Мама, дай денег.

В бизнесе есть такое понятие центры финансовой ответственности. Одним из них является центр затрат. Он определяет расходную часть бюджета. И если относиться к семье как к предприятию по производству человека, то этот человек должен вырасти финансово грамотен.

 Ваш ребенок со временем будет входить в центр затрат и центр дохода семьи сначала родительской, а затем и своей собственной. Он будет принимать решения, связанные с деньгами и нести за эти решения полную ответственность.

 Но у ребенка нет представления о том, какие вещи или услуги можно купить на определенные деньги. Так когда же стоит начать погружать ребенка в отношения с деньгами?

 Самые маленькие дети учатся отношению к деньгам через наблюдение за взрослыми. Они копируют ценности родителей, их поведение, впитывают в себя семейные послания и мифы. И иногда трудности с деньгами у взрослых обусловлены именно родительскими посланиями.

 Так, возмущение матери от того, что ребенок взял лежащие на столе деньги, и требование вымыть руки, потому что деньги грязные, бессознательно может быть воспринято ребенком как метафора «грязные деньги». А затем любой контакт с деньгами будет восприниматься как грязный.

 Но тема этой статьи не психотерапия отношений с деньгами у взрослых, а то, как помогать детям усваивать здоровые отношения с деньгами.

 Начало отношений с деньгами зарождается с того момента, как ребенок учится считать. Считать можно яблоки, пуговицы, счетные палочки, копейки. Особенно интересно и продуктивно затем узнавать, сколько копеек в рубле, сколько рублей в этой монетке и т.д.

 При этом, естественно, монетки предлагается раскладывать кучками, эквивалентно их стоимости. И для ребенка 5–6 лет это пока только игра, в которой он учится соотносить такие характеристики окружающих предметов как количество и размерность.

 В этом возрасте, согласно Пиаже, совершенно нормальна путаница и ошибки в количественном соотношении характеристик. Дети предпочитают, чтобы в их кошельке лежало много мелочи, которое может быть совершенно не эквивалентно купюре.

 А бумажку они просят разменять. Ведь монеток-то много, а купюра всего одна! Возникает впечатление, что и денег стало больше.

 Очень полезна забытая современными детьми игра в магазин. В некоторых культурах особой ценностью считается умение торговаться и пользоваться распродажами и скидками. Игра в магазин также позволяет детям усваивать смысл этих акций.

 Иногда родственники дарят деньги ребенку-младенцу. И понятно, что это деньги на ребенка. Ими распорядятся родители, согласуясь или нет с мнением дарителя.

 А деньги, подаренные ребенку старшего дошкольного возраста, имеют другой статус. Это скорее деньги ребенку. И тогда ребенок принимает активное участие в их расходовании и может быть не согласен с родительскими планами. И это повод для того, чтобы договариваться и учить дошколенка соотносить свои потребности с реальной жизнью.

 Уже в этом возрасте ребенок при наличии у него определенной суммы может хотеть быть сопричастным семейному бюджету и давать родителям деньги в долг или одалживать у них. И это тоже повод прояснять особенности отношения с деньгами.

 Чаще всего ребенок 6–7 лет меряет деньги игрушками, сладостями, развлечениями. И задача взрослого помогать соотносить деньги с теми благами, которые на них ребенок хочет приобрести. Что можно купить на эту сумму, а что нельзя; на что можно поднакопить, а что слишком дорого, может ли родитель добавить недостающую сумму или нет и почему.

 Младший школьник так или иначе начинает сталкиваться с карманными деньгами: на булочку в буфете, на фотографии в школе, на потерянные ручки и карандаши, на проезд.

 В современном мире часть этих вопросов решаются за счет электронных карточек и строгого контроля со стороны взрослых за электронным счетом детей. И это, на мой взгляд, имеет свои плюсы и минусы.

 Ребенок может очень долго не сталкиваться с карманными деньгами и не ощущать их размерность, эмоциональную нагрузку и свою ответственность за их трату.

 Некоторые родители решают вопрос карманных денег у детей суммами, которые выдаются им на неделю в свободное пользование. И это, на мой взгляд, полезно, потому что в этом случае можно учить детей соизмерять свои потребности со своими возможностями и возможностями родителей.

