возникнуть спор среди богинь из-за золотого яблока. Если это так, то сама ли женщина выбирает из соперничающих приоритетов, инстинк­тов и паттернов? Или направление, ею принимаемое, определяется для нее правящей богиней?
Юнгианский аналитик и мой руководитель Джозеф Уилрайт утверждает, что происходящее в наших головах может быть представлено в виде комитета, образованного сидящими вокруг стола различными аспектами нашей личнос­ти — мужскими и женскими, молодыми и старыми, шумными и тихими, главенствующими и подавленными. Если мы удачливы, во главе стола сидит здоровое эго, председательствуя и решая, когда и кому следует брать слово или чья очередь наступает. Председатель сохраняет порядок благодаря тому, что является исполнительным участником и эффективным руководителем — ка­чества хорошо функционирующего эго. Если эго функционирует хорошо, результатом является адекватное поведение.
Возглавлять комитет — нелегкая задача, особенно когда в женщине нали­чествуют богини требовательные и требующие власти, временами конфликту­ющие друг с другом. Когда эго женщины не может поддерживать порядок, может вмешаться архетип какой-либо одной из богинь и завладеть личностью. Говоря метафорически, эта богиня правит смертной. Может также возник­нуть внутренний эквивалент олимпийской войны с конфликтующими одина­ково сильными архетипическими элементами.
Когда человек находится в состоянии внутреннего конфликта, исход зави­сит от того, как работают вместе члены этого особого "комитета личности". Подобно всем комитетам, функционирование группы зависит от председателя и членов — кто они, насколько сильны их точки зрения, насколько согласован­но действует группа или насколько она сварлива, как хорошо поддерживает порядок председатель.

Организованный процесс: эго функционирует как председатель и все богини имеют возможность быть услышанными

Первая возможность — организованный процесс под председательством наблюдающего эго, которое способно осуществлять ясные решения, основанные на адекватной информации. Эго осознает всех участников и их различные потребности и побуждения. Все значимые аспекты личности услышаны, реаль­ность учитывается, напряжение терпимое. Поскольку каждая богиня говорит об отдельном инстинкте, ценности или аспекте женской души (полноты ее личности), то объем сказанного любой богиней зависит от силы этого отдельного архетипа и его включения в конкретную повестку дня и от того, как долго позволяет эго (председатель) высказываться этой богине.
Например, решение женщины может касаться того, как провести воскресенье. Гестия предпочитает уединение и предлагает провести спокойный тихий день дома. Гера чувствует обязанность навестить родственников мужа. Афина напоминает о какой-либо незаконченной работе. Артемида отстаивает участие в женском семинаре.
Решение женщины может касаться и того, что делать во второй половине ее жизни. Здесь каждый аспект ее личности, каждая богиня может быть по праву заинтересована в результате. Например, позволяет ли это время "теперь, когда дети выросли" прервать неудовлетворяющее замужество? Здесь чашу весов может склонить Деметра. Раньше она объединялась с Герой, чтобы оставаться в несчастливой ситуации, "потому что детям нужен отец". Может быть, сейчас она объединит силы с Артемидой и предпочтет независимость?
Просмотров: 4173
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 5. Женщина в путах (К книге "Лекции по АП" Г. Адлер)
  • III ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1 ВОЙ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ДИКОЙ ЖЕНЩИНЫ
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 10. Персефона: девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка
  • Глава 11. Алхимическая богиня — Афродита
  • Глава 12 Афродита: богиня любви и красоты, творческая женщина и любовница
  • Глава 14 Героиня в каждой женщине
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 2. Пробуждение богинь
  • Глава 3. Девственные богини: Артемида, Афина и Гестия
  • Глава 4. Артемида: богиня охоты и луны, соперница и сестра
  • Глава 5 ОХОТА: КОГДА СЕРДЦЕ- ОДИНОКИЙ ОХОТНИК
  • Глава 5. Афина:богиня мудрости и ремесел, стратег и дочь своего отца
  • Глава 6. Гестия: богиня домашнего очага и храма, мудрая женщина и незамужняя тетушка
  • Глава 7. Уязвимые богини: Гера, Деметра и Персефона
  • Глава 8. Гера: богиня брака, хранительница долга и жена
  • Глава 9 Деметра: богиня плодородия и земледелия, воспитательница и мать
  • Глава 9 ЧУВСТВО ДОМА: ВОЗВРАТ К СЕБЕ
  • Дарел Шарп НЕЗРИМЫЙ ВОРОН Конфликт и Трансформация в жизни ФРАНЦА КАФКИ
  • Джеймс Хиллман "О необходимости аномальной психологии: Анаке и Афина"
  • Джин Шинода Болен "Богини в каждой женщине"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Полная хронология жизни Юнга
  • ТАБЛИЦА БОГИНЬ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эдвард Ф. Эдингер "Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь