|
Синдром отвергнутой Ведьмы, или в чем ошибка Хомы Брута?Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
С детских лет каждый из нас помнит одно из величайших творений Николая Васильевича Гоголя "Вий". Кто подзабыл, напомню, что семинарист-философ Хома Брут с друзьями отправился на каникулы. Остановившись на ночлег у одной бабульки, Хома и подумать не мог, что перед ним роковая женщина, ведьма... Вспомните, что произошло в тот самый час? Разместив всех ребят, бабулька отправилась в хлев, где ночевал Хома.
Вот она, начальная точка конфликта, исход травмы, если можно так выразиться. Перед нами мужчина и женщина, неважно какого возраста, титулов и прочих регалий. Две природы, две стихии. Отвергнутая женщина превращается в злую, очень злую ведьму.
С литературоведческой точки зрения, мы уже никогда не узнаем, был ли этот ночной, безумный полет на оседланном Хоме местью ведьмы или это красиво сгенерированный художественный прием гениального писателя, но с точки зрения психологии отношений более похоже на первый вариант. Месть ведьмы-женщины за травму обесценивания и отвержения. Психологическое состояние мужчины с доминирующей женщиной описано блестяще Гоголем-тонким знатоком душ человеческих.
Половой инстинкт и страх - все смешалось в голове несчастного Хомы, когда голос плоти в юном теле надрывается в совсем уже не детском желании... Но нравственная, социально ориентированная основа личности молодого человека (персона, социальная маска) перевешивает эмоциональный отклик и Хома начинает судорожно читать молитвы. Сила молитвы подействовала, Хома освободился от своей наездницы. Однако теперь он, судя по всему, сублимируя свою сексуальную энергию,
Выраженная сексуальная агрессия Хомы откликнулась в нем желанием изувечить отвергнутую им женщину. Я бы даже сказала, что тем самым, избивая ее поленом, он не просто снимал с себя возбуждение, но и в такой агрессивной форме пытался вытеснить то самое желание, возникшее у него во время полета, и, вероятно, доставившее ему дискомфорт и чувство стыда, что он, молодой и красивый, а все же что-то да почувствовал к этой уже немолодой женщине. Иными словами, вымещал свою злобу и аутоагрессию на жестокие действия по отношению к этой женщине.
И снова непонятное психологическое состояние овладело Хомой. От которого он трусливо побежал в город, бросив несчастную женщину умирать. Метаморфоза, связанная с превращением старухи в красивую женщину, это своего рода акт установления или даже торжества правил сексуальной игры Хомы. "Пока доминирует она, я не вижу в ней женщину" "Когда доминирую я, жестоко подавляя ее, она для меня Красавица". Отчасти это созвучно с правилами полоролевой игры между мужчиной и женщиной. Для мужчины женщина привлекательнее, когда он охотник и наоборот, чем больше активности женщина проявляет, тем больше вероятность возникновения отвращения. Личностная характеристика Хомы весьма неприглядная: избил до смерти женщину, удрал по-подлому, оказался корыстен и мелочен. Вся его личность отразилась в одной емкой фразе после того, как ему озвучили волю усопшей: "Три ночи как-нибудь отработаю, зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами". Гоголь своей талантливой рукой рисует совершенно потрясающие мистические картины, возникающие в сознании Хомы. Но больные, тревожные, призрачные видения есть не более чем отголосок совести, напоминающей тлеющий уголек в его душе. Таким образом, не грозные видения, не пресловутая нечисть погубила Хому, а его невежество, безответственность, озлобленность, деспотизм, сексизм и жадность. Это качественно новое переосмысление легендарного произведения Гоголя. Долгие годы потребовались на осмысление реальной картины, не побоюсь этого слова, расстановки, не укладывающейся в рамки стереотипного понимания повести, которая позволяет беспристрастно посмотреть на образы и найти их в нашей реальности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|