 В это время важно постепенно уменьшать степень родительского контроля за детскими тратами. Конечно, ребенок будет покупать бесполезные вещи! Но именно это даст ему возможность учиться сопоставлять и понимать ценность вещей, своих желаний и денег.

 А если при этом рядом принимающий родитель, то с ним можно обсудить неудачи или получить поддержку и совет. В любом случае даже ерундовые покупки, забытая в магазине сдача и потерянные деньги имеют свою воспитательную ценность

 Со временем можно часть школьной мелочевки отдавать на откуп детям из их карманных денег. Например, решением о том, что стерки или фломастеры в случае их потери и порчи дети покупают сами. Это позволит развивать и большую ответственность по отношению к личным вещам и самостоятельность и опыт принятия ограничений.

 Конечно, сума карманных денег растет с возрастом, поскольку возрастают потребности детей. И растет их возможность принимать ответственные решения и оплачивать из карманных денег часть своих потребностей. Таких как сотовая связь, походы в кино, подарки родителям на праздники и прочее.

 Также подростки могут принимать участие в обсуждении размера своих карманных денег. Они должны понимать, чем обусловлена именно эта сумма. И будет ли изменяться ее размер в зависимости от поведения и школьных успехов ребенка, от состояния семейной бухгалтерии.

 Ну а со временем у подростка появятся и первые заработанные деньги, которые впоследствии станут постоянными. Эти заработки дадут ему право войти в центр дохода семьи и обсуждать расходную часть семейного бюджета.

 Карманные деньги – это возможность воспитывать у ребенка ответственность и самостоятельность и повышать его финансовую грамотность.



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Деньги для жизни или жизнь для денег? Или почему семейные психологи решили сделать тренинг про деньги.
  • Семья и деньги. Часть 1. Я, семья, деньги. Повышаем мотивацию к зарабатыванию денег.
  • 4 вопроса про деньги (которые помогут наполнить свой кошелек деньгами)
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как именно деньги могут испортить отношения:«Куда у нас деваются все деньги?»
  • Как перестать тратить деньги и начать копить? Хочу перестать бояться денег. Как получать деньги?
  • Можно ли давать детям карманные деньги
  • Можно ли давать детям карманные деньги
  • Самое ценное из того, что можно купить за деньги
  • Как именно деньги могут испортить отношения: Вопрос распределения семейного бюджета
  • Про предпринимательскую жилку у детей и подростков: можно ли детям зарабатывать деньги
  • Правило денег №1. Когда мы теряем свои деньги?
  • Деньги — это просто! Как наполнить свой кошелек деньгами
  • Деньги и их энергия (часть 1). Важность денег.
  • К кому «липнут» деньги? Секреты людей с большими деньгами
  • Как наполнить свой кошелек деньгами? Учимся «притягивать» деньги
  • К кому «липнут» деньги? Четыре секрета людей с большими деньгами
  • Своё любимое дело, много денег, чтобы легко, а я на эти деньги делаю что хочу. Хотите? Я - да )))
  • «Денег нет, но вы держитесь». Где взять деньги, когда они очень нужны
  • Хочу денег, а денег нет! Работаю, борюсь....7 шагов до взаимной любви с деньгами.
  • Подростки и их первые заработки карманных денег
  • Семья и деньги. Часть 2. Удовольствие и деньги. Работа с внутренним ребенком.
  • Хочу больше денег. Как сделать, чтобы он давал мне деньги? Как убрать ревность? Как перестать ревновать?
  • Что не любят наши деньги? Самые вредные для денег привычки
  • Почему деньги «убегают» от вас? Хотя вы стараетесь изо всех сил (но денег больше не становится)
  • Деньги из ниоткуда. Как «найти» деньги, когда они очень нужны
  • Как зарабатывать деньги, сидя дома. 5 хороших идей, если не хватает денег
  • Деньги в дом. Пять вещей, которые надо успеть сделать в этом месяце
  • Кто для кого, деньги для нас или мы для денег?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь