|
Мама, дай денег.Автор статьи: Конкина Валентина Анатольевна
В бизнесе есть такое понятие центры финансовой ответственности. Одним из них является центр затрат. Он определяет расходную часть бюджета. И если относиться к семье как к предприятию по производству человека, то этот человек должен вырасти финансово грамотен. Ваш ребенок со временем будет входить в центр затрат и центр дохода семьи сначала родительской, а затем и своей собственной. Он будет принимать решения, связанные с деньгами и нести за эти решения полную ответственность. Но у ребенка нет представления о том, какие вещи или услуги можно купить на определенные деньги. Так когда же стоит начать погружать ребенка в отношения с деньгами? Самые маленькие дети учатся отношению к деньгам через наблюдение за взрослыми. Они копируют ценности родителей, их поведение, впитывают в себя семейные послания и мифы. И иногда трудности с деньгами у взрослых обусловлены именно родительскими посланиями. Так, возмущение матери от того, что ребенок взял лежащие на столе деньги, и требование вымыть руки, потому что деньги грязные, бессознательно может быть воспринято ребенком как метафора «грязные деньги». А затем любой контакт с деньгами будет восприниматься как грязный. Но тема этой статьи не психотерапия отношений с деньгами у взрослых, а то, как помогать детям усваивать здоровые отношения с деньгами. Начало отношений с деньгами зарождается с того момента, как ребенок учится считать. Считать можно яблоки, пуговицы, счетные палочки, копейки. Особенно интересно и продуктивно затем узнавать, сколько копеек в рубле, сколько рублей в этой монетке и т.д. При этом, естественно, монетки предлагается раскладывать кучками, эквивалентно их стоимости. И для ребенка 5–6 лет это пока только игра, в которой он учится соотносить такие характеристики окружающих предметов как количество и размерность. В этом возрасте, согласно Пиаже, совершенно нормальна путаница и ошибки в количественном соотношении характеристик. Дети предпочитают, чтобы в их кошельке лежало много мелочи, которое может быть совершенно не эквивалентно купюре. А бумажку они просят разменять. Ведь монеток-то много, а купюра всего одна! Возникает впечатление, что и денег стало больше. Очень полезна забытая современными детьми игра в магазин. В некоторых культурах особой ценностью считается умение торговаться и пользоваться распродажами и скидками. Игра в магазин также позволяет детям усваивать смысл этих акций. Иногда родственники дарят деньги ребенку-младенцу. И понятно, что это деньги на ребенка. Ими распорядятся родители, согласуясь или нет с мнением дарителя. А деньги, подаренные ребенку старшего дошкольного возраста, имеют другой статус. Это скорее деньги ребенку. И тогда ребенок принимает активное участие в их расходовании и может быть не согласен с родительскими планами. И это повод для того, чтобы договариваться и учить дошколенка соотносить свои потребности с реальной жизнью. Уже в этом возрасте ребенок при наличии у него определенной суммы может хотеть быть сопричастным семейному бюджету и давать родителям деньги в долг или одалживать у них. И это тоже повод прояснять особенности отношения с деньгами. Чаще всего ребенок 6–7 лет меряет деньги игрушками, сладостями, развлечениями. И задача взрослого помогать соотносить деньги с теми благами, которые на них ребенок хочет приобрести. Что можно купить на эту сумму, а что нельзя; на что можно поднакопить, а что слишком дорого, может ли родитель добавить недостающую сумму или нет и почему. Младший школьник так или иначе начинает сталкиваться с карманными деньгами: на булочку в буфете, на фотографии в школе, на потерянные ручки и карандаши, на проезд. В современном мире часть этих вопросов решаются за счет электронных карточек и строгого контроля со стороны взрослых за электронным счетом детей. И это, на мой взгляд, имеет свои плюсы и минусы. Ребенок может очень долго не сталкиваться с карманными деньгами и не ощущать их размерность, эмоциональную нагрузку и свою ответственность за их трату. Некоторые родители решают вопрос карманных денег у детей суммами, которые выдаются им на неделю в свободное пользование. И это, на мой взгляд, полезно, потому что в этом случае можно учить детей соизмерять свои потребности со своими возможностями и возможностями родителей. В это время важно постепенно уменьшать степень родительского контроля за детскими тратами. Конечно, ребенок будет покупать бесполезные вещи! Но именно это даст ему возможность учиться сопоставлять и понимать ценность вещей, своих желаний и денег. А если при этом рядом принимающий родитель, то с ним можно обсудить неудачи или получить поддержку и совет. В любом случае даже ерундовые покупки, забытая в магазине сдача и потерянные деньги имеют свою воспитательную ценность Со временем можно часть школьной мелочевки отдавать на откуп детям из их карманных денег. Например, решением о том, что стерки или фломастеры в случае их потери и порчи дети покупают сами. Это позволит развивать и большую ответственность по отношению к личным вещам и самостоятельность и опыт принятия ограничений. Конечно, сума карманных денег растет с возрастом, поскольку возрастают потребности детей. И растет их возможность принимать ответственные решения и оплачивать из карманных денег часть своих потребностей. Таких как сотовая связь, походы в кино, подарки родителям на праздники и прочее. Также подростки могут принимать участие в обсуждении размера своих карманных денег. Они должны понимать, чем обусловлена именно эта сумма. И будет ли изменяться ее размер в зависимости от поведения и школьных успехов ребенка, от состояния семейной бухгалтерии. Ну а со временем у подростка появятся и первые заработанные деньги, которые впоследствии станут постоянными. Эти заработки дадут ему право войти в центр дохода семьи и обсуждать расходную часть семейного бюджета. Карманные деньги – это возможность воспитывать у ребенка ответственность и самостоятельность и повышать его финансовую грамотность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